№
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2021 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Л.Г. Галиуллиной,
при секретаре Лысенковой И.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по иску ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары к Рогова М.В. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары обратилась в суд с административным иском к Роговой М.В. о взыскании недоимки, в обоснование требований указав, что в период с 2015г. по 2018г. в собственности административного ответчика находилась квартира, расположенная по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>, следовательно, Рогова М.В. является налогоплательщиком, в силу ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации обязана добровольно оплачивать налог. Поскольку в установленный законом срок обязательства по оплате налога в добровольном порядке налогоплательщиком не исполнены, налоговая инспекция на основании ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации начислила на сумму недоимки пени и направила в адрес Роговой М.В. требование об уплате налога и пени, установив срок исполнения обязательств. В связи с тем, что административный ответчик уклонился от исполнения требования, налоговой орган обратился с заявлением к мировому судье судебного участка №4 Железнодорожного судебного района г.Самары Самарской области о вынесении судебного приказа в отношении Роговой М.В. о взыскании недоимки в размере 3.696 рублей и пени в размере 42 рублей 82 копеек. Определением мирового судьи от 21.10.2020г. судебный приказ № от 06.10.2020г. отменен, однако, право на взыскание недоимки в порядке искового производства за налоговым органом сохранилось, в связи с чем административный истец просит суд взыскать с Роговой М.В. недоимку по налогу на имущество физических лиц за период с 2015г. по 2018г. в размере 3.696 рублей, пени за период с 2015г., 2017-2018г. в размере 42 рублей 82 копеек.
Представитель административного истца ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары, надлежаще извещенный о дне слушания дела, в судебное заседание не явился, ходатайств не представил.
Административный ответчик Рогова М.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания извещена надлежаще по месту регистрации, уважительность причин неявки суду не сообщила, ходатайств не представила.
На основании ч.2 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся сторон.
Изучив материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 22.03.2015 г. № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» с 15.09.2015 г. вступил в законную силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 г. № 21-ФЗ (в ред. от 29.06.2015 г.).
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Решением Думы городского округа Самара от 24.11.2014 №482 «О налоге на имущество физических лиц» на территориях внутригородских районов городского округа Самара введен налог на имущество физических лиц, установлены ставки налога на имущество физических лиц.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации квартира признана объектом налогообложения.
На основании сведений об имуществе налогоплательщика, выписки из ЕГРН судом установлено, что в заявленный период с 2015г. по 2018г. Роговой М.В. на праве общей долевой собственности принадлежала 1/5 доли объекта недвижимости – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>
Следовательно, ответчик в соответствии со ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации обязан уплатить имущественные налоги.
В соответствии с ч.1 ст.403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Налоговая база в отношении комнаты, части квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 10 квадратных метров площади этой комнаты, части квартиры (ч.4).
Пунктом 2 Решения Думы городского округа Самара от 24.11.2014 №482 «О налоге на имущество физических лиц» установлена налоговая ставка на имущество физических лиц, в том числе применительно к частям квартиры, в размере 0,3 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения.
В силу ч.1 ст.409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (ч.2).
Таким образом, налог за 2015г. подлежит уплате до 01.12.2016г., за 2016г. – не позднее 01.12.2017г., за 2017г. – не позднее 01.12.2018г., за 2018г. – не позднее 01.12.2019г.
Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщика самостоятельно оплачивать налог, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ч. 2 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда обязанность по начислению суммы налога возложена на налоговый орган или налогового агента, налоговый орган обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
В этих случаях обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления (п.4 ст.57 Налогового кодекса Российской Федерации).
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В отношении объекта недвижимости, подлежащего налогообложению за отчетные периоды с 2015г. по 2018г., ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары сформированы налоговые уведомления № от 21.09.2017г. на сумму 1.455 рублей, установив срок исполнения до 01.12.2017г., № от 29.08.2018г. на сумму 1.067 рублей со сроком исполнения до 03.12.2018г., № от 25.07.2019г. на сумму 1.174 рублей со сроком исполнения до 1.174 рублей и направлены в адрес административного ответчика, что подтверждается списком почтовой корреспонденции.
Поскольку обязанность по уплате налога на имущество физических лиц Роговой М.В. в установленный срок исполнена не была, в адрес налогоплательщика направлены требования № по состоянию на 15.02.2018г. со сроком исполнения до 10.04.2018г., № по состоянию на 30.01.2019г. со сроком исполнения до 13.03.2019г., № по состоянию на 13.02.2020г. со сроком исполнения до 07.04.2020г.
Вышеуказанные требования налогового органа Роговой М.В. оставлены без исполнения, в связи с чем, руководствуясь ст.75 Налогового кодекса РФ, налоговой инспекцией на сумму недоимки начислены пени.
В силу п.2 ст.57 Налогового кодекса РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Статьей 72 Налогового кодекса РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов может обеспечиваться, в том числе, пени.
В соответствии с п.1, 4 ст.75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, при этом пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Проверяя представленный административным истцом расчет пени, суд приходит к выводу, что размер пени исчислен налоговым органом верно с учетом действовавших ставок рефинансирования Центрального банк РФ:
По налогу на имущество физических лиц за 2015г.
- на сумму недоимки 485 рублей за период просрочки с 02.12.2017г. по 17.12.2017г. в соответствии с действующей ставкой рефинансирования 8,25% в сумме 2,13 рублей;
- на сумму недоимки 485 рублей за период просрочки с 18.12.2017г. по 11.02.2018г. в соответствии с действующей ставкой рефинансирования 7,75% в сумме 7,02 рублей;
- на сумму недоимки 485 рублей за период просрочки с 12.02.2018г. по 14.02.2018г. в соответствии с действующей ставкой рефинансирования 7,5% в сумме 0,36 рублей;
По налогу на имущество физических лиц за 2017г.
- на сумму недоимки 1067 рублей за период просрочки с 04.12.2018г. по 16.12.2018г. в соответствии с действующей ставкой рефинансирования 7,5% в сумме 3,47 рублей;
- на сумму недоимки 1067 рублей за период просрочки с 17.12.2018г. по 29.01.2019г. в соответствии с действующей ставкой рефинансирования 7,75% в сумме 12,13 рублей;
По налогу на имущество физических лиц за 2018г.
- на сумму недоимки 1174 рублей за период просрочки с 03.12.2019г. по 15.12.2019г. в соответствии с действующей ставкой рефинансирования 6,5% в сумме 3,31 рублей;
- на сумму недоимки 1174 рублей за период просрочки с 16.12.2019г. по 09.02.2020г. в соответствии с действующей ставкой рефинансирования 6,25% в сумме 13,70 рублей;
- на сумму недоимки 1174 рублей за период просрочки с 10.02.2020г. по 12.02.2020г. в соответствии с действующей ставкой рефинансирования 6% в сумме 0,70 рублей.
Статьей 48 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с ч.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на дату отчетного периода, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Из представленных в материалы дела требований усматривается, что общая сумма задолженности превысила 3000 рублей на момент выставления налоговым органом требования № по состоянию на 13.02.2020г., следовательно, исчисление процессуального срока обращения в порядке ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации следует производить с установленной даты исполнения указанного требования, т.е. с 07.04.2020г.
06.10.2020г. мировым судьей судебного участка №4 Железнодорожного судебного района г.Самары Самарской области по заявлению налогового органа от 01.10.2020г. № вынесен судебный приказ о взыскании с Роговой М.В. недоимки по налогу на имущество физических лиц за период с 2015г. по 2018г. на общую сумму 3738 рублей 82 копейки.
Данный судебный приказ отменен по заявлению Роговой М.В. определением мирового судьи судебного участка №4 Железнодорожного судебного района г.Самары Самарской области от 21.10.2020г.
Административный истец обратился в суд с административным иском 02.03.2021г., т.е. с соблюдение установленного процессуального срока.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что требования административного истца до настоящего времени не исполнены, суд приходит к выводу, что иск ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары заявлен обосновано и подлежит удовлетворению в полном объеме.
В силу ст.104 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и ст.333.35 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, в соответствии со ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации государственная пошлина в сумме 400 (в размере, предусмотренном ст.333.19.НК РФ) подлежит взысканию в доход местного бюджета с административного ответчика.
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары к Рогова М.В. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, – удовлетворить.
Взыскать с Рогова М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в пользу ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015г., 2016г., 2017г., 2018г. в размере 3.696 рублей, пени за период с 02.12.2017г. по 14.02.2018г. в размере 9 рублей 51 копеек, с 04.12.2018г. по 29.01.2019г. в размере 15 рублей 60 копеек, с 03.12.2019г. по 12.02.2020г. в размере 17 рублей 71 копеек, а всего 3.738 (три тысячи семьсот тридцать восемь) рублей 82 копеек.
Взыскать с Рогова М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в доход местного бюджета г.о.Самары государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд в месячный срок с момента составления решения в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>