Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-432/2015 ~ М-361/2015 от 01.06.2015

дело № 2-432/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 сентября 2015 года Мотыгинский районный суд Красноярского края в п. Мотыгино в составе: председательствующего судьи Васильковой И.М.

при секретаре Дворянчиковой М.В. с участием:

процессуального истца - помощника прокурора Калугиной Н.В.

ответчика Кондратьевой Н.В.

представителя третьего лица - администрации Мотыгинского района Кармачевой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мотыгинского района Зборщика А.И. в интересах Российской Федерации к Кондратьевой Н.В. о взыскании в доход государства неосновательного обогащения в размере 1446837 рублей,

установил:

прокурор района в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Кондратьевой Н.В. о взыскании в доход государства неосновательного обогащения в размере 1446837 рублей.

Исковые требования мотивировал тем, что прокуратурой была проведена общенадзорная проверка и установлено, что Кондратьева Н.В. являлась участником и была вместе с членами своей семьи включена в список претендентов на получение жилищной социальной выплаты по федеральной программе переселения в 2012 году. В установленный срок Кондратьева Н.В. предоставила необходимый пакет документов для получения жилищного сертификата, указав в заявлении от 27.02.2012 о том, что она имеет на территории Российской Федерации жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Однако, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от 15.12.2014 № 24-00-4001/5003/2014-7951 Кондратьева Н.В. с 8.11.2005 имеет 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> со 2.11.2005 в порядке наследования 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу. В силу изложенных обстоятельств, Кондратьева Н.В. со 2.11.2005 не имела права на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и не правомерно состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. При таких обстоятельствах, действия ответчика по получению бюджетных средств являются незаконными, нарушающими требования ст. 1104 ГК РФ, составляющими неосновательное обогащение приобретателя. В связи с этим, необходимо взыскать с Кондратьевой Н.В. денежные средства, полученные в виде социальной выплаты на приобретение жилья, в связи с участием в федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы в размере 1446837 рублей в пользу бюджета РФ.

Министр Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края Глушков Н.С., представил отзыв, в котором поддержал исковые требования прокурора, считая их обоснованными.

В судебном заседании процессуальный истец в лице помощника прокурора Калугиной Н.В. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.

Ответчик Кондратьева Н.В. в суде не возражала против удовлетворения исковых требований.

Третьи лица Кондратьева Е.А., Кондратьев А.А., надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель третьего лица - администрации Мотыгинского района Кармачева Е.В., действующая на основании доверенности № 64 от 24.07.2015, исковые требования прокурора поддержала, полагая их подлежащими удовлетворению.

Представители третьих лиц - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, администрации п. Мотыгино, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, просили рассмотреть дело в отсутствие представителей.

В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку они извещены судом надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела от них не поступило.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не менее пятнадцати календарных дней, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получившие субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в редакции от 17.07.2011), условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную и муниципальную собственность.

Абзацем 4 ст. 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено специальное правило о том, что в случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом, для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.

Согласно пп. «б» п. 3 Постановления Правительства от 21.03.2006 № 153 (в редакции от 3.11.2011), разъяснения о порядке выполнения мероприятий, предусмотренных Правилами, утвержденными Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.

Из письма Министерства регионального развития РФ от 11.04.2012 г. N 8513-4П/07 следует, что нормами действующего законодательства не установлен период учета гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями в целях определения размера жилищной субсидии (социальной выплаты). Учитывая изложенное, при расчете размера социальной выплаты учитываются все сделки, совершенные гражданами-участниками подпрограммы и (или) членами их семей по отчуждению жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, независимо от времени совершения данных сделок.

Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

При этом законодатель в силу п. 2 ст. 1102 ГК РФ не ставит в зависимость обязанность приобретателя возвратить неосновательное обогащение от того, явилось ли оно результатом поведения как приобретателя имущества, потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В силу ст. 1104 ГК РФ имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре.

Согласно ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: 1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; 2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; 3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; 4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.Указанный перечень оснований, когда неосновательное обогащение не подлежит возврату, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 1.09.2001 на заседании районной комиссии по жилью и жилищной политике при администрации Мотыгинского района Кондратьева Н.В., имеющая северный стаж 20 лет 2 месяца, с датой постановки на учет 4.10.1994, была признана участником федеральной программы переселения в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 25.07.1998 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (л.д. 66).

11.03.2010 Кондратьевой Н.В. в администрацию Мотыгинского района на имя Главы администрации района Терещенко А.Ю. было подано заявление (рапорт) о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории пенсионеры. В типовом заявлении заявитель должен был по своему выбору зачеркнуть ненужное значение «имеем» либо «не имеем» он и члены его семьи в настоящее время жилые помещения для постоянного проживания на территории Российской Федерации. Заявителем было зачеркнуто слово «не имеем» (л.д. 62).

Тем самым заявитель указал, что в настоящее время он и члены его семьи имеют жилое помещение для постоянного проживания на территории Российской Федерации.

В качестве членов семьи заявитель указал супруга Кондратьева А.А., дочь Кондратьеву Е.А. К заявлению были представлены копии паспортов, копия пенсионного удостоверения, выписка из домовой книги.

Своей подписью заявитель удостоверил, что с условиями участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в том числе в части безвозмездной передачи жилого помещения, находящегося в его собственности или в общей собственности членов его семьи, в государственную или муниципальную собственность, он ознакомлен и обязался их выполнять.

27.02.2012 Кондратьевой Н.В. было подано на имя Главы администрации Мотыгинского района Терещенко А.Ю. заявление (рапорт), в котором она просила выдать ей государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории Красноярского края, указав в составе своей семьи супруга Кондратьева А.А., дочь Кондратьеву Е.А. (л.д. 63-64).

В разделе I заявления, заявителю вновь было предложено путем выбора зачеркнуть ненужное значение «имеем» либо «не имеем» он и члены его семьи в настоящее время жилые помещения для постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Заявитель вновь зачеркнул значение «не имеем». Тем самым, сообщив, что в настоящее время он и члены его семьи имеют жилое помещение для постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Кроме того, в этом же разделе, заявителю было предложено указать сведения о наличии жилых помещений, занимаемых им и (или) членами его семьи по договорам социального найма и (или) принадлежащих ему и (или) членам его семьи на праве собственности.

Однако, в таблице, приведенной ниже, какие-либо жилые помещения указаны не были.

В разделе III заявления, заявителю было предложено указать сведения о гражданско-правовых сделках, приведших к отчуждению жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семь на праве собственности (за исключением отчуждения этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность).

В таблице, приведенной ниже, заявителем были указаны две квартиры по адресу: <адрес>1, которая была отчуждена собственниками Кондратьевой Н.В. и Кондратьевой Е.А. по договору купли-продажи от 30.01.2012 и по адресу: <адрес>, которая была отчуждена собственником Кондратьевым А.А. по договору купли-продажи от 14.09.2010.

Своей подписью, удостоверенной нотариусом Мотыгинского нотариального округа Красноярского края Брюхановой Л.В., Кондратьева Н.В. удостоверила, что она и члены ее семьи достоверность и полноту настоящих сведений подтверждают, предупреждена о привлечении к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае выявления в предоставленных ей сведениях и документах, прилагаемых к заявлению, данных, не соответствующих действительности и послуживших основанием для получения государственного жилищного сертификата.

Члены семьи своими подписями удостоверили, что с настоящим заявлением они согласны.

10.05.2012 Кондратьевой Н.В. выдан государственный жилищный сертификат на сумму 1446837 рублей (л.д. 90).

Согласно выписке из реестра оплаченных государственных жилищных сертификатов, полученный сертификат был реализован путем приобретения за счет средств социальной выплаты жилого помещения в г. Канске, государственная регистрация которого была осуществлена 13.06.2012. Денежные средства социальной выплаты в счет оплаты договора были перечислены 10.07.2012 (л.д. 92-94).

В ходе прокурорской проверки установлено, что Кондратьева Н.В., имея в собственности квартиру в <адрес>, за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, умолчала об этом, в силу чего неправомерно состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а в дальнейшем получила жилищную субсидию в размере 1446837 рублей.

По результатам проверки, проведенной по факту получения Кондратьевой Н.В. жилищной субсидии в размере 1446837 рублей, постановлением старшего оперуполномоченного ГЭБ и ПК ОМВД России по Мотыгинскому району Ширыхаловым Р.Ю. от 13.01.2015 отказано в возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159.2 УК РФ в отношении Кондратьевой Н.В. за отсутствием состава преступления. Умысел Кондратьевой Н.В. на хищение денежных средств путем введения в заблуждение не установлен (л.д. 7).

Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества, Кондратьева Н.В. имела в собственности квартиру общей площадью 30.8 кв.м. по адресу: <адрес>, государственная регистрация которого осуществлена 2 и 8.11.2005, государственная регистрация прекращения права была произведена 20.01.2012 (л.д. 32-34).

Согласно договору дарения от 12.01.2012, квартира общей площадью 30.80 кв.м. по адресу: <адрес> была подарена ФИО13 Стоимость квартиры по соглашению сторон была определена в размере 100000 рублей.

По данным филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - федеральное БТИ» по Красноярскому краю Мотыгинского производственного участка Лесосибирского отделения от 7.09.2015 инвентаризационная стоимость указанной квартиры составила 189039 рублей.

Учитывая, что Кондратьева Н.В., которая на законных основаниях была поставлена на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, в период нахождения на учете приобрела, а затем произвела отчуждение принадлежащей ей на праве собственности квартиры, площадь которой не соответствовала надлежащему уровню обеспеченности жилой площади на каждого члена семьи, участвующего в подпрограмме переселения (т.к. на каждого приходилось по 10.26 кв.м.), а также учитывая, что на момент выдачи Кондратьевой Н.В. жилищного сертификата, она не имела в собственности жилых помещений, размер причитающейся Кондратьевой Н.В. жилищной субсидии на основании ст. 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» подлежал уменьшению на сумму 189039 рублей, согласно справе об инвентаризационной стоимости квартиры.

При таких обстоятельствах неосновательное обогащение Кондратьевой Н.В. составляет 189039 рублей, указанная сумма подлежит взысканию в доход государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика Кондратьевой Н.В., не освобожденной от обязанности уплаты государственной пошлины, в доход местного бюджета, подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец в силу закона, в размере пропорциональном удовлетворенной части иска, а именно в размере 4980 рублей 78 копеек (из расчета (189039-100000)х2%+3200).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Мотыгинского района Красноярского края в интересах Российской Федерации к Кондратьевой Н.В. удовлетворить частично.

Взыскать с Кондратьевой Н.В. в доход государства 189039 (сто восемьдесят девять тысяч тридцать девять) рублей, государственную пошлину в местный бюджет в размере 4980 (четыре тысячи девятьсот восемьдесят) рублей 78 (семьдесят восемь) копеек.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мотыгинский районный суд Красноярского края.

Председательствующий судья И.М. Василькова

2-432/2015 ~ М-361/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Мотыгинского района
Ответчики
Кондратьева Надежда Васильевна
Суд
Мотыгинский районный суд Красноярского края
Судья
Василькова Ирина Михайловна
Дело на странице суда
motig--krk.sudrf.ru
01.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.06.2015Передача материалов судье
03.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.06.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.07.2015Предварительное судебное заседание
03.08.2015Судебное заседание
24.08.2015Судебное заседание
14.09.2015Судебное заседание
18.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.10.2015Дело оформлено
12.01.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее