Дело № 2-4030/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 ноября 2016 года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Куминой Ю.С.,
при секретаре Васениной М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца Ереминой И.А., представителя истца Просоловой Н.Я., представителя ответчиков Степановой О.В.
гражданское дело по иску Ереминой И.А. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Челябинской области о признании незаконным решения комиссии ФСИН России, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Еремина И.А. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний России (далее по тексту – ФСИН России), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Челябинской области (далее по тексту – ГУФСИН по Челябинской области) о признании решения комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, возложении на ФСИН России обязанности поставить истца на учет для получения указанной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска сослалась на то, что с ДД.ММ.ГГГГ проходит службу в уголовно-исполнительной системе, в настоящее время является <данные изъяты> ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Челябинской области. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала на вольнонаемных должностях. Выслуга в календарном исчислении по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 17 лет 03 месяца 03 дня. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с рапортом в подкомиссию ГУФСИН России по Челябинской области о постановке ее на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Ее рапорт с приложенными документами, необходимыми для рассмотрения вопроса о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, были приняты ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированы под порядковым номером №. Согласно выписке из протокола заседания подкомиссии ГУФСИН России по Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о направлении ее документов во ФСИН России для рассмотрения вопроса о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Однако решением комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года № 369, а именно: выписки из домовой книги и финансово-лицевого счета на квартиру по адресу: <адрес>, свидетельства о регистрации дочери. На момент обращения с рапортом она была зарегистрирована в жилом доме, общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>. Данный жилой дом принадлежал на праве собственности ее бывшему супругу – ФИО18 брак с которым был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время она зарегистрирована по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности ее матери – ФИО11, членом семьи которой она не является. Помимо нее, в данном жилом помещении зарегистрированы и проживают 5 человек. Более жилых помещений, принадлежащих ей на праве собственности она не имеет. Считает указанное решение незаконным, нарушающим ее права на получение социальной выплаты. Кроме того, ответчиком ФСИН России нарушен срок рассмотрения документов.
Истец Еремина И.А. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что согласно действующего законодательства, а именно п.19 Порядка, утвержденного приказом ФСИН России от 29.08.2013 года № 496 документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены Комиссией ФСИН России в течение трех месяцев с даты получения. Однако до <данные изъяты> года ответ так и не был получен. В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ она написала письменное обращение в приемную Президента РФ, после чего ей прислали копию решения комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием необходимых документов. В приложенных к рапорту документах не хватало копии выписки с лицевого счета по месту жительства и свидетельства о регистрации по месту жительства ее несовершеннолетней дочери. Полагает, что отсутствие данных документов не может являться основанием для отказа в постановке на учет, поскольку в случае необходимости недостающие документы можно было запросить дополнительно. Кроме того, подкомиссия ГУФСИН России по Челябинской области приняла все документы, рассмотрела их и, без каких-либо нареканий, направила во ФСИН России. К ГУФСИН России по Челябинской области у нее претензий не имеется.
Представитель истца – Просолова Н.Я., допущенная к участию в деле протокольным определением суда, поддержала позицию своего доверителя. Дополнительно пояснила, что при рассмотрении документов, ФСИН России нарушил сроки, утвержденные Приказом № 496 от 29.08.2013 года, а именно нарушил 3-хмесячный срок рассмотрения документов. О том, что Ерёминой И.А. было отказано в постановке на учет, она узнала спустя продолжительное время путем обращения в сети Интернет в приемную Президента РФ. Считает, что права доверителя нарушены и на основании изложенного просит признать решение комиссии ФСИН России незаконным, обязать комиссию ФСИН России поставить Ерёмину И.А. на учет для предоставления единовременной социальной выплаты.
Представитель ФСИН России и ГУФСИН по Челябинской области – Степанова О.В., действующая на основании доверенностей от 03.10.2016г. (л.д.45,46), считает, что оснований для удовлетворения иска не имеется, поскольку отказ правомерен и обоснован. Истцом не представлены обязательные документы, предусмотренные п.5 Правил, а именно отсутствует выписка из домовой книги и выписка из лицевого счета по месту постоянной регистрации по адресу: <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, а также копия свидетельства о месте регистрации по месту жительства по адресу: <адрес> дочери заявителя. Указанные обстоятельства явились основанием для отказа в постановке на учет заявителя, о чем свидетельствуют данные, изложенные в выписке из протокола ФСИН России № от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, информация о месте регистрации/жительства за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должна быть в материалах учетного дела, т.к. в соответствии с пп.3 п.5 Правил исследуется период проживания заявителя за последние 5 лет до подачи заявления, а также копия свидетельства о месте регистрации членов семьи заявителя в соответствии с пп.«б» п.5 Правил. Таким образом, комиссия ФСИН России без анализа вышеуказанных обстоятельств не могла принять решение о постановке Ерёминой И.А. на учет. Соответственно с учетом указанной нормы и согласно перечня документов, которые сотрудник должен в обязательном порядке прилагать к заявлению, при отсутствии каких-либо конкретных документов, предусмотрено право на предоставление заменяющих документов, которые Ерёминой И.А. также не были приложены.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Ереминой И.А. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные акты РФ» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 Закона, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона № 283-ФЗ.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369.
В судебном заседании установлено, что Еремина И.А. проходит службу в уголовно-исполнительной системе, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности <данные изъяты> ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН по Челябинской области, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала на вольнонаемных должностях (л.д. 72-81 копия послужного списка).
ДД.ММ.ГГГГ Еремина И.А. обратилась с заявлением (рапортом) на имя директора ФСИН России о принятии ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 369 от 24 апреля 2013 года (л.д.57-58). В заявлении Еремина И.А. указала состав семьи: сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения
Календарная выслуга Ереминой И.А. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 17 лет 03 месяца 03 дня (л.д. 17 справка).
Ранее единовременная социальная выплата Ереминой И.А. не предоставлялась. Жилых помещений на праве собственности, а также в пользовании на основании договора социального найма, заявитель и члены ее семьи не имеют.
Документы, необходимые для рассмотрения вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, приняты секретарем подкомиссии ГУФСИН России по Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20).
Согласно Порядку формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам и семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденному Приказом Федеральной службы исполнений наказаний от 29 августа 2013 года № 496 (действовавшему с 20 октября 2013 года до 13 декабря 2014 года), соответствующие комиссии формировались как постоянно действующие коллегиальные органы на уровне ФСИН России, территориальных органов ФСИН России и образовательных учреждения ФСИН России (п. 7).
Полномочиями по принятию решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него на момент возникновения спорных правоотношений обладала комиссия ФСИН России.
Подкомиссией ГУФСИН России по Челябинской области проведена проверка предоставленных Ереминой И.А. документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369, а также установленному порядку их оформления.
ДД.ММ.ГГГГ подкомиссия ГУФСИН России по Челябинской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ГУФСИН России по Челябинской области единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, проверив представленные документы на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления, приняла решение направить документы Ереминой И.А. в ФСИН России для рассмотрения вопроса о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты (выписка из протокола № - л.д.18-19).
ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии ФСИН России при рассмотрении заявления Ереминой И.А. было установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время заявитель с детьми зарегистрированы по адресу: <адрес>. Ранее, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Еремина И.А. была постоянно зарегистрирована по адресу: <адрес>. Статус, площадь и собственник жилого помещения не известны. Выписка из домовой книги и ФЛС по указанному адресу не представлены.
Решением комиссии ФСИН России Ереминой И.А. было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Не представлены выписка из домовой книги и финансово-лицевой счет по адресу: <адрес>, а также свидетельство о регистрации дочери (л.д. 15-16).
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ.
Оценка нуждаемости сотрудника в жилом помещении осуществляется комиссией на основании представляемых сотрудником в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения в целях постановки на учет документов, исчерпывающий перечень которых указан в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года № 369.
В числе прочего, пп. "з" п. 5 Правил предусматривает необходимость предоставления выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющих их документов. Этой же нормой установлено, что в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
По смыслу названной нормы предоставление указанных документов необходимо для проверки заявителя на соответствие положениям ч. 3 ст. 4 ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также для проверки возможности намеренного ухудшения заявителем жилищных условий в пятилетний период, предшествовавший подаче заявления.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из представленных материалов учетного дела Ереминой И.А., не оспаривается истцом, при обращении в комиссию ФСИН России с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, Ереминой И.А. в отношении жилого помещения по адресу: <адрес> были приобщены: копия домовой книги на дом № № по <адрес>, финансовые лицевые счета за 5 лет по д. № № <адрес>, а также справки ОГУП «Обл.ЦТИ» об отсутствии зарегистрированных за Ереминой И.А. жилых помещений, выписка и уведомление из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию.
Согласно п. 6 Правил регистрации формы заявлений, свидетельств, уведомлений и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов устанавливаются Федеральной миграционной службой.
В соответствии с п. 82 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11.09.2012 г. № 288, должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов, с учетом положений пункта 30 Регламента, заполняют карточку регистрации по форме № 9 (приложение № 13 к Регламенту), поквартирную карточку по форме № 10 (приложение № 7 к Регламенту) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме № 11 (приложение № 8 к Регламенту), адресные листки прибытия по форме № 2 (приложение № 5 к Регламенту), листок статистического учета прибытия по форме № 12П и листок статистического учета выбытия по форме № 12В к ним (приложение № 12 к Регламенту) - на лицо, подлежащее статистическому наблюдению.
Пункт 85 названного Административного регламента предусматривает, что при регистрации граждан в жилых помещениях частного жилищного фонда, принадлежащих физическим или юридическим лицам на праве собственности, в случае отсутствия соглашения собственника (собственников) жилого помещения с управляющей жилищным фондом организацией на ведение данной работы, осуществляется оформление и хранение владельцами домов (квартир) домовых (поквартирных) книг по форме № 11 (приложение № 8 к Регламенту). Домовые (поквартирные) книги ведутся на каждое изолированное жилое помещение: домовладение (квартиру), часть домовладения (часть квартиры), комнату.
Домовая книга в силу п. 6 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713, п. 82 и 85 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, принятого Приказом ФМС России от 11.09.2012 г. № 288, оформляет регистрацию граждан в жилых помещениях частного жилищного фонда.
Таким образом, выписка из домовой (поквартирной) книги по месту регистрации Ереминой И.А. в квартире, расположенной по адресу: <адрес> не могла быть представлена, так как такой документ для жилых помещений в многоквартирных домах не предусмотрен, в то время как в отношениях между собственниками (пользователями) жилых помещений в многоквартирных домах и обслуживающими данные дома организациями, лицами, осуществляющими начисление коммунальных платежей, применяются финансовые лицевые счета на квартиру.
При этом, копия финансово-лицевого счета по месту постоянной регистрации по адресу: <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также свидетельство о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес> дочери Ереминой И.А., в нарушение требований п.5 Правил истцом к заявлению приложены не были.
Вместе с тем, данные документы имели существенное значение при оценке комиссией нуждаемости Ереминой И.А. в жилом помещении.
Доводы истца о том, что ей были представлены все необходимые документы, и секретарь комиссии принял их, не уведомив истца о необходимости предоставления дополнительных документов, соответствующих утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 перечню документов, не могут быть признаны судом состоятельными.
Установленный законом порядок предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы возлагает обязанность по предоставлению требуемых согласно перечню документов на заявителя, а комиссия лишь проверяет предоставленные сведения о наличии у сотрудника условий для принятия его на учет для получения единовременной выплаты. Именно сотрудник несет ответственность за предоставляемый пакет документов и исчерпывающие доказательства нуждаемости его в жилом помещении.
Принимая во внимание, что Еремина И.А. не предоставила в комиссию требуемые правовым актом документы (выписку из финансово-лицевого счета, свидетельство о регистрации по месту жительства дочери Ереминой И.А.), равно как и документ, подтверждающий невозможность их получения, суд приходит к выводу, что на момент принятия комиссией ФСИН России решения ДД.ММ.ГГГГ оснований для принятия истца на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не имелось, в связи с чем в постановке на соответствующий учет ей было обоснованно отказано.
Доводы истца о том, что комиссией ФСИН России нарушен 3-х месячный срок рассмотрения документов, в связи с чем принятое решение нельзя признать законным, суд находит несостоятельными.
Приказом ФСИН России от 29 августа 2013 года № 496 (действовавшим с 20 октября 2013 года и утратившим силу 13 декабря 2014 года в связи с изданием Приказа ФСИН России от 16 октября 2014 года № 550) был утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее Порядок).
Согласно п. 19 Порядка, документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены комиссией ФСИН России в течение 3 месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений.
По мнению суда, нарушение комиссией ФСИН России 3-х месячного срока рассмотрения документов, не может служить основанием для удовлетворения требований заявителя, поскольку предметом судебного рассмотрения является проверка законности принятого решения об отказе в постановке Ереминой И.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а не обжалование бездействия комиссии ФСИН.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Ереминой И.А. удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Ереминой И.А. о признании незаконным решения комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Златоустовский городской суд.
Председательствующий Ю.С. Кумина
Решение в законную силу не вступило