Дело № 2-6396/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2013 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Козловой Н.А.,
при секретаре Комаровой А.И.,
рассмотрев гражданское дело по иску Степановой Марины Анатольевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советском районе г. Красноярска о включении периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, назначении трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Степанова М.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советском районе г. Красноярска о включении периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, назначении трудовой пенсии. Свои требования мотивировала тем, что на 20.12.2012г. она достигла 50-летнего возраста и имела необходимую продолжительность стажа в районах Крайнего Севера, однако, в соответствии с решением УПФ РФ (ГУ) в Советском районе г. Красноярска № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, поскольку не был принят к зачету период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 06.10.1992 года по 11.07.1994 года в период работы в должности уборщика служебных помещений РСУ-5 специализированного ремонтно-строительного треста ПО Норильскбыт. Считает, что период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в льготный северный стаж работы в районах Крайнего Севера, поскольку в целом начался до 06.10.1992 года, то есть в период действия нормативных актов, предусматривающих возможность включения данного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. Полагает, что ответчик неправомерно оказал ей в досрочном назначении трудовой пенсии. Просит суд признать незаконным решение Управления пенсионного фонда РФ /ГУ/ в Советском районе г. Красноярска о назначении досрочной трудовой пенсии с 20.12.2012 г., включить в стаж работы в районах Крайнего Севера период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 06.10.1992 г. по 11.07.1994 г. Просит обязать УПФ в Советском районе г.Красноярска включить указанный период в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 20.12.2012 года.
В судебном заседании истица Степанова М.А., ее представитель Грачева Л.А. /действующая на основании устного ходатайства/ исковые требования поддержали.
Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в Советском районе г. Красноярска Краснопевцева С.А. / действующая на основании доверенности от 09.01.2013 года/ иск не признала.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования истицы Степановой М.А. являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п.6 п.1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «о трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Судом установлено, что согласно сведениям трудовой книжки Степанова М.А. Приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ принята уборщиком служебных помещений РСУ-5 специализированного ремонтно-строительного треста ПО Норильскбыт. На основании Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию (по ст. 31 КЗоТ РФ).
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ УПФ РФ (ГУ) в Советском районе г.Красноярска Степановой М.А. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. В стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, в том числе, не был включен период отпуска по уходу за ребенком с 06.10.1992 года по 11.07.1994 года, так как отсутствовала работа по пп. 19 п.1 ст. 27 ФЗ№ 173-ФЗот 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» и иного порядка в отношении данного случая законодательно не предусмотрено. Согласно Разъяснению Министерства труда РФ от 22.05.1996 года № 5, утвержденному Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 22.05.1996 года № 29, а также Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 не предусмотрено включение в стаж на соответствующих видах работ отпуска по уходу за ребенком.
Истица Степанова М.А., ее представитель Грачева Л.А. суду пояснили, что ответчик неправомерно оказал истице во включении в трудовой стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период работы в районах Крайнего Севера. Считают отказ пенсионного фонда во включении спорного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии незаконным. Отпуск по уходу за ребенком в целом был предоставлен ей до ДД.ММ.ГГГГ- начался ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период действия нормативных актов, предусматривающих возможность включения данного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. С учетом правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, согласно которой пенсионные права, приобретенные до введения нового правового регулирования, сохранятся за гражданами в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в Советском районе г. Красноярска Краснопевцева С.А. пояснила, что отказ Пенсионного фонда в принятии к зачету периода нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком обоснован. По общему правилу в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости засчитывается работа, которая осуществлялась в определенных должностях и учреждениях, указанных в соответствующих Списках. Исчерпывающий перечень периодов, не связанных с осуществлением работы и дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости определен в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516. Так, в пункте 5 данных Правил указаны следующие периоды- периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Период отпуска по уходу за ребенком в данных Правилах отсутствует. Поскольку на момент обращения истицы с заявлением о досрочном назначении пенсии, оснований для его удовлетворения не было, требования Степановой М.А. о назначении пенсии с 20.12.2012 года необоснованны.
Оценивая представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что спорный период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по следующим основаниям.
Согласно сведениям трудовой книжки Степанова М.А. Приказом № К-552 от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ принята уборщиком служебных помещений РСУ-5 специализированного ремонтно-строительного треста ПО Норильскбыт. На основании Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию (по ст. 31 КЗоТ РФ).
Согласно архивной справке ОАО «Норильский горно-металлургический комбинат им. А.П. Завенягина» от ДД.ММ.ГГГГ №ЗФ-50-02/С-1226 Степанова М.А. с ДД.ММ.ГГГГ принята подсобной рабочей мясоперерабатывающего завода управления торговли; ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию; ДД.ММ.ГГГГ принята контролером третьего разряда бюро технического контроля завода стройматериалов отдела технического контроля управления стройматериалов цеха технического контроля (временно); ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с окончанием временной работы; ДД.ММ.ГГГГ принята помощником воспитателя детского сада-ясли № производственного объединения «Норильскбыт» на период отсутствия основного работника; 04.094.1989 года уволена по собственному желанию; ДД.ММ.ГГГГ принята уборщиком служебных помещений РСУ-5 специализированного ремонтно-строительного треста ПО Норильскбыт. На основании Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию для ухода за ребенком до 14 лет (по ст. 31 КЗоТ РФ).
Согласно архивной справке ОАО «Норильский горно-металлургический комбинат им. А.П. Завенягина» от ДД.ММ.ГГГГ №ЗФ-50-02/С-1226 в документах по личному составу № ПО «Норильсбыт» ОАО «Норильский комбинат» имеются сведения о размере заработной платы Степановой М.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В мае 1991 года предоставлялся отпуск по беременности и родам 113,8 час. В июле 1991 года начислено пособие по временной нетрудоспособности. На основании Приказа от ДД.ММ.ГГГГ № Степановой М.А.с ДД.ММ.ГГГГ предоставлен отпуск по уходу за ребенком до трех лет.
Согласно архивной справке ОАО «Норильский горно-металлургический комбинат им. А.П. Завенягина» от ДД.ММ.ГГГГ №ЗФ-50-02/С-1226 ОАО «Норильский горно-металлургический комбинат им. А.П. Завенягина» находится на территории Норильского промышленного района, относящегося к районам Крайнего Севера согласно Перечню районов, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 года № 1029.До введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС Совета Министров СССР от 22.01.1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижении им возраста полутора лет.
Пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» было предусмотрено, что с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11 "Об утверждении разъяснения "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет" предусмотрено право женщины на частично оплачиваемый отпуск до достижения ребенком возраста полутора лет и право на получение дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Указанный отпуск вводится одновременно по всей стране с 1 декабря 1989 г.
В соответствии с п. 7 указанных Разъяснений время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, при выплате единовременного вознаграждения или надбавок к заработной плате выслугу лет и стаж работы по специальности и вознаграждения за года результаты работы предприятия; в стаж работы по специальности установлении окладов работникам просвещения, здравоохранения библиотечным работникам и некоторым другим специалистам; предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в Карелы АССР, Коми АССР, Архангельской области; в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста; полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Впоследствии право женщин, имеющих детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 года № 150101 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза СССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Однако в связи с принятием Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с 6 октября 1992 г. (с даты вступления в законную силу закона) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Таким образом, исходя из приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Положения ст. 6, ст. 15 ст. 17, ст. 18, 19 и ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 5 ноября 2002 года № 320-О если при подсчете страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ строго по Закону о трудовых пенсиях и подзаконным нормативным правовым актам этот стаж недостаточен для назначения пенсии, то в его состав могут быть включены также периоды трудовой или иной деятельности, которые засчитывались в соответствующий стаж по нормам ранее действовавшего законодательства (в частности, по нормам Закона о пенсиях 1990 года).
Суд принимает во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П в отношении граждан приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Таким образом, исходя из того, что отпуск по уходу за ребенком Степановой М.А. в целом начался 09.09.1991 года, то есть в период действия норм, устанавливающих право на включение периода нахождения в отпуске без содержания по уходу за ребенком в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с учетом установленных конституционных положений, а также правовой позиции Конституционного суда РФ, суд считает, что в данном случае время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет полностью должен учитываться при исчислении стажа для назначения трудовой пенсии по старости.
Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком полностью по правовым последствиям приравнен законодателем ко времени основной работы женщины, в настоящее время никаких оснований для ограничения зачета периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком ни в Законе, ни в подзаконных нормативных актах не установлено.
Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии», спорный период имел место до 6 октября 1992 года - времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях, он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно ст. 19 ФЗ № 173 « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 этой статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Степанова М.А. обратилась в УПФ РФ в Советском районе г.Красноярска 20.12.2012 года, с указанной даты ей назначается досрочная трудовая пенсия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Степановой Марины Анатольевны удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советском районе г.Красноярска включить период нахождения Степановой Марины Анатольевны в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 06.10.1992 года по 11.07.1994 года в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании п.п.6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Обязать Управление Пенсионного фонда в РФ (ГУ) по Советскому району г.Красноярска назначить Степановой Марине Анатольевне досрочную трудовую пенсию с 20.12.2012 года.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного текста решения - с 24.06.2013 года.
Председательствующий: Н.А. Козлова.