Дело № 2-2693/2013 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 августа 2013 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Калинкиной И.В.,
при секретаре Курцевич И.А.,
с участием ответчика Доперук С.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Иланского транспортного прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц к Доперук С.Ф. о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения требований законодательства о безопасности движения на путях необщего пользования,
УСТАНОВИЛ:
Иланский транспортный прокурор Западно-Сибирской транспортной прокуратуры обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Доперук С.Ф. о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения требований законодательства о безопасности движения на путях необщего пользования, мотивируя свои требования тем, что Иланской транспортной прокуратурой проведена проверка путей необщего пользования Доперук С.Ф., расположенных по адресу: <адрес>, примыкающих к Красноярской железной дороге - филиалу ОАО «РЖД». Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии № Доперук С.Ф. является собственником пути необщего пользования, протяженностью 135,60 п.м, расположенного по адресу: <адрес>. На указанных путях осуществляется погрузка пиломатериала, обслуживание пути производится локомотивом ООО ТЖДК «КанскУглеЛесТранс». Техническое содержание путей необщего пользования Доперук С.Ф. осуществляется с нарушением требований Инструкции по текущему содержанию пути ЦП-774, утвержденной заместителем Министра путей сообщений РФ ДД.ММ.ГГГГ. Требования указанных документов не соблюдаются. В нарушение п. 3.1.4 ЦП-774 звенья № 7, 17, 18 имеют горизонтальный уступ 6 мм. Вопреки требованиям п. 2.2.2, таблица 2.4 ЦП-774, звено № 9 имеет просадку 26 мм. Звено № 12 имеет вертикальный уступ 8 мм в нарушение п. 3.1.4 ЦП-774. Вопреки требованиям п. 2.2.2, таблица 2.4 ЦП-774, звено № 11 и звено № 12 имеют просадку 26 мм. Звено № 13 имеет вертикальный уступ 4 мм в нарушение п. 3.1.4 ЦП-774. Вопреки требованиям п. 3.15, таблица 3.5 ЦП-774, звено № 15 имеет остродефектный рельс. В нарушение п. 3.1.6 ЦП-774 стыковые болты пути имеют слабую затяжку. Выявленные в ходе проверки нарушения законодательства угрожают безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности, техническому состоянию железнодорожного подвижного состава, контейнеров или состоянию грузов. Содержание и эксплуатация пути при наличии подобных неисправностей недопустимы, так как ставят под угрозу не только безопасность поездов, но и создает угрозу жизни и здоровью граждан. Круг работников, соприкасающихся в процессе работы, а также граждан, соприкасающихся в процессе жизнедеятельности с железнодорожными путями необщего пользования и подвижным составом невозможно индивидуализировать. Иланский транспортный прокурор Западно-Сибирской транспортной прокуратуры просит суд признать бездействие Доперук С.Ф., выразившееся в необеспечении требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, незаконным; обязать Доперук С.Ф. устранить нарушения требований законодательства о безопасности движения на путях необщего пользования:
устранить горизонтальный уступ 6 мм в звеньях №7, 17, 18;
устранить просадку пути 26 мм звена № 9;
устранить вертикальный уступ 8 мм звена № 12;
устранить просадку пути 26 мм звена № 11 и звена № 12;
устранить вертикальный уступ 4 мм звена № 13;
заменить остро дефектный рельс звена № 15;
затянуть стыковые болты пути со слабой затяжкой.
Установить ответчику срок для выполнения вышеуказанных требований до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание Иланский транспортный прокурор Западно-Сибирской транспортной прокуратуры не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Ответчик Доперук С.Ф. в судебном заседании исковые требования признал.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, считает, что заявление обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ (в ред. от 28.07.2012) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и других федеральных законов.
Деятельность в области железнодорожного транспорта также регулируется актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, а также актами федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ (в ред. от 28.07.2012) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.
В случае, если на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется подача железнодорожного подвижного состава, эксплуатация которого осуществляется также на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным в отношении железнодорожных путей общего пользования, и в определенных случаях подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ (в ред. от 28.07.2012) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают:
безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда;
безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа;
безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
экологическую безопасность.
Согласно абз.З п.1 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
В соответствии с абз.4 п.1 ст. 16 Федерального закона в случае, если на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется подача железнодорожного подвижного состава, эксплуатация которого осуществляется также на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным в отношении железнодорожных путей общего пользования.
Согласно п. 2 ст.20 Федерального закона РФ владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Согласно ст. 2 ФЗ РФ от 10 января 2003 года N 18 - ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд;
владелец железнодорожного пути необщего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.
Согласно ст. 9 вышеназванного закона, в местах необщего пользования выполняются операции по погрузке, выгрузке грузов и контейнеров. Места общего и необщего пользования должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды.
Соответствие мест общего и необщего пользования требованиям настоящей статьи обеспечивается за счет средств их владельцев, специально выделенных участков - за счет средств грузоотправителей (отправителей) или грузополучателей (получателей), которым предоставлены такие участки.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путём принуждения к исполнению обязанности в натуре.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Как установлено в судебном заседании, Иланской транспортной прокуратурой проведена проверка путей необщего пользования, принадлежащих Доперук С.Ф., расположенных по адресу: <адрес>, примыкающих к Красноярской железной дороге - филиалу ОАО «РЖД». Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии № Доперук С.Ф. является собственником пути необщего пользования, протяженностью 135,60 п.м, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 9). На указанных путях осуществляется погрузка пиломатериала, обслуживание пути производится локомотивом ООО ТЖДК «КанскУглеЛесТранс». Техническое содержание путей необщего пользования Доперук С.Ф. осуществляется с нарушением требований Инструкции по текущему содержанию пути ЦП-774, утвержденной заместителем Министра путей сообщений РФ ДД.ММ.ГГГГ. Требования указанных документов не соблюдаются. В нарушение п. 3.1.4 ЦП-774 звенья № 7, 17, 18 имеют горизонтальный уступ 6 мм. Вопреки требованиям п. 2.2.2, таблица 2.4 ЦП-774, звено № 9 имеет просадку 26 мм. Звено № 12 имеет вертикальный уступ 8 мм в нарушение п. 3.1.4 ЦП-774. Вопреки требованиям п. 2.2.2, таблица 2.4 ЦП-774, звено № 11 и звено № 12 имеют просадку 26 мм. Звено № 13 имеет вертикальный уступ 4 мм в нарушение п. 3.1.4 ЦП-774. Вопреки требованиям п. 3.15, таблица 3.5 ЦП-774, звено № 15 имеет остродефектный рельс. В нарушение п. 3.1.6 ЦП-774 стыковые болты пути имеют слабую затяжку, что подтверждается актом по результатам проверки путей необщего пользования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ и ст. 27, ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В данном случае заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Иланского транспортного прокурора обоснованными, так как выявленное в ходе проверки бездействие ответчика, выразившееся в необеспечении требований законодательства, угрожает безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности, техническому состоянию железнодорожного подвижного состава, контейнеров или состоянию грузов. Содержание и эксплуатация пути при наличии подобных неисправностей недопустимы, так как ставят под угрозу не только безопасность поездов, но и создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Срок, в который прокурор просил суд обязать ответчика произвести определенные действия представляется суду разумным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Иланского транспортного прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц к Доперук С.Ф. о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения требований законодательства о безопасности движения на путях необщего пользования – удовлетворить.
Признать бездействие Доперук С.Ф., выразившееся в необеспечении требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, незаконным.
Обязать Доперук С.Ф. в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований законодательства о безопасности движения на путях необщего пользования:
устранить горизонтальный уступ 6 мм в звеньях №7, 17, 18;
устранить просадку пути 26 мм звена № 9;
устранить вертикальный уступ 8 мм звена № 12;
устранить просадку пути 26 мм звена № 11 и звена № 12;
устранить вертикальный уступ 4 мм звена № 13;
заменить остро дефектный рельс звена № 15;
затянуть стыковые болты пути со слабой затяжкой.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца с момента вынесения.
Судья И.В. Калинкина