Дело № 2-146/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Покровка 18 апреля 2017 года
Октябрьский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Севостьяновой Е.Н.,
при секретаре Костюковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кручининой Л.С. к Администрации Октябрьского района Приморского края о включении имущества в состав наследства, признании фактически принявшей наследство и признании права собственности на имущество,
у с т а н о в и л:
Кручинина Л.С. обратилась в суд с требованиями о включении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в состав наследства, открывшегося после смерти двоюродного племянника В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, умершего ДД.ММ.ГГГГ, о признании Кручининой Л.С. фактически принявшей наследство и о признании за истицей права собственности на вышеуказанное недвижимое имущество.
Представитель истца Кручининой Л.С. Панарина М.В., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что 02.06.2012 года умерла двоюродная сестра Кручининой Л.С. Б.Н.. После ее смерти осталось наследство в виде жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежавшего Б.Н. на праве собственности. После смерти Б.Н. в квартире остался проживать ее сын - В.М.. 27.04.2014 года В.М. умер. После смерти В.М. Кручинина Л.С.обратилась к нотариусу, где узнала, что спорная квартира в собственность В.М.в порядке наследования не оформлялась. Так как других наследников у В.М. не имеется, Кручинина Л.С. обратилась к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследства, однако ей было отказано, в связи с тем, что после смерти сестры истек установленный законом срок для принятия наследства, а В.М. право собственности на спорную квартиру не было зарегистрировано в Росреестре. После смерти двоюродного племянника В.М. Кручинина Л.С. фактически приняла наследство в виде указанной квартиры, проведя там косметический ремонт, частично оплатив задолженности по оплате коммунальных услуг. Просит включить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти В.М., признать Кручинину Л.С. фактически принявшей наследство, и признать за Кручининой Л.С. право собственности на спорную квартиру.
Истец Кручинина Л.С. в судебное заседание не явилась. Будучи извещенной судебной повесткой о времени и месте судебного заседания, что подтверждается почтовым уведомлением. Представитель ответчика <адрес>, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебное разбирательство проведено в отсутствие истицы.
Свидетели С.Н. и К.Т. пояснили, что Б.Н. являлась двоюродной сестрой Кручининой Л.С. В 2012 г. Б.Н. умерла. Сын Б.Н. – В.М. остался проживать в квартире. В 2014 г. В.М. умер. Иных наследников, кроме двоюродной тети – Кручининой Л.С. – у В.М. не осталось. Кручинина Л.С. провела в квартире В.М. ремонт, оплатила часть задолженности по коммунальным платежам и намерена проживать в квартире, ранее принадлежавшей Б.Н., а затем В.М..
Кроме того, С.Н. пояснила, что вместе с Кручининой Л.С. обращалась к нотариусу, который сообщил, что при жизни В.М. не оформил наследство, оставшееся после смерти матери, и не зарегистрировал свое право на квартиру.
Свидетель К.Т. дополнительно пояснила, что В.М. никогда не был женат, детей не имел. Родственные отношения Кручининой Л.С. и Б.Н. подтверждены судебным решением.
Оценив заявленные требования, выслушав доводы представителя истца, изучив письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, согласно договору на передачу квартиры в собственность от 16.05.1993 года (л.д.8), является Б.Н.
Из справки о рождении № Отдела записи актов гражданского состояния администрации Октябрьского муниципального района <адрес>, усматривается, что родителями В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, являются В.А. и Б.Н.
Как следует из свидетельства о смерти, Б.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, умерла 02.06.2012 года.
Согласно свидетельству о смерти II-BC № В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, умер 27.04.2014 года.
Из справки Администрации Покровского сельского поселения Октябрьского района Приморского края усматривается, что В.М. по день смерти ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес>
Решением Октябрьского районного суда Приморского края от 19.07.2016 года установлен факт родственных отношений между ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> и её двоюродной сестрой - Б.Н., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д.13-14). Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что В.М. являлся двоюродным племянником Кручининой Л.С., а потому в силу п.2 ст.1145 ГК РФ Кручинина Л.С. – двоюродная тетя В.М. - относится к числу наследников шестой очереди и может наследовать имущество по закону.
Согласно постановлению об отказе в совершении нотариального действия от 03.09.2014 года, Кручининой Л.С. в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону после смерти 02.06.2012 года ее двоюродной сестры Б.Н. было отказано.
Из сообщения нотариуса Октябрьского нотариального округа Приморского края от 29.03.2017 года следует, что после смерти В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего 27.04.2014 года, и после смерти Б.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей 02.06.2012 года, заведено наследственное дело № от 03.09.2014 года по заявлению о вступлении в наследство Кручининой Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; выдано постановление об отказе в совершении нотариального действия; свидетельства о праве на наследство не выдавались.
В соответствии со ст.1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и закону. Согласно ст.1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина. Днем открытия наследства является день смерти гражданина (ст.1134 Гражданского кодекса Российской Федерации). На основании ст.1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Согласно ч.2 ст.1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с п.4 ст.1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Исходя из изложенного, суд считает, что в состав наследства, открывшегося со смертью В.М., умершего ДД.ММ.ГГГГ, входит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, а потому суд включает его в состав имущества, оставшегося после смерти В.М.
В судебном заседании было установлено, что Кручинина Л.С., после смерти В.М., осуществляла ремонт и содержание спорной квартиры, принимала меры к погашению задолженности по коммунальным платежам, что подтверждается квитанциям.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о признании Кручининой Л.С. фактически принявшей наследство в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Из разъяснений, содержащихся в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 9 "О судебной практике по делам о наследовании", следует, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, суды могут рассмотреть требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а также требования о признании права собственности в порядке наследования. Исходя из изложенного, а также учитывая установленные по делу обстоятельства, суд, включив вышеуказанное недвижимое имущество в состав наследства, открывшегося со смертью В.М., признает за Кручининой Л.С. право собственности на <адрес>.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 1112 ГК РФ, ст.1152 ГК РФ, п.2 ст. 1153 ГК РФ, ст.1145 ГК РФ, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Кручининой Л.С. к Администрации Октябрьского района Приморского края о включении имущества в состав наследства, признании фактически принявшей наследство и признании права собственности на имущество - удовлетворить.
Включить недвижимое имущество - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в состав наследства, открывшегося после смерти В.М., умершего 27.04.2014 года.
Установить факт принятия Кручининой Л.С. наследства в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, открывшегося после смерти В.М., умершего 27.04.2014 года.
Признать за Кручининой Л.С, право собственности в порядке наследования на недвижимое имущество – <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд Приморского края в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме (с 19 апреля 2017 года).
Судья Е.Н.Севостьянова