Дело № 5-39/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Волгоград 12 февраля 2020 года
Судья Центрального районного суда г. Волгограда Рудых Галина Михайловна (400005, г. Волгоград, ул. 13-й Гвардейской, 12А), рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ООО «Управляющая организация города Волгограда» (г. Волгоград, ул. Советская, дом № 26А, ИНН 3459005520, КПП 344401001, ОГРН 1133443026441) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности ООО «Управляющая организация города Волгограда» Титовой Н.Ю.,
УСТАНОВИЛ:
В Центральный районный суд г. Волгограда из комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области поступил административный материал в отношении ООО «МУК» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 24.12.2019 №..., консультантом отдела надзора, контроля и учета объектов культурного наследия комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области Проваторовым С.О., на основании постановления Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 № 62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области» объект культурного наследия «Комплекс застройки ул. Ленина» зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (регистрационный номер 341721313720005, приказ Министерства культуры Российской Федерации от 10.12.2018 № 140530-р). Жилой дом № 2 по ул. 10-й Дивизии НКВД г. Волгограда входит в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс застройки ул. Мира».
Должностными лицами Комитета, в целях проверки сведений, изложенных в обращении от 06.08.2019 (вх. 180-01 от 13.08.2019), на основании задания от 16.08.2019 № 53-07-08/50 проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта (акт осмотра от 06.09.2019), в ходе которых установлено ненадлежащее состояние объекта, а именно: частичный износ окрасочного и штукатурного слоев цоколя фасадов здания; частичный износ окрасочного и штукатурного слоев бровки цоколя в виде валика до кирпичной кладки главного фасада здания; трещины, износ окрасочного и штукатурного слоев фасадов здания, следы замачивания штукатурного слоя; частичная утрата штукатурного слоя балконных плит; наблюдаются цементные пятна на фасадах и карнизах здания; частичная утрата орнамента входных групп подъездов; фрагментарное разрушение замкового камня верхних слуховых окон подъездов; фрагментарное разрушение, трещины, износ окрасочного и штукатурного слоев венчающего карниза фасадов здания.
Неудовлетворительное состояние объекта свидетельствует о ненадлежащем его содержании.
Согласно договору управления многоквартирным домом от 03.10.2019 объект находится в управлении ООО «МУК».
В связи с чем, ООО «МУК» с 2019 года является лицом, ответственным за поддержание в надлежащем состоянии, за надлежащее управление и текущий ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. 10-й Дивизии НКВД, д. 2.
В силу прямого указания Федерального закона № 73-ФЗ, независимо от наличия либо отсутствия утверждённого охранного обязательства, собственник или иной законный владелец обязан соблюдать требования пунктов 1-3 ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ.
Таким образом, нарушением является противоправное бездействие, выразившееся в невыполнении юридическим лицом (управляющей организацией) установленной законом обязанности: длительное непринятие (не проведение) управляющей организацией мер по его сохранению, в результате которого может возникнуть ухудшение состояния объекта.
В нарушение законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, управляющая организация надлежащее содержание объекта не осуществляет, работы по сохранению объекта, который находится у нее в управлении, не осуществляет.
За нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ об административных правонарушениях, а именно: нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что решением единственного участника ООО «МУК» от 20.01.2020 изменено наименование ООО «МУК» на ООО «Управляющая организация города Волгограда», в связи с чем, данные изменения были внесены в ЕГРЮЛ 27.01.2020.
В судебном заседании представитель лица, привлекаемого к административной ответственности ООО «Управляющая организация города Волгограда» Титова Н.Ю., действующая на основании доверенности, вину ООО «МУК» в совершении указанного административного правонарушения не признала.
Представитель комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен заблаговременно и надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил, об отложении слушания дела не просили, в связи с чем судья считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав представителя ООО «Управляющая организация города Волгограда», исследовав представленный материал, приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Преамбулой Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В силу п. 1 ст. 7 названного Федерального закона гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно п. 1 ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
По смыслу ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
К проведению ремонтных работ на объекте культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются производственные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Так, для проведения работ по сохранению объекта необходимо:
Собственник (пользователь) объекта культурного наследия должен получить в Комитете задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, для чего представить заявление по форме и с приложениями, установленными порядком выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от 08.06.2016 № 1278.
Разработанная проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия должна пройти государственную историко-культурную экспертизу, которая осуществляется экспертной комиссией из 3 и более экспертов. Перечень экспертов размещен на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации. Порядок проведения Экспертизы, требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов установлено Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569.
На основании положительного заключения Экспертизы, проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия должна быть представлена в Комитет для согласования. Порядок подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия, утвержден приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05.06.2015 № 1749.
Для получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (выявленного объекта культурного наследия), производственная организация (индивидуальный предприниматель) должны представить в комитет заявление по форме и с приложениями, установленными пунктом 5 порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 21.10.2015 № 2625.
Обязательными условиями приемки работ являются утверждение Комитетом отчетной документации, предусмотренной п. 7 ст. 45 Федерального закона № 73-Ф3, и выдача акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия, а также порядок приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия и его формы, утвержден приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25.06.2015 № 1840.
В судебное заседание в качестве доказательств виновности ООО «МУК» в совершении административного правонарушения административным органом представлены следующие документы:
- протокол об административном правонарушении от 24.12.2019 №...;
- приказ Министерства культуры РФ от 27.11.2015 № 21859-р «О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс застройки ул. Мира», 1945-1950 гг. (Волгоградская область) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, согласно которому зарегистрирован объект культурного наследия регионального значения «Комплекс застройки ул. Мира», 1945-1950 гг., расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, Центральный район, ул. Мира, 1-26, в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 341420125860005;
- схема границ территории объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс застройки ул. Мира», 1945-1950 гг., расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, Центральный район, ул. Мира, 1-26;
- уведомление ООО «МУК» от комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области от 19.11.2019;
- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 12.11.2019;
- договор управления многоквартирным домом № 2 по ул. 10-й Дивизии НКВД от 03.10.2019, заключенного между ООО «МУК» и собственниками помещений, согласно которому управляющая организация обязана планировать работы и оказывать услуги по содержанию, текущему ремонту общего имущества в МКД самостоятельно либо посредством обеспечения выполнения работ и оказания услуг третьими лицами, привлеченными управляющей организацией на основании заключенных договоров. При этом управляющая организация обязана заключить договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию, текущему ремонту общего имущества в МКД, которые она не имеет возможности или не вправе (оказать) самостоятельно (п. 2.1.5 договора);
- акт осмотра элемента объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс застройки пр. Ленина», расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. 10-й Дивизии НКВД, д. 2 от 06.09.2019 с фотоматериалом;
- задание от 16.08.2019 № 53-07-08/50 на проведение мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Волгоградской области;
- жалоба от 06.08.2019.
В силу частей 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно подпунктам «б» и «в» пункта 2 Правил о содержании общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются: крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», к таковым отнесены, в том числе: работы, необходимые для надлежащего содержания несущих конструкций (фундаментов, стен, колонн и столбов, перекрытий и покрытий, балок, ригелей, лестниц, несущих элементов крыш) и ненесущих конструкций (перегородок, внутренней отделки, полов).
Согласно п. 1.1 договора управления многоквартирным домом № 2 по ул. 10-й Дивизии НКВД от 03.10.2019, управляющая организация обязуется выполнять работы и оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД.
На основании п. 2.1.1 договора управляющая организация осуществляет управление МКД в соответствии с условиями договора и законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.1.2. договора управляющая организация обязана самостоятельно или с привлечением третьих лиц, имеющих необходимые специальные навыки, оборудование, сертификаты, лицензии и иные разрешительные документы, оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Согласно п. 5.2 договора, управляющая организация несет ответственность по настоящему договору в объёме принятых обязательств с момента вступления договора в силу.
Таким образом, ООО «МУК», заключив договор управления многоквартирным домом, приняло на себя предусмотренные гражданским и жилищным законодательством обязательства перед собственниками квартир по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома.
Кроме того, приняв на себя обязательства оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме управляющая компания, в том числе приняла на себя обязанности по сохранению объекта культурного наследия, вследствие того, что раздельное исполнение данных обязанностей невозможно
Таким образом, вина ООО «МУК», которое в нарушение требований приведенных вышеуказанных нормативных актов, не проводило работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в судебном заседании нашла свое подтверждение.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При назначении административного наказания судья в соответствии со ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельством, смягчающим ответственность наказание, судья признает совершение административного правонарушения впервые, иного суду не представлено.
Отягчающих ответственность обстоятельств, судьей не установлено.
По правилам ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В связи с тем, что с учетом характера нарушения, отсутствия данных о неблагоприятных последствиях совершенного правонарушения, учитывая привлечение к ответственности впервые, устранение нарушений, назначение по настоящему делу ООО «МУК» наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, установленном санкцией ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях – 200 000 руб. не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
Учитывая фактические обстоятельства по делу, отсутствие данных о неблагоприятных последствиях совершенного правонарушения, судья считает, что по делу имеются основания, предусмотренные ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть совокупность указанных обстоятельств является исключительной, и позволяет снизить юридическому лицу размер административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, до 100 000 руб., поскольку такое наказание в полной мере обеспечит достижение целей административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ООО «Управляющая организация города Волгограда» (г. Волгоград, ул. Советская, дом № 26А, ИНН 3459005520, КПП 344401001, ОГРН 1133443026441), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании которой назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.
Штраф подлежит перечислению не позднее 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки. Неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток (статья 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Копия документа, свидетельствующего об уплате штрафа, должна быть представлена в Центральный районный суд г. Волгограда.
Реквизиты получателя платежа: р/с 40101810300000010003 в Отделение Волгограда, г. Волгоград, БИК 041806001, ИНН/КПП получателя 3444263286/344401001, получатель УФК по Волгоградской области (Комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области, л/с 04292D03530, КБК 836 1 16 90020 02 0000 140 «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации», код по ОКТМО 18701000.
Постановление может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: Г.М. Рудых