Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-239/2021 (2-1538/2020;) от 23.11.2020

Дело

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июня 2021 года г. Павлово.

Павловский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Павлычевой С.В.,

при секретаре Ломакиной А.Д.,

с участием представителя истца Федерального агентства лесного хозяйства Дубова К.С., действующего на основании доверенности,

представителя ответчиков Лукоянова А.В., Егорычева О.Н. – Даньшиной Т.В., действующей на основании доверенностей,

представителя третьего лица – Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области – руководителя Павловского районного лесничества Горюнова И.А., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Федерального агентства лесного хозяйства к Лукоянову А. В., Егорычеву О. Н. об истребовании из незаконного владения земельного участка, признании недействительным постановку на кадастровый учет и сведения из ЕГРН в отношении земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Павловский городской суд Нижегородской области с исковым заявлением об истребовании в пользу Российской Федерации из незаконного владения Лукоянова А. В. земельных участков с кадастровыми номерами , , из незаконного владения Егорычева О. Н. земельного участка с кадастровым номером и о признании недействительными постановки на кадастровый учет и сведений из ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , , и исключении из ЕГРН сведений о данных земельных участках.

По заявленным исковым требованиям Федерального агентства лесного хозяйства Павловским городским судом Нижегородской области были возбуждены дела по иску в отношении земельного участка с кадастровым номером , по иску в отношении земельного участка с кадастровым номером , по иску в отношении земельного участка с кадастровым номером .

Определением Павловского городского суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства об истребовании в пользу Российской Федерации из незаконного владения Лукоянова А. В. земельного участка с кадастровым номером и о признании недействительными постановки на кадастровый учет и сведений из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровыми номером , производство по делу по исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства об истребовании в пользу Российской Федерации из незаконного владения Егорычева О. Н. земельного участка с кадастровым номером и о признании недействительными постановки на кадастровый учет и сведений из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровыми номером , объединены для совместного рассмотрения с делом по исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства об истребовании в пользу Российской Федерации из незаконного владения Лукоянова А. В. земельного участка с кадастровым номером и о признании недействительными постановки на кадастровый учет и сведений из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровыми номером .

В обоснование заявленных требований указано следующее:

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости Лукоянов А.В. владеет на праве собственности:

- земельным участком: кадастровый номер , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения: разрешенное использование дл сельскохозяйственного производства площадь 54000 кв.м., адрес: <адрес>, государственная регистрация права от ДД.ММ.ГГГГ;

- земельным участком: кадастровый номер , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения: разрешенное использование дл сельскохозяйственного производства площадь 31036 кв.м., адрес: <адрес>, государственная регистрация права от ДД.ММ.ГГГГ.

Егорычев О.Н. владеет на праве собственности

- земельным участком: кадастровый номер , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения: разрешенное использование дл сельскохозяйственного производства площадь 108000 кв.м., адрес: <адрес>, государственная регистрация права от ДД.ММ.ГГГГ

При проведении сопряженного пространственного анализа данных о границах земельных участков с кадастровыми номерами , , и границ земель лесного фонда установлено, что указанные земельные участки имеют пересечение границ и частично расположены на землях лесного фонда: земельный участок лесного фонда кадастровый номер , категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, площадь 6650000 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> правообладатель Российская Федерация, государственная регистрация права от ДД.ММ.ГГГГ.

Из заключения о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий от ДД.ММ.ГГГГ, данного филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Поволжский леспроект» следует, что в результате сопоставления рабочих планово- картографических материалов лесоустройства, определяющих границы земель лесного фонда и местоположения границ спорных земельных участков, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, установлено, что данные земельные участки частично расположены на землях лесного фонда:

- площадь наложения земельного участка с кадастровым номером составила 52815 кв.м.; данный земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности ответчика на спорный земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ;

- площадь наложения земельного участка с кадастровым номером составила 29 017 кв.м.; данный земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности ответчика на спорный земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ;

- площадь наложения земельного участка с кадастровым номером составила 106 647 кв.м.; данный земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности ответчика на спорный земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

Образованием спорных земельных участков были нарушены права Российской Федерации. Земельные участки с кадастровыми номерами , , в момент их постановки на кадастровый учет не были индивидуализированы, а впоследствии были незаконно сформированы за счет земель лесного фонда, таким образом, выбыли из собственности Российской Федерации помимо ее воли, в связи с чем подлежат возвращению в собственность Российской Федерации.

Просят истребовать в пользу Российской Федерации из незаконного владения Лукоянова А. В. земельные участки с кадастровыми номерами , ; из незаконного владения Егорычева О. Н. земельный участок с кадастровым номером .

Признать недействительными постановку на кадастровый учет и сведения из ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , , ; и исключить из ЕГРН сведения о данных земельных участках.

Указать в решении суда, что оно является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

Истец представитель Федерального агентства лесного хозяйства Дубов К.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковых заявлениях.

Ответчики Лукоянов А.В., Егорычев О.Н., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, направили своего представителя.

Представитель ответчиков Даньшина Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, отзыв на исковые заявления приобщен к материалам дела.

Представитель третьего лица – Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области – руководитель Павловского районного лесничества Горюнов И.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал.

Третьи лица, Департамент лесного хозяйства Нижегородской области, УФСГР кадастра и картографии по Нижегородской области, ФГБУ ФКП ФСГР кадастра и картографии по Нижегородской области, Администрация Павловского муниципального округа Нижегородской области, Управление Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл, Нижегородская межрайонная природоохранная прокуратура, ФГБУ "Рослесинфорг" в лице филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Поволжский леспроект", Кадастровый инженер Крутова А. Г., Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области, ТУ Росимущество в Нижегородской области, Верхне Волжское бассейновое водное управление, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Согласно ст. 113 ГПК РФ 1. Лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

2.1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части третьей настоящей статьи срок, если суд располагает доказательствами того, что указанные лица надлежащим образом извещены о времени и месте первого судебного заседания. Такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, указанные в абзаце первом настоящей части, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

При отсутствии технической возможности у органов местного самоуправления, иных органов и организаций они вправе заявить ходатайство о направлении им судебных извещений и вызовов без использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в судебном процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Неявка лица, участвующего в деле, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела, и поэтому не может быть препятствием для рассмотрения дела по существу.

На основании изложенного, с учетом мнения сторон суд определил рассмотреть данное дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив согласно ст.67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности приходит к следующему:

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Статья 7 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) устанавливает, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для её восстановления – вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) – п.1 ст. 101 ЗК РФ.

По смыслу указанной нормы земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.

На основании подпункта 2 пункта 5 ст. 27 ЗК РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии со ст. 71 Лесного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование – гражданам (часть 1).

Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан либо юридических лиц земельных участок из состава земель лесного фонда.

Статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ) предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Пунктом 1 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ).

11 августа 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категорией земель»

Принятие данного закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений Единого государственного реестра недвижимости над сведениями государственного лесного реестра.

Изменениями, внесенными этим Федеральным Законом в ст. 4.6 ФЗ от 04.12.2006г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (п. 5 ст. 7).

Кроме того, в часть 3 статьи 14 ФЗ от 21.12.2004г. № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (ст. 5 ФЗ от 29.07.2017 № 280-ФЗ).

По смыслу вышеприведенных норм права при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель приоритет имеют сведения, содержащиеся в Единой государственном реестре недвижимости либо сведения, указанные в правоустанавливающих или правоудостверяющих документах на земельные участки.

При этом данное право применятся в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016г.

Как следует из правовой позиции, указанной в определении Конституционного Суда РФ от 21.09.2017г. № 1795-О, для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от 29.07.2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 04 декабря 206г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 ст. 7). Кроме того, в часть 3 ст. 14 ФЗ от 21.12.2004г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведения Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, при отсутствии таких сведений в ЕГРН; данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.20016г. (п. 2 ст. 5 ФЗ от 29ю.07.2017г. № 280-ФЗ).

В своем определении от 21.09.2017г. № 1793-О Конституционный Суд РФ указал, что в правоприменительной, в частности судебной, практике не исключалось такое толкование ст. 7 Лесного кодекса РФ, при котором суды исходили из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и допускалась возможность истребования земельных участок от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в ЕГРН, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных. Такое толкование вело к неправомерному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и тем самым – к нарушению конституционных гарантий права собственности.

На основании статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Материалы дела содержат выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости:

- на земельный участок кадастровый номер , дата постановки на кадастровый учет: ДД.ММ.ГГГГ с определением координат границ земельного участка (граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадь: 54000 кв.м., адрес (местоположение): <адрес>, которой подтверждается регистрация Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области права собственности Лукоянова А. В. на спорный земельный участок, запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ

- на земельный участок кадастровый номер , дата постановки на кадастровый учет: ДД.ММ.ГГГГ с определением координат границ земельного участка (граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадь: 108000 кв.м., адрес (местоположение): Российская <адрес>, которой подтверждается регистрация Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области права собственности Егорычева О. Н. на спорный земельный участок, запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ;

- на земельный участок кадастровый номер , дата постановки на кадастровый учет: ДД.ММ.ГГГГ с определением координат границ земельного участка (граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадь: 31036 кв.м., адрес (местоположение): <адрес>, которой подтверждается регистрация Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области права собственности Лукоянова А. В. на спорный земельный участок, запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ.

Как указывает истец, при проведении сопряженного пространственного анализа данных о границах земельных участков с кадастровыми номерами , , и данных о границах земельного участка с кадастровым номером земель лесного фонда заключениями ФГБУ «Рослесинфорг» установлено, что земельные участки с кадастровыми , , имеют пересечение и частично расположены в границах земельного участка с кадастровым номером земель лесного фонда, области пересечения с землями лесного фонда указаны в заключениях ФГБУ «Рослесинфорг»и обозначены в каталоге координат поворотных точек, из чего следует, что часть земельного участка с кадастровым номером , находящегося в собственности Российской Федерации, была незаконно, без разрешения собственника Российской Федерации, изъята из земель лесного фонда, чем были нарушены имущественные права и законные интересы Российской Федерации.

Таким образом, истец полагает, что постановка на кадастровый учет спорных земельных участков с кадастровыми номерами , , была произведена с нарушениями положений п. 4 ст. 11.2., п. 1 ст. 11.3. Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», и должна быть признана недействительной, так как совершена в нарушение требований действующего законодательства, следовательно, результаты межевания земельных участков с кадастровыми номерами , , должны быть признаны недействительными и сведения о данных земельных участках в части области пересечения с землями лесного фонда согласно каталогам координат поворотных точек, указанных в Заключениях ФГБУ «Рослесинфорг», должны быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости.

При этом, как следует из материалов дела, установлено судом, спорные земельные участки были сформированы из состава земельного участка кадастровый номер , общей площадью 8081131 м.кв., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение: <адрес>", дата постановки на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости на земельный участок кадастровый номер , межевыми планами на земельные участки, которые были сформированные из земельного участка кадастровый номер , из которых были образованы спорные земельные участки, проектом перераспределения земель СПК «Заречный», что свидетельствует о возникновении прав на спорные земельные участки у предыдущих правообладателей до 1 января 2016 года, в связи с чем, подлежит применению часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ).

Как следует из письменных пояснений третьего лица - кадастрового инженера Крутовой А.Г., ею проводились кадастровые работы в ДД.ММ.ГГГГ по образованию спорных земельных участков путем выдела в счет земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , принадлежащих Г. Л. А.., Б. Н. Н.., З. Т. М.., Б. В. М.., С. Н. А.., Д. И. А.. Межевые планы готовились на основании проекта перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельхоз назначения; картографических материалов; документов градостроительного зонирования (Правил землепользования и застройки), согласно п. 22, 71 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015г. № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке». При этом заинтересованные лица извещались о проведении согласования границ через публикацию в печатных изданиях «Павловский Металлист и «Нижегородская правда», что допускается п. 8 ст. 39221-ФЗ от 24.07.2007г. «О кадастровой деятельности». Касаемо смежной границы СПК «Заречный» с землями Павловского лесхоза, данная граница ранее была согласована, о чем свидетельствует подпись специалиста Павловского лесхоза М. А. В.. в Акте согласования границ земельного участка при подготовке землеустроительного дела «Корректировка проекта перераспределения земель СПК «Заречный» Павловского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ. Данная граница совпадает с границей кадастрового квартала , которая не пересекает спорные земельные участки. Все подготовленные ею документы прошли правовую экспертизу в Росреестре.

Кроме этого, в материалах дела имеется письмо ФГБУ ЦАС «Нижегородский» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому земельные участки с кадастровыми номерами , , по данным ФГУП «Росземкадарстсъемка» (Росреестр) в ДД.ММ.ГГГГ относились к категории «земли сельскохозяйственного назначения», корректировка проекта перераспределения земель СПК «Заречный» с Чертежом корректировки проекта перераспределения земель СПК «Заречный» Павловского района, согласно которому спорные земельные участки, обозначенные графически кадастровым инженером Крутовой А. Г., осуществляющей межевание спорных земельных участков, относятся к землям сельскохозяйственного назначения, ранее принадлежали на праве долевой собственности СПК «Заречный», выкопировка из Правил землепользования и застройки муниципального образования рабочий поселок Тумботино Павловского муниципального района Нижегородской области (ДД.ММ.ГГГГ ), согласно которой спорные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения.

В качестве доказательства не отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда ответчиками представлен План лесонасаждений Тумботинского лесничества Павловского лесхоза Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ, выкопировки из Интерактивной карты «Леса России», размещенной на официальном сайте ФГБУ «Рослесинфорг», согласно которым спорные земельные участки не включены графически в состав земель лесного фонда.

Судом в целях всестороннего и правильного установления всех фактических обстоятельств по данному делу дополнительно были истребованы у Управления Россельхознадзора по Нижегородской области информация о проведении проверок и выявленных нарушениях земельного законодательства в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , , , в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельные участки с кадастровыми номерами , , (из которого был образован земельный участок ), (из которого были образованы земельные участки и ), , (из которого были образованы земельные участки и ), а также на земельный участок земель лесного фонда , по результатам регистрации права собственности на который было выдано свидетельство о государственной регистрации права серия от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы местного самоуправления Павловского района Нижегородской области был утвержден Проект землеустройства (перераспределения) земель АО «Заречное».

В соответствии с корректировкой Проекта землеустройства (перераспределения земель) АО Заречное, выполненной институтом «РОСНИИЗЕМПРОЕКТ» Волго-Вятский государственный научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт по землеустройству «ВОЛГОВЯТНИИГИПРОЗЕМ» в ДД.ММ.ГГГГ, и корректировкой Проекта землеустройства (перераспределения земель) СПК Заречный, выполненной и разработанной ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ в ДД.ММ.ГГГГ, спорные земельные участки не вошли в состав земель лесного фонда Павловского мехлесхоза, являющегося посторонним пользователем земельных участков, расположенных в границах землепользования СПК «Заречный», что Истцом и Департаментом лесного хозяйства Нижегородской области в ходе судебного заседания не оспаривалось.

Внешняя граница землепользования СПК «Заречный», отделяющая спорные земельные участки от земель лесного фонда Павловского районного лесничества, согласована при осуществлении корректировки Проекта землеустройства (перераспределения земель) СПК «Заречное» с главным лесничим Павловского лесхоза Макаевым А.Ф., согласование внешней границы землепользования СПК «Заречный» от земель лесного фонда Павловского районного лесничества оформлено актом согласования границ от ДД.ММ.ГГГГ. Акт согласования границ не оспорен, является действующим.

Таким образом, доказательств отнесения земельного участка к землям лесного фонда при проведении землеустройства (перераспределения земель) СПК «Заречный» не имеется.

Правовое регулирование землеустройства (перераспределения земель) установлено ст. 112 – 114 Земельного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1), действующего в период землеустройства (перераспределения земель) АО «Заречное» и СПК «Заречное».

В соответствии с ст. 114 Земельного кодекса РСФСР землеустроительный процесс состоит из подготовительных работ, разработки прогнозов, схем, проектов землеустройства, рассмотрения и утверждения проектной документации, перенесения проектов в натуру (на местность), оформления и выдачи землеустроительных материалов и документов, осуществления авторского надзора за выполнением проектов землеустройства собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами. Землеустройство проводится по решениям Советов народных депутатов, по инициативе Государственного комитета РСФСР по земельной реформе и его органов на местах или по ходатайству заинтересованных собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и осуществляется государственными проектными организациями по землеустройству за счет средств государственного бюджета. Землеустроительные проекты составляются при участии заинтересованных собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и после утверждения переносятся в натуру (на местность) с обозначением границ земельных участков и полей севооборотов межевыми знаками установленного образца. Установленная в порядке землеустройства организация территории является обязательной для собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", Указом Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" решения по перераспределению земель принимаются органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам.

Таким образом, глава местного самоуправления Павловского района Нижегородской области являлся уполномоченным лицом на принятие решения по перераспределению земель на территории Павловского района Нижегородской области. Проект перераспределения земель СПК «Заречный» является действующим, никем не оспорен.

Как следует из корректировки проекта перераспределения земель СПК «Заречный», утвержденной постановлением главы местного самоуправления Павловского района Нижегородской области, СПК «Заречный» был передан земельный участок площадью 4197 га, в том числе на праве собственности земельных долей – 2891 га, на праве бессрочного (постоянного) пользования – 1306 га.

На основании проекта землеустройства (перераспределения) земель АО «Заречное» был сформирован земельный участок кадастровый номер (без установления координат границ земельного участка на местности), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение: <адрес>", дата постановки на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок кадастровый номер .

Данный участок был сформирован за счет земельных долей, переданных в собственность СПК «Заречный», что подтверждается выписками из ЕГРН о регистрации общей долевой собственности участников долевой собственности.

В соответствии с ст. 9 Земельного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1) в редакции, действующей до 24.12.1993 года, земельные участки, принадлежащие колхозам, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, могут передаваться гражданам на праве коллективно - долевой собственности с определением конкретной земельной доли каждого гражданина в количественном выражении на основании решения общего собрания работников (членов) коллектива. Часть земель сельскохозяйственного предприятия, не закрепленная в коллективно - долевую собственность, остается в государственной собственности и передается этому предприятию на праве бессрочного (постоянного) пользования и отграничивается в натуре (на местности).

Согласно разделу 2 Постановления Правительства РФ от 04.09.92 № 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" (утратило силу с 27 января 2003 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 20.12.2002 N 912) реорганизация сельскохозяйственных предприятий нацелена на изменение производственных отношений на селе, реализацию права свободного выбора формы предпринимательства с закреплением за работниками имущественных паев и земельных долей. В каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определяются индивидуальные имущественные паи и земельные доли. При определении земельной доли (пая) учитываются все сельскохозяйственные угодья в границах сельскохозяйственных предприятий, за исключением земельных участков: переданных в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, в том числе земель приусадебного фонда, участков, занятых сенокосами и пастбищами общественного пользования; включенных в фонд перераспределения земель; используемых сортоучастками для испытания новых сортов сельскохозяйственных культур; переданных данному хозяйству в аренду.

Как следует из материалов дела из состава земельного участка кадастровый номер был выделен за счет земельных долей земельный участок кадастровый номер: , дата постановки на кадастровый учет: ДД.ММ.ГГГГ, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадь: 108000 кв.м., адрес (местоположение): <адрес>, и земельный участок кадастровый номер кадастровый номер , дата постановки на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадь: 108000 кв.м., адрес (местоположение): <адрес>

В последующем земельный участок кадастровый номер был разделен на земельный участок кадастровый номер дата постановки на кадастровый учет: ДД.ММ.ГГГГ с определением координат границ земельного участка (граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадь: 54000 кв.м., адрес (местоположение): <адрес> и земельный участок кадастровый номер , дата постановки на кадастровый учет: ДД.ММ.ГГГГ, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадь: 54000кв.м., адрес (местоположение): <адрес>

Из состава земельного участка кадастровый номер был в последующем выделен земельный участок кадастровый номер , дата постановки на кадастровый учет: ДД.ММ.ГГГГ с определением координат границ земельного участка (граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадь: 31036 кв.м., адрес (местоположение): <адрес>

В силу части 6 статьи 72 Закона РФ «О государственной регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Таким образом, материалами дела подтверждено возникновение прав на спорные земельные участки у предыдущих правообладателей до 1 января 2016 года.

Согласно письмам Управления Россельхознадзора по Нижегородской области на запросы суда в отношении спорных земельных участков отсутствуют сведения о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в данном случае подлежит применению часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ), согласно которой в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Также судом принимается во внимание, что материалы дела не содержат доказательств отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда ранее ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Плану лесонасаждений Тумботинского лесничества Павловского лесхоза Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ спорные земельные участки графически не входят в состав земель лесного фонда, что Истцом и Департаментом лесного хозяйства Нижегородской области в ходе рассмотрения дела не оспаривалось. Свидетельство о государственной регистрации права серия от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации прав Российской Федерации на земельный участок лесного фонда условный номер общей площадью 61610000,00 кв.м. не может быть принято в качестве доказательства отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда, так как согласно предоставленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области информации данные об описании земель лесного фонда, на которые выдано данное свидетельство отсутствуют, из перечисленных в свидетельстве участков земель лесного фонда не представляется возможным установить отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда.

Судом неоднократно предлагалось Истцу и Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области предоставить документы, позволяющие сопоставить идентичность кварталов земель лесного фонда, поименованных в свидетельстве о государственной регистрации права серия от ДД.ММ.ГГГГ, и кварталов земель лесного фонда, поименованных в свидетельстве о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку описание и нумерация кварталов в вышеуказанных правоудостоверяющих документах не совпадают, однако такие документы представлены не были.

Сторонами ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлялось, более того, сторона истца была категорически против назначения по делу судебной экспертизы, полагая, что все необходимые доказательства приобщены при рассмотрении дела по существу.

Согласно данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области местоположение земельного участка кадастровый номер земель лесного фонда, дата постановки на кадастровый учет: 11.12.2009 года, право собственности на который подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, определено «<адрес>

Определение фонда перераспределения земель дано в ст. 80 Земельного кодекса РФ, согласно которой как в действующей редакции, так и первоначальной редакции, фонд перераспределения земель формируется из состава земель сельскохозяйственного назначения.

Департаментом лесного хозяйства Нижегородской области в качестве доказательства отнесения спорных земельных участков к землям лесного фонда представлен План лесонасаждений АО «Заречное» Павловского сельского лесхоза Нижегородской области (лесоустройство ДД.ММ.ГГГГ), из которого следует и не оспаривается сторонами, что спорные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения, на которых произрастает древесно-кустарниковая растительность (сельские леса).

Как следует из норм действующего в тот период законодательства ст. 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации, ст. 11 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 N 22-ФЗ, действующего в период с 1997 года по 31.12.2008 года (документ утратил силу с 1 января 2009 года в связи с принятием Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ), ст. 6 Лесного кодекса РФ, введенного в действие Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ в лесной фонд не входят защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения.

Перевод земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (ст. 8 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях при наличии оснований, указанных в данной статье.

В соответствии с ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

Судом в ходе судебного разбирательства было предложено Истцу и Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области предоставить доказательства перевода спорных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли лесного фонда, однако такие документы в материалы дела не представлены, в материалах дел, представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, такие документы также отсутствуют.

Судом принимается во внимание, что Поселковым Советом муниципального образования р.п.Тумботино Павловского муниципального района Нижегородской области на основании проекта перераспределения земель проведены публичные слушания, по результатам которых утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования рабочий поселок Тумботино Павловского муниципального района Нижегородской области (решение 26.12.2013 № 51).В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования рабочий поселок Тумботино Павловского муниципального района Нижегородской области спорные земельный участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения. Правила землепользования и застройки муниципального образования рабочий поселок Тумботино Павловского муниципального района Нижегородской области не оспорены. Ни Истец, ни Департамент лесного хозяйства Нижегородской области не предоставили доказательств того, что при проведении публичных слушаний приносили замечания на отнесение спорных земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса способами. Применение иных способов защиты обусловлено их установлением законом. Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.

Необходимым условием защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).

В силу статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обращение в суд имеет цель восстановления нарушенного права.

При этом, по смыслу вышеприведенных норм, реализация права на обращение в суд должна повлечь восстановление нарушенных прав заявителя, который должен доказать наличие защищаемого права или интереса.

Пунктами 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" установлено, что в соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.

Согласно статье 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом. От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Органы государственной власти от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде (п. 1 ст. 125 ГКРФ).

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 08.01.1998г. № 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса РФ, лесной фонд, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Границы земель лесного фонда определяются по результатам проведения лесоустройства (статья 49 Основ лесного законодательства (утв. ВС РФ 06.03.1993 N 4613-1, утратил силу в связи с принятием Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ)), по итогам которого подготавливались планы лесных насаждений, содержащие сведения о данных границах.

В соответствии с ст. 74 Основ лесного законодательства Российской Федерации лесоустройство включает систему мероприятий, направленных на обеспечение рационального ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, эффективного воспроизводства, охраны и защиты лесов, осуществление единой научно-технической политики в лесном хозяйстве.

При лесоустройстве осуществляются: определение границ и внутрихозяйственная организация территории лесного фонда лесхоза, колхоза, совхоза, другого сельскохозяйственного формирования, заповедника; выполнение топографо-геодезических работ и специального картографирования лесов; инвентаризация лесного фонда с определением породного и возрастного состава насаждений, их состояния, а также качественных и количественных характеристик лесных ресурсов; выявление участков лесного фонда, нуждающихся в проведении рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования, мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, мелиорации, охране и защите лесов и других хозяйственных мероприятий, а также определение порядка и способов их проведения; обоснование отнесения лесов к группам и категориям защитности и подготовка предложений по переводу из одной группы лесов или категории защитности в другую; исчисление расчетных лесосек рубок главного пользования, размеров рубок промежуточного пользования; определение объемов мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, охране лесов от пожаров, защите их от вредителей и болезней, а также объемов других лесохозяйственных работ; определение размеров побочных лесных пользований и заготовки второстепенных лесных материалов, размеров пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства, в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях; лесобиологические и другие обследования и изыскания; авторский надзор за осуществлением разработанных при лесоустройстве проектов, а также иные лесоустроительные действия.

Согласно ст. 77 Основ лесного законодательства Российской Федерации государственный лесной кадастр и государственный учет лесного фонда ведутся для организации рационального пользования лесным фондом воспроизводства, охраны и защиты лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечения органов исполнительной власти, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций и граждан сведениями о лесном фонде. Данные государственного лесного кадастра и государственного учета лесного фонда подлежат публикации в печати.

Государственный лесной кадастр и государственный учет лесного фонда содержат систему сведений о правовом режиме лесного фонда, его количественном и качественном состоянии, делении на группы лесов и категории защитности, а также его экономическую оценку и другие данные, необходимые для ведения лесного хозяйства и оценки результатов хозяйственной деятельности в лесном фонде.

Государственный лесной кадастр и государственный учет лесного фонда ведутся государственными органами управления лесным хозяйством на основе материалов лесоустройства, инвентаризации и специальных обследований по единой для Российской Федерации системе, устанавливаемой государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.

В соответствии с ст. 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ"О государственном земельном кадастре"государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике.Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел. В результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков заявителям выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые карты (планы) земельных участков.

Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" нарушение прав смежных землепользователей при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, является основанием для отказа в проведении государственного кадастрового учета данных земельных участков.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Таким образом, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.

В силу части 3 статьи 45 ФЗ N 221 от 24.07.2007 сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Данная норма соответствует нормам ранее действовавших Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" и Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", поскольку при составлении землеустроительной документации и документов государственного земельного кадастра подлежали определению границы земельных участков, сведения о которых в силу части 3 статьи 45 и статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ подлежат включению в государственный кадастр недвижимости.

В случае наличия у правообладателей землеустроительной документации, составленной в соответствии с нормами Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" и требований, и представления ее на государственный кадастровый учет в период действия Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", координаты границ земельных участков подлежали внесению в государственный земельный кадастр и впоследствии в государственный кадастр недвижимости. В этом случае границы земельных участков являются установленными.

Поскольку границы земельных участков вносятся в государственный кадастр недвижимости только в виде описания координат характерных точек, в случаях, если государственный кадастр недвижимости не содержит сведений о координатах ранее учтенных земельных участков, границы таких участков не могут считаться установленными.

В силу частей 1, 7, 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Границы спорных земельных участков в установленном порядке были согласованы с Истцом при постановке земельных участков на кадастровый учет.

В соответствии с ч. 7, 8 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.

В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:1) в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;2) смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Поскольку государственный кадастр недвижимости не содержит сведения о почтовом адресе в отношении органов лесного хозяйства, извещения о согласовании границ земельных участков были опубликованы кадастровыми инженерами в целях согласования границ формируемого земельного участка в порядке, предусмотренном ч. 8 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" в печатных изданиях, доказательства чего представлены в материалы дела.

Собственником земельного участка кадастровый номер является Российская Федерация, почтовый адрес правообладателя земельного участка, по которому можно было бы осуществить согласование смежных границ земельных участков в индивидуальном порядке и в настоящее время данные Единого государственного реестра недвижимости не содержат.

Данные обстоятельства подтверждают установление границ спорных земельных участков в соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" и Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".

Земельный участок кадастровый номер поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ (после постановки на кадастровый учет земельного участка кадастровый номер ) без определения границ земельного участка.

Согласно позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.05.2012 № 16576/11, и разъяснениями, данными Верховным судом РФ в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) материалы таксации лесов не являются достаточным основанием для определения и изменения границ лесных участков, сами по себе материалы лесоустройства и таксационные описания не являются доказательствами принадлежности земельного участка к землям лесного фонда при наличии документов, свидетельствующих об отнесении земельного участка к землям иной категории.

Согласно пункту 6 статьи 47 ФЗ от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным.

Согласно пункту 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017 г., признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Статья 92 Лесного кодекса (в редакции ФЗ N 361-ФЗ от 03.07.2016 г.) предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Ранее государственный кадастровый учет лесных участков осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Кадастровый учет по единым правилам всех, и в том числе лесных земельных участков, позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования.

В соответствии с нормами Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.

При этом, государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ.

Материалы дела документов, свидетельствующих об установлении надлежащим образом границ спорного земельного участка в качестве земельного участка лесного фонда, не содержат.

Также Истцом в материалы дела не представлены доказательства лесоустройства земельного участка и доказательства установления границ земельного участка лесного фонда до отнесения спорных земельных участков к категории земли сельскохозяйственного назначения.

При таких обстоятельствах достаточных оснований для отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда не имеется.

В связи с тем, что действующим законодательством закреплен приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости над сведениями государственного лесного реестра, земельные участки с кадастровыми номерами , , подлежат отнесению к категории земель категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование: «для сельскохозяйственного производства».

Таким образом, исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства об истребовании из незаконного владения земельного участка, признании недействительным постановку на кадастровый учет и сведения из ЕГРН в отношении земельного участка удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Федерального агентства лесного хозяйства к Лукоянову А. В., Егорычеву О. Н. об истребовании из незаконного владения земельного участка, признании недействительным постановку на кадастровый учет и сведения из ЕГРН в отношении земельного участка, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Павловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья С.В. Павлычева

Мотивированное решение изготовлено 08.06.2021 года.

Судья: С.В. Павлычева

2-239/2021 (2-1538/2020;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Федеральное агентство лесного хозяйства dubov.ks@lespravo.ru
Ответчики
Егорычев Олег Николаевич
Лукоянов Александр Витальевич
Другие
ТУ Росимущество в Нижегородской области
Департамент лесного хозяйства Нижегородской области
ФГБУ "Рослесинфорг" в лице филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Поволжский леспроект"
Кадастровый инженер Крутова Анна Георгиевна
Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области
Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области
Нижегородская межрайонная природоохранная прокуратура
ФГБУ ФКП ФСГР кадастра и картографии по Нижегородской области
Управление Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл
УФСГР кадастра и картографии по Нижегородской области
Дубов Кирилл Сергеевич (представитель истца)
Павловское районное лесничество (представитель Горюнов Игорь Александрович)
Даньшина Татьяна Владимировна (представитель ответчика)
Администрация Павловского муниципального округа Нижегородской области
Верхне Волжское бассейновое водное управление
Суд
Павловский городской суд Нижегородской области
Судья
Павлычева С.В.
Дело на странице суда
pavlovsky--nnov.sudrf.ru
23.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
23.11.2020Передача материалов судье
23.11.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.12.2020Предварительное судебное заседание
03.02.2021Судебное заседание
18.03.2021Судебное заседание
22.04.2021Судебное заседание
01.06.2021Судебное заседание
08.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.12.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее