Судья Фищев Д.А. Дело № 33-4231/2011
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Алексеевой С.Ф., Ивановой Е.А.,
при секретаре Воронцовой Н.Н.,
рассмотрела в судебном заседании 08 августа 2011 года
дело по кассационной жалобе ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Удорском районе Республики Коми на решение Удорского районного суда Республики Коми от 12 июля 2011 года, по которому исковые требования удовлетворены:
признано за Калининой Г.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленное для лиц, осуществляющих лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа, с ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Алексеевой С.Ф., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Калинина Г.В. обратилась в суд с иском к ГУ-Управление ПФР в Удорском районе РК и с учетом уточнений просила признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности, со дня обращения ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование иска указала, что ответчик незаконно исключил из спецстажа работы отдельные периоды отпуска по беременности и родам, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
В судебном заседании истица на иске настаивала.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Удорском районе Республики Коми не согласно с решением суда и просит его отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения суда.
Суд с достаточной полнотой проверил материалы дела, установил обстоятельства, имеющие значение, и пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Так, судом установлено и подтверждается материалами дела, что Калинина Г.В. с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет лечебную деятельность по охране здоровья населения в должностях заведующей фельдшерским акушерским пунктом, палатной медицинской сестры участковой больницы, палатной медицинской сестры хирургического отделения, участковой медицинской сестры терапевтического кабинета в учреждениях здравоохранения Удорского района Республики Коми, расположенных в сельской местности и поселках городского типа.
20 мая 2010 года Калинина Г.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, однако решением УПФР в Удорском районе № 89 от 23 июля 2010 года в назначении досрочной пенсии истице отказано в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной деятельности.
При этом, в стаж лечебной деятельности истицы ответчиком не засчитаны период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также отдельные периоды ее отпуска по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая дело, суд пришел к правильному выводу о необоснованном исключении из стажа, дающего право для назначения досрочной трудовой пенсии, периодов отпуска Калининой Г.В. по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... день).
Так, в соответствии с действовавшей в спорный период ст. 165 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1), женщинам предоставлялись отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, а при рождении двух и более детей - сто десять) календарных дней после родов.
Отпуск по беременности и родам исчислялся суммарно и предоставлялся женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.
Статьей 1 Закона Республики Коми «О дополнительных социальных гарантиях по охране материнства и детства» в ред. от 20.10.1992 для женщин, работающих в Республике Коми, был установлен отпуск по беременности и родам продолжительностью 126 календарных дней до родов и 238 календарных дней после родов. Указанный закон вступил в силу с 01.01.1993 и в данной редакции действовал до 12.05.1998.
Согласно ч. 4 ст. 23 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» гарантированная продолжительность оплачиваемого отпуска по беременности и родам определяется законодательством Российской Федерации. При этом установлено, что продолжительность может быть увеличена в соответствии с законодательными актами республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей.
В силу вышеприведенных положений закона отпуск по беременности и родам, как период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, подлежит включению в специальный стаж лечебной деятельности.
Судом установлено, что продолжительность отпуска Калининой Г.В. по беременности и родам по справке работодателя составляет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В том числе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – по законодательству РФ, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – по законодательству Республики Коми.
До рождения ребенка истицы ДД.ММ.ГГГГ ее отпуск по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил ... дней, а после родов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – ... дня,т.е. всего ... дня.
При суммарном исчислении данного отпуска и с учетом его предоставленияполностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов, продолжительность отпуска по беременности и родам истицы выходит за пределы, установленные законодательством Республики Коми, действовавшим в спорный период (... дня).
Ответчик включил в специальный стаж истицы ... дней отпуска до родов и ... дней отпуска после родов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. ... дня.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что у ответчика УПФР не имелось оснований для исключения периодов отпуска Калининой Г.В. по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...день) из специального стажа лечебной деятельности истицы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включению в специальный стаж не подлежит, поскольку выходит за пределы ... дней отпуска по беременности и родам, установленных ранее Законом Республики Коми.
Поскольку периоды отпуска по беременности и родам включаются в специальный стаж лечебной деятельности, то согласно подпункту «а» пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, на указанные периоды распространяются правила льготного исчисления периодов работы и дополнительно включению в специальный стаж подлежит ... дней отпуска по беременности и родам с учетом льготного исчисления.
Кроме того, необоснованно исключены из педагогического стажа истца периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности работника.
Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ, а также ранее действовавшей статье 112 КЗоТ РСФСР, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
При таких обстоятельствах периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации, как периоды работы, в силу пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение. Однако, учеба на курсах повышения квалификации в городских населенных пунктах льготному исчислению при включении в специальный стаж лечебной деятельности истицы не подлежит.
Оценив все обстоятельства по делу, суд пришел к правильному выводу, что на день обращения в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости стаж лечебной деятельности Калининой Г.В. составлял ....
Принимая во внимание, что истица по настоящее время продолжает работать в должности участковой медицинской сестры терапевтического кабинета МУ «Удорская ЦРБ», следовательно, с учетом льготного исчисления специального стажа лечебной деятельности (1 год работы за 1 год 3 месяца), право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по основаниям подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» у истцы наступило с ДД.ММ.ГГГГ.
Довод кассационной жалобы о том, что право на досрочную пенсию у истицы возникло с ДД.ММ.ГГГГ, не может быть принят во внимание, как основанный на неверном толковании правовых норм, регулирующих возникшие правоотношения. В период нахождения в отпуске по беременности и родам истица занимала должность ..., расположенной в поселке городского типа Усогорск, в связи с чем отпуск по беременности и родам подлежит включению в специальный стаж лечебной деятельности в льготном исчислении. Дополнительно включению в специальный стаж подлежит ... день ....
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Удорского районного суда Республики Коми от 12 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Удорском районе Республики Коми – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи