Дело №2а-97/2020
Решение
Именем Российской Федерации
«22» января 2020 года п. Демянск
Валдайский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Степановой Ю.П.,
при помощнике судьи Никитиной О.В.,
с участием административного истца Владимирова С.М.,
представителя административного ответчика Администрации Демянского муниципального района Михайлова С.Ю.,
представителя заинтересованного лица Администрации Жирковского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области в лице главы Лебедевой И.В.,
представителя заинтересованного лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Управление по Новгородской и Вологодской областям) Селиманова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Владимирова Сергея Михайловича к Администрации Демянского муниципального района Новгородской области о признании незаконным и об отмене распоряжения о проведения внеплановой выездной проверки физического лица № 409-рз от 06 ноября 2019 года, акта проверки № 301 от 26 ноября 2019 года, признании незаконным и отмене предписания № 183 от 26 ноября 2019 года
Установил:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Демянского муниципального района Новгородской области (далее – Администрация), в обоснование которого указал, что он является собственником земельных участков из земель сельхозназначения, с кадастровыми номерами: №, площадью 11378 кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ; №, площадью 146435 кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ; №, площадью 124222 кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ; №, площадью 39278 кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ; №, площадью 43369 кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ; №, площадью 39560 кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ; №, площадью 10132 кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ; №, площадью 106116 кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ; №, площадью 10788 кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ; №, площадью 82393 кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ; №, площадью 44578 кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ. В порядке осуществления муниципального земельного контроля на основании распоряжения Администрации было издано распоряжение № 409-рз о проведении внеплановой выездной проверки соблюдения требований земельного законодательства, находящихся в его собственности, вышеперечисленных участков, по результатам которой Управлением муниципального имущества Администрации был составлен акт проверки № 301 от 26 ноября 2019 года, выявивший нарушения земельного законодательства в части ст. 13, 42, 78, 79 ЗК РФ, Федерального Закона №101-ФЗ от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Постановления Правительства РФ от 23.04.12 г. №369, за что предусмотрено административная ответственность, установленная ч. 2 ст.8.8 КоАП РФ. По результатам проведённой проверки 26 ноября 2019 года Управлением муниципального имущества Администрации было вынесено предписание №183 об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства РФ в срок до 26 мая 2020 года. Административный истец не согласен с вынесенными актами, поскольку административный ответчик вышел за пределы полномочий, предоставленных ему законом. Считает, что выявление признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, могут являться основанием для проведения внеплановой проверки только в рамках государственного земельного надзора.
Административный истец Владимиров С.М. в судебном заседании заявленные требования подержал, пояснив дополнительно, что порядок проведения внеплановой выездной проверки не нарушен, но он в целом не согласен с проведенной проверкой, поскольку у Администрации не имеется полномочий на ее проведение. Полагает, что его права были нарушены тем, что в отношении него была проведена проверка органом, который не имеет на это полномочий, законные его интересы были нарушены тем, что его могут привлечь к административной ответственности.
Представитель административного ответчика Михайлов С.Ю. административный иск не признал, по доводам, изложенным в отзыве.
Представители заинтересованных лиц Лебедева И.В. и Селиманов А.Н. полагали, что требования административного истца необоснованны, поскольку основанием для проверки послужила необходимость в проверке на соответствие земельного законодательства. Селиманов А.Н. дополнил, что порядок проверки не был нарушен, у Администрации имеются полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля и в дальнейшем Администрация правомерно направила материалы в Россельхознадзор, и в настоящее время возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.8 КоАП РФ, 09 января 2020 года был составлен административный протокол в отношении Владимирова С.М.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Как установлено в судебном заседании он является собственником земельных участков из земель сельхозназначения, с кадастровыми номерами: №, площадью 11378 кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ; №, площадью 146435 кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ; №, площадью 124222 кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № № от ДД.ММ.ГГГГ; №, площадью 39278 кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № № от ДД.ММ.ГГГГ; №, площадью 43369 кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № № от ДД.ММ.ГГГГ; №, площадью 39560 кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № № от ДД.ММ.ГГГГ; №, площадью 10132 кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ; №, площадью 106116 кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № № от ДД.ММ.ГГГГ; №, площадью 10788 кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № № от ДД.ММ.ГГГГ; №, площадью 82393 кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № № от ДД.ММ.ГГГГ; №, площадью 44578 кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ.
Также установлено, что в порядке осуществления муниципального земельного контроля на основании распоряжения Администрации было издано распоряжение № 409-рз о проведении внеплановой выездной проверки соблюдения требований земельного законодательства, находящихся в собственности Владимирова С.М. вышеперечисленных участков, по результатам которой, Управлением муниципального имущества Администрации был составлен акт проверки № 301 от 26 ноября 2019 года, выявивший нарушения земельного законодательства.
Кроме того, по результатам проведённой проверки 26 ноября 2019 года Управлением муниципального имущества Администрации было вынесено предписание №183 об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства РФ в срок до 26 мая 2020 года.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа относит к вопросам местного значения городского округа (пункт 26 части 1 статьи 16).
Под муниципальным земельным контролем, согласно пункту 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации, понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением, в том числе, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений (абзац первый пункта 3 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации).
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии данного акта проверки обязан рассмотреть этот акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления (пункты 5 и 6 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации).
Этой же статьей Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи (пункт 2).
Таким образом, федеральное законодательство, законодательство субъекта Российской Федерации и нормы актов органов местного самоуправления предусматривают осуществление муниципального земельного контроля в отношении граждан с составлением акта проверки и не исключают возможность выдачи предписания об устранении выявленных нарушений в области земельных отношений, как в рассматриваемом споре.
При этом, в силу закона в отличие от органов, осуществляющих государственный земельный надзор, должностные лица органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах муниципального образования Демянский муниципальный район Новгородской области объектов земельных отношений, не имеют права составлять протоколы об административных правонарушениях и привлекать к административной ответственности, а равно и выносить в отношении граждан обязательные для исполнения предписания.
Таким образом, выдача оспариваемого по настоящему административному делу предписания об устранении выявленных нарушений в области земельных отношений должностным лицом органа, осуществляющего муниципальный земельный контроль, никаких негативных последствий для административного истца не порождает.
Данные предписания фактически не носят властно-распорядительного характера, не содержат обязательных распоряжений, влекущих какие-либо юридические последствия, не устанавливают, не изменяют и не прекращают прав и обязанностей административного истца, не определяют их меру ответственности.
Такие предписания носят исключительно предупредительный характер и имеют цель информирования лица, в отношении которого они вынесены, о возможных неблагоприятных последствиях в случае неустранения нарушений земельного законодательства в добровольном порядке.
При таких обстоятельствах, поскольку предписание об устранении выявленных нарушений в области земельных отношений не являются обязательными для исполнения, они не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца.
Также судом установлено, что после направления копии акта проверки с приложением материалов в орган государственного земельного надзора, было принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Владимирова С.М. и 09 января 2020 года был составлен административный протокол в отношении административного истца по ч.2 ст.8.8 КоАП РФ.
Также суд отмечает, что нарушений порядка проведения внеплановой выездной проверки Владимирова С.М. как физического лица не установлено, распоряжение Администрации было издано с целью проверки соблюдения требований земельного законодательства на земельных участках, принадлежащих административному истцу на праве собственности на основании обращения главы Администрации Жирковского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области, в соответствии с положениями ст. ст. 42, 72, 74 Земельного кодекса Российской Федерации.
О проведении внеплановой выездной проверки административный истец был уведомлен надлежащим образом.
В данном распоряжении определены должностные лица, уполномоченные на проведение проверки, цели, задачи проверки, ее основания, виды и объем мероприятий по контролю, сроки ее проведения.
Оспариваемый акт проверки соблюдения земельного законодательства акт проверки № 301 от 26 ноября 2019 года также составлен в соответствии с действующим законодательством, в присутствии административного истца, и в пределах полномочий органа муниципального контроля.
При этом в силу п. 1 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца. Обязанность доказывания данных обстоятельств возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Кроме того, на основании п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Однако административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав, свобод и законных интересов проведением внеплановой выездной проверки, а также составлением акта проверки соблюдения земельного законодательства органом муниципального контроля физического лица № 301 от 26 ноября 2019 года, поэтому оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ,
Решил:
В удовлетворении административного иска Владимирова Сергея Михайловича к Администрации Демянского муниципального района Новгородской области о признании незаконным и об отмене распоряжения о проведения внеплановой выездной проверки физического лица № 409-рз от 06 ноября 2019 года, акта проверки № 301 от 26 ноября 2019 года, признании незаконным и отмене предписания № 183 от 26 ноября 2019 года отказать.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Валдайский районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Ю.П. Степанова
Мотивированное решение изготовлено «23» января 2020 года.