Мировой судья судебного участка № 107 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области Лопатина В.В.
УИД № 63МS0061-01-2-21-002759-69
дело № 11-52/2022
(№ 2-154/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 июля 2022 г.
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Меньшиковой О.В.,
при секретаре Апахиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчиков Маркова Л.Н., Марковой В.М. на решение мирового судьи судебного участка № 107 Комсомольского судебного района г.Тольятти Самарской области от 21.01.2022 г., которым постановлено:
«Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» к ФИО1, ФИО2 о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО – удовлетворить.
Взыскать солидарно с ФИО1, ФИО2 в пользу общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» сумму задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО в размере 41 677,74 руб. за период с ... по ..., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 1450 рублей»,
УСТАНОВИЛ:
ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось к мировому судье с исковым заявлением Марковой В.М., Маркову Л.И. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период в сумме 41677,74 руб. за период с 01.01.2019 г. по 31.03.2021 г., а также расходов по уплате государственной пошлины в сумме 1450 руб., мотивируя тем, что по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 г. осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. №641» утверждена типовая форма договора, в которой содержатся положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО. Поскольку указанный договор является публичным, то считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя. Договоры подлежат оплате с даты фактического оказания услуг потребителю (с ...). Ответчикам на праве совместной собственности принадлежит жилой дом, общей площадью 340,3 кв.м., по адресу: ..... Ежемесячная плата за коммунальную услугу составляет 1543,62 руб. С ... Региональный оператор оказывал услуги по обращению с ТКО, принимал, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение. Ответчикам были направлены платежные документы на оплату оказанных услуг, которые не были ими исполнены в полном объеме, в связи с чем образовалась задолженность за период с ... по ... в размере 41 677,74 руб. Данная задолженность была взыскана на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка ... судебного района ...., который впоследствии был отменен, в связи с чем подано исковое заявление.
Мировым судьей постановлено вышеуказанное решение.
Ответчики Маркова В.М., Марков Л.И., не согласившись с решением мирового судьи, подали апелляционную жалобу, указывая, что решение является незаконным и необоснованным ввиду неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права, каких-либо доказательств качественного оказания услуг, своевременности вывоза ТКО не представлено, в связи с чем следует уменьшить плату за вывоз ТКО до 23339, 48 руб. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлены сроки вывоза ТКО в холодное и теплое время года, которые Региональным оператором не соблюдаются. Кроме того, истцом не выполняются требования Постановления Правительства № 1156 от 12.11.2016 г., Постановления Правительства Самарской области № 471 от 07.07.2020 г. в части оборудования контейнерных площадок накопления ТКО на расстоянии 20 м и не более 100 м от жилого дома, обеспечения пакетами или иными емкостями для складирования мусора.
Ответчик Маркова В.М. в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы, пояснила, что действительно они с супругом являются владельцами жилого дома в г. Жигулевск, ул. Водников, 20, общей площадью 340,3 кв.м. В частном секторе г. Жигулевск вывоз ТКО осуществляется децентрализованным способом, два раза в неделю. Полагает, что региональный оператор не может требовать оплаты за неоказанные услуги, оплата должна производиться только в том объеме, в каком услуги были оказаны. Места накопления ТКО при децентрализованном способе накопления должны быть согласованы с органами местного самоуправления с учетом санитарно-эпидемиологического законодательства, а сам по себе децентрализованный способ накопления ТКО не подразумевает вывоз ТКО от каждого домовладения, расположенного на территории индивидуальной жилой застройки, садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан. Требования к периодичности вывоза ТКО установлены п.17 Приложения № 1 раздела VII Постановления Правительства РФ от 06.05.2011№ 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов». Указанными требованиями предусмотрено обеспечение своевременного вывоза ТКО с площадок накопления ТКО в холодное время года (при среднесуточной температуре +5С и ниже) не реже 1 раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше + 5 С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Санитарными нормами срок временного накопления несортированных отходов определяется исходя из среднесуточной температуры в течение трех суток: +5С и выше - не более 1 суток, + 4С и ниже - не более 3 суток.
В соответствии с условиями типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО может быть составлен акт о нарушении Региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО. При отсутствии вышеназванного Акта, услуги по обращению с ТКО считаются оказанными надлежащим образом и подлежат оплате в полном объеме. Акт составлять нет смысла, поскольку график вывоза ТКО утверждён самим истцом, размещен на сайте администрации города. При этом, в другой части города, в частном секторе мусор вывозится ежедневно. Региональным оператором нарушаются сроки вывоза ТКО по адресу .... Условия п.9.2. Публичного типового договора. Доказательств того, что региональным оператором услуги оказаны в полном объеме, суду не представлено.
В тарифе на услугу Регионального оператора на 2019-2021 год не учтены расходы на приобретение контейнеров и бункеров, в том числе пакетов и других емкостей. Таким образом сам истец подтверждает доводы о нарушении п.11 Постановления Правительства Самарской области № 471 и Постановления Правительства РФ № 1156 п.10.
Согласны с доводами Регионального оператора о том, что договор заключен на условиях типового договора. В суде первой инстанции также не оспаривался факт заключения договора. Полагает, что размер платы должен быть пересчитан исходя из объема оказанных услуг. Ими был произведен самостоятельно расчет оплаты, рассчитана стоимость фактически оказанных услуг. Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги, вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести пересчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. За каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу снижается на 3,3% размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением. В настоящее время, с учётом самостоятельно выполненного перерасчета, ими полностью оплачены услуги истца по состоянию на 01.06.2022 г. полагают, что в настоящее время какая-либо задолженность отсутствует.
Представитель истца ООО «ЭкоСтройРесурс» в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.
Ответчик Марков Л.И. в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
В соответствии с ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционных жалоб, возражений, выслушав пояснения ответчика Марковой В.М., суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения мирового судьи, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно требованиям ст. 210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, возложено на собственника.
В силу ч.1-2 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст.ст. 309-310 ГК РФ).
Мировым судьей установлено, что Марков Л.И., Маркова В.М. с 27.12.2014 г. являются собственниками жилого дома, площадью 340,3 кв.м по адресу: ..... Данное обстоятельство подтверждается представленной в материалы дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Частью 3 ст. 154 ЖК РФ установлена обязанность собственников жилых домов по несению расходов на их содержание и ремонт, а также оплате коммунальных услуг в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
При этом, плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (ч.4 ст.154 ЖК РФ).
В силу п. п. 1, 2 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 ЖК РФ, ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», собственник жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», положений ст.ст. 10, 21, 22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, здоровья населения и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 г. утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающие порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации.
Согласно п.3, 4 раздела I Правил сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Положениями ст. 153 ЖК РФ на граждан и организации возложена обязанность по своевременному и полному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ за жилое помещение, и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе).
Услуга по обращению с ТКО относится к коммунальной услуге и подлежит ежемесячной оплате, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами Государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст.ст.154, 155, 157 ЖК РФ).
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 641» применяются к отношениям, возникающим между собственниками жилых домов и региональными операторами, в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г.» утверждена типовая форма договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО.
Договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункты 8(4) - 8(17) вышеуказанных Правил).
Исходя из положений ст. 426 ГК РФ о публичном договоре, в силу своей правовой природы договор с Региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным, его условия установлены законом, а не договором.
Договор с Региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя (ст. 426 ГК РФ), а также согласно ст. 425 ГК РФ оказываемые потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с даты фактического оказания Региональным оператором услуг потребителю.
Договоры на оказание услуг по обращению с ТКО между собственниками помещений и Региональным оператором считаются заключенными с даты начала оказания услуг по обращению с ТКО. Договоры заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется (письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.10.2018 г. №N 41963-АЧ/04).
Предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы Региональным оператором на своем официальном сайте: https://ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 23.12.2018г.
В соответствии с приложениями №1, 2 к Приказу Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 29.12.2018 г. № 1023 «Об утверждении и применении нормативов ТКО на территории городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещения» утверждены нормативы накопления ТКО на территории городских округов Самарской области, в том числе г.о. Жигулевск, на 1 кв. метр общей площади жилого помещения МКД и индивидуальных домов. Нормативы накопления ТКО на территории городских округов Самарской области, в том числе г.о. Жигулевск, на 1 кв.м. общей площади жилого помещения составляют 0,091 м3 в год.
Данный Приказ является действующим и принятым в соответствии с законодательством, что подтверждено решением Самарского областного суда по делу №3а-1004/2019 от 06.11.2019 г., апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции по делу № 66а-253/20120 от 18.02.2020 г. и постановлением Шестого кассационного суда общей юрисдикции по делу № 8а-14094/2020 от 13.07.2020 г.
Из представленного истцом платежного документа за июль 2021 года следует, что ежемесячная плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами составила 1543,62 руб., расчет произведен исходя из площади жилого помещения 340,3 кв.м.
Ответчики являются получателями коммунальных услуг истца, что подтверждается платежным документом, соответственно, обязаны их оплатить.
Согласно представленному в материалы дела расчету, сумма задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 г. по 31.03.2021г. составляет 41677, 74 руб.
Мировым судьей признан обоснованным, арифметически правильным представленный расчет задолженности, суд апелляционной инстанции также соглашается с представленным расчетом, принимает его в качестве надлежащего доказательства суммы задолженности, которая подлежит взысканию с ответчиков.
Доводы ответчиков о невыполнении истцом в полном объеме условий заключенного договора, требований по вывозу ТКО, несвоевременном и некачественном исполнении услуги по вывозу мусора проверялись мировым судьей и отклонены им, поскольку стороной ответчиков не представлено сведений и доказательств того, что график сбора и транспортировки ТКО нарушает права ответчиков, и имеются отклонения от него со стороны истца.
При этом мировым судьей учтено, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключен на условиях Типового договора, разделом VI которого установлен порядок фиксации нарушений региональным оператором обязательств по договору оказания услуг, в соответствии с которым предусмотрено составление акта о нарушении региональным оператором обязательств.
Вместе с тем, данный акт в материалы дела не предоставлен, а ответчиками не оспаривается факт не составления указанного акта.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиками не представлено при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций доказательств ненадлежащего предоставления коммунальных услуг и не выполнения истцом других обязательств.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. №354) регулируются в том числе, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 г. № 232 Правила дополнены разделом XV(1), которым урегулированы вопросы предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 17 приложения 1 к вышеуказанным Правилам, обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз); за каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за расчетный период снижается на 3,3 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам.
Согласно пункту 148.45 Правил предоставления коммунальных услуг, плата за коммунальную услугу подлежит уменьшению в случае предоставления услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении услуги проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности.
При рассмотрении дела суду не представлено доказательств заключения ответчиками договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с иной специализированной организацией, отказа от исполнения договора на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО, заключенного с истцом, обращения с заявлениями к истцу о перерасчете начисленных сумм в связи с предоставлением услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также осуществления ответчиками самостоятельного вывоза ТКО с соблюдением требований Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Вместе с тем, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ 06.05.2011 г. № 354) предусмотрено право ответчиков обратиться к истцу с заявлением о перерасчете платы за коммунальную услугу, качество которой не соответствует предъявляемым требованиям либо оказанную с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
При указанных обстоятельствах мировой судья пришел к правильному выводу о необоснованности произведенного ответчиками расчёта размера оплаты за обращение с ТКО, в связи с чем принял решение о взыскании с ответчиков образовавшейся задолженности в сумме, рассчитанной истцом.
При этом учтено, что жилой дом принадлежит ответчикам на праве совместной собственности, и, исходя из положений п.1 ст. 253, ст. 322 ГК РФ, данная задолженность подлежит взысканию в солидарном порядке.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела мировым судьей и при рассмотрении апелляционной жалобы нашел свое подтверждение факт неисполнения ответчиком обязанности по внесению платы за оказанную услугу по обращению с ТКО, в связи с чем ответчиков в пользу истца правомерно взыскана образовавшаяся задолженность.
Приводимые в апелляционных жалобах доводы основаны на неправильном толковании норм материального права, выражают субъективное отношение к правильности разрешения спора, вместе с тем не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, допущенных судом первой инстанции при вынесении оспариваемого судебного акта, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом интересов.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов мирового судьи, а повторяют правовую позицию ответчиков, выраженную ими в суде первой инстанции, исследованную мировым судьей и нашедшую верное отражение, и правильную оценку в решении суда.
При разрешении вопроса о взыскании с ответчиков в пользу истца расходов по оплате государственной пошлины мировым судьей применены положения ст. 98 ГПК РФ, также пп. 13 п. 1 ст. 333.20 НК РФ, в связи с чем взыскана сумма в размере 1450 руб., в которую зачтены сумма государственной пошлины, оплаченной истцом при подаче заявления о выдаче судебного приказа (отменен 21.06.2021 г.) и сумма государственной пошлины при подаче искового заявления.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № 107 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области от 21.01.2022 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчиков ФИО1, ФИО2 – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, на него может быть подана кассационная жалоба в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Судья О.В. Меньшикова