Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4000/2016 ~ М-4062/2016 от 18.10.2016

Дело № 2-4000/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 декабря 2016 года                       г.Волгоград

Ворошиловский районный суд г.Волгограда

в составе: председательствующего судьи Чуриной Е.В.,

при секретаре судебного заседания Соколовой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеевой <данные изъяты> к Комитету строительства Волгоградской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,

установил:

Сергеева Е.С. обратилась в Ворошиловский районный суд г.Волгограда с иском к Комитету образования и науки Волгоградской области, Комитету жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области о возложении обязанности обеспечить благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указав, что она относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители решением Михайловского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав. В соответствии с приказом Комитета образования и науки Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируемый Комитетом образования и науки Волгоградской области. Однако, жилое помещение истцу до настоящего времени не предоставлено. Полагает, что сложившееся положение дел существенно нарушает ее жилищные права, поскольку не имеет возможности реализовать своё право на получение гарантированного ей государством жилья. Просит суд возложить обязанность на Комитет образования и науки Волгоградской области и Комитет жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области предоставить ей жилое помещение на территории Волгоградской области по договору найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в котором оно предоставляется, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся под арестом.

Определением Ворошиловского районного суда г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ по данному делу произведена замена ненадлежащих ответчиков Комитет образования и науки Волгоградской области, Комитет жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области на надлежащего ответчика Комитет строительства Волгоградской области.

Истец Сергеева Е.С. в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивали на их удовлетворении в полном объеме, по доводам изложенным в заявлении.

Представитель ответчика Комитета строительства Волгоградской области – Петров В.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований Сергеевой Е.С. возражал, пояснив, что для предоставления жилого помещения в специализированном жилищном фонде необходимо соблюдение процедуры и условий предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установленных нормативно-правовыми актами. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Сергеева Е.С. включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2016 году, под по <адрес>, под по <адрес>. В настоящее время в <адрес>, в том числе и в <адрес> свободные (нераспределенные) жилые помещения специализированного жилищного фонда отсутствуют. В 2016 году приобретение жилых помещений на территории <адрес>, в том числе на территории <адрес>, будет осуществляться исходя из бюджетного финансирования и наличия жилья на рынке жилой недвижимости города. В целях обеспечения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями Комитетом строительства <адрес> заключен государственный контракт на приобретение в <адрес> 1 квартиры, которая предоставлена гражданину из категории детей – сирот во исполнение ранее вступившего в законную силу решения суда. Также в 2016 году планируется приобретение еще одной квартиры в <адрес>, которая будет предоставлена во исполнение ранее вступившего в законную силу решения суда. В целях обеспечения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями Комитетом строительства <адрес> заключены государственные контракты на приобретение 97 жилых помещений: в <адрес> – 7 кв., в <адрес> – 8 кв., в <адрес> – 3 кв., в <адрес> – 8 кв., в <адрес> – 3 кв., в <адрес> – 6 кв., в <адрес> – 1 кв., в <адрес> – 16 кв., в <адрес> – 4 кв., в <адрес> – 15 кв., в <адрес> – 9 кв., в <адрес> – 1 кв., в <адрес> – 24 кв., в <адрес> – 3 кв. Из них уже предоставлены детям – сиротам в <адрес> – 21 кв., в <адрес> – 15 кв., в <адрес> – 5 кв., в <адрес> – 8 кв., в <адрес> – 14 кв., в <адрес> – 1 кв., в <адрес> – 4 кв., в <адрес> – 7 кв., в <адрес> – 6 кв. В настоящее время проводятся мероприятия по оформлению остальных жилых помещений в государственную собственность <адрес>, по завершению которых квартиры будут предоставлены детям – сиротам по исполнение вступивших в законную силу судебных решений. В <адрес> ведется строительство 11 домов блокированной застройки на 22 квартиры. В <адрес> ведется строительство 6 домов блокированной застройки на 12 квартир. В 2016 году Комитетом строительства <адрес> планируется приобретение жилых помещений в следующих районах: в <адрес> – 1 кв., в <адрес> – 7 кв., в <адрес> – 1 кв., в <адрес> – 5 кв., в <адрес> – 6 кв., в <адрес> – 3 кв., в <адрес> – 2 кв., в <адрес> – 2 кв. После принятия указанных жилых помещений в государственную собственность Волгоградской области, Сергеевой Е.С. будет предоставлено жилое помещение. Полагает, что со своей стороны Комитетом строительства Волгоградской области приняты все предусмотренные законом меры, направленные на обеспечение Сергеевой Е.С. жилым помещением.

Представитель третьего лица Комитета образования и науки Волгоградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Комитета образования и науки Волгоградской области.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 1 указанного Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Таким образом, федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.

В целях реализации приведенных выше законоположений, Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ -ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Волгоградской области».

В ходе судебного разбирательства установлено, что Сергеева Е.С. является дочерью Сергеева С.В. и Зеленкиной С.И., что подтверждается свидетельством о рождении I-PK от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).

Из свидетельства об установлении отцовства I-PK от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Сергеев С.В. признан отцом ребенка Зеленкиной Е.С. (л.д. 34).

На основании постановления администрации Михайловского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Сергеева Е.С. передана органам опеки и попечительства Михайловского района, в связи с тем, что родители ребенка не создали надлежащих условий для жизни и образования несовершеннолетней, злостно уклоняются от воспитания, злоупотребляют алкоголем, оставляют без присмотра на длительное время, не принимают мер по лечению инфекционного заболевания, чем создают угрозу жизни и здоровья несовершеннолетней (л.д. 36).

Постановлением администрации Михайловского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Сергеева Е.С. определена в детское интернатное учреждение на полное государственное обеспечение. Закреплено право проживания в <адрес> (л.д. 12).

Вступившим в законную силу решением Михайловского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ отец Сергеев С.В. и мать Зеленкина С.И. лишены родительских прав в отношении своей дочери Сергеевой Е.С. (л.д. 11).

Распоряжением администрации Михайловского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ -р за Сергеевой Е.С. признано право на внеочередное предоставление жилого помещения (л.д. 35).

Исходя из этого, Сергееву Е.С. необходимо отнести к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а, следовательно, на нее распространяются гарантии, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с приказом Комитета образования и науки Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ Сергеева Е.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 31-33).

Согласно выписке из приказа Министерства образования и молодежной политики Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ ) Сергеева Е.С. включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2016 году под по <адрес>, под по <адрес>.

Сведения о принадлежности Сергеевой Е.С. на праве собственности жилого помещения в материалах дела отсутствуют, что также подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ни запрашиваемых сведении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 54).

Проанализировав с учетом вышеприведенных норм указанные обстоятельства, пояснения участвующих в деле лиц, исследованные письменные доказательства и дав этому оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, то есть по их относимости, допустимости, достоверности, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что столь длительное непредоставление Сергеевой Е.С. жилого помещения нарушает ее конституционное право на предоставление жилья, в связи с чем, на Комитет строительства Волгоградской области должна быть возложена обязанность предоставить Сергеевой Е.С. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, применительно к соответствующему населенному пункту и отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Указанная норма не ставит предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия финансирования областного бюджета и свободных жилых помещений у администрации городского округа.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы к указанному Закону, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Материалами дела также установлено, что Сергеева Е.С. достигла совершеннолетия, следовательно, у нее возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Более того, суд принимает во внимание и тот факт, что в ходе судебного разбирательства, стороной ответчика сведений о каких-либо фактически принятых мерах к исполнению принятых на себя в отношении Сергеевой Е.С. обязательств по обеспечению жильем, как и доказательств отсутствия у него возможности для обеспечения таковым Сергееву Е.С. представлено не было.

В этой связи, доводы ответчика на то обстоятельство, что Комитет строительства Волгоградской области не бездействует, а предпринимает комплекс мер по обеспечению детей - сирот жилыми помещениями, в том числе путем проведения аукционных процедур и заключения государственных контрактов на приобретение жилья и после принятия жилых помещений в государственную собственность Сергеевой Е.С. будет предоставлена квартира, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска.

Обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан не ставится законом в зависимость от времени включения граждан в список, наличия других граждан, имеющих такое же право на обеспечение жилыми помещениями, соблюдения между гражданами очередности или финансового обеспечения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Таким образом, проанализировав приведенные нормы закона, изучив письменные материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, суд приходит к выводу о нарушении прав Сергеевой Е.С. на предоставление жилого помещения, так как оспариваемые стороной истца действия ответчика, а фактически – бездействие, нарушают права и законные интересы Сергеевой Е.С., тем самым, создавая препятствия в реализации гарантированного государством права.

При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования Сергеевой Е.С. к Комитету строительства Волгоградской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Сергеевой <данные изъяты> к Комитету строительства Волгоградской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения – удовлетворить.

Обязать Комитет строительства Волгоградской области предоставить Сергеевой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории Волгоградской области по договору найма специализированного жилищного фонда.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Справка: решение принято в окончательной форме 20 декабря 2016 года.

Председательствующий:                  Чурина Е.В.

2-4000/2016 ~ М-4062/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сергеева Екатерина Сергеевна
Ответчики
Комитет строительства Волгоградской области
Другие
Комитет образования и науки Волгоградской области
Суд
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
Судья
Чурина Елена Владимировна
Дело на сайте суда
vor--vol.sudrf.ru
18.10.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2016Передача материалов судье
21.10.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.10.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.11.2016Подготовка дела (собеседование)
09.11.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.12.2016Судебное заседание
15.12.2016Судебное заседание
20.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2017Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
06.03.2017Изучение поступившего ходатайства/заявления
27.03.2017Судебное заседание
30.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее