Дело № 12-344/2017
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Магадан 12 октября 2018 г.
Судья Магаданского городского суда Магаданской области Неказаченко Н.П.,
рассмотрев ходатайство ООО «Жилсервис-Центр» о восстановлении срока обжалования постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области № 196 от 17 мая 2018 г.,
с участием: представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Альжановой И.И., которой разъяснены права в соответствии со ст. 25.5, КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
17 сентября 2018 г. ООО «Жилсервис-Центр» обратилось в Магаданский городской суд Магаданской области с жалобой на постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области № 196 от 17 мая 2018 г.
В то же время 04 июня 2018 г. ООО «Жилсервис-Центр» обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области № 196 от 17 мая 2018 г.
Данное заявление было принято Арбитражным судом Магаданской области к рассмотрению.
Определением Арбитражного суда Магаданской области от 04 сентября 2018 г. производство по делу N А37-1448/2018 прекращено.
Сославшись, помимо прочего, на пункт 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", арбитражный суд отметил, что общество привлечено к административной ответственности не как субъект предпринимательской или иной экономической деятельности и не в связи с ее осуществлением, объектом посягательства вмененного ему административного правонарушения являются правоотношения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения (хотя бы юридическое лицо и осуществляло предпринимательскую деятельность при оказании соответствующих услуг, выполнения работ), в связи с чем пришел к выводу о том, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
17 сентября 2018 г., то есть с пропуском установленного ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока на подачу жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, ООО «Жилсервис-Центр» обратилось в Магаданский городской суд Магаданской области с жалобой на постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области № 196 от 17 мая 2018 г., заявив также ходатайство о восстановлении пропущенного срока его обжалования, мотивированное своевременным первоначальным обращением с жалобой на постановление должностного лица в арбитражный суд.
Явившаяся в судебное заседание представитель ООО «Жилсервис-Центр» - Альжанова И.И., ссылаясь на положения ч. 1 ст.46 Конституции РФ, ст. 3 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» пояснили, что законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска срока на обжалование, в связи с чем данный вопрос должен решаться судьей с учетом обстоятельств дела. Просила ходатайство удовлетворить, восстановить срок на обжалование указанного выше постановления.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте проведения судебного заседания.
Явка представителя административного орана не была признана судом обязательной в связи с чем, полагаю возможным рассмотреть вопрос о восстановлении срока на подачу жалобы на постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области № 196 от 17 мая 2018 г. в отсутствие представителя Управления Роспотребнадзора по Магаданской области.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Статья 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях регламентирует порядок реализации права на обжалование постановления по делу об административном правонарушении.
Согласно пункту 3 части 1 данной статьи, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 названного Кодекса в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Как следует из части 3 указанной статьи, постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Вопреки требованиям статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, первоначально обратилось с заявлением об отмене постановления по делу об административном правонарушении в арбитражный суд, заведомо нарушив требования о подведомственности рассмотрения соответствующей жалобы.
При этом, как усматривается из существа постановления, оно содержит разъяснение о порядке его обжалования, в частности в нем указано, что постановление по делу об административном правонарушении подлежит обжалованию в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Материалы дела свидетельствуют о том, что объективных препятствий к подаче жалобы своевременно и в установленном законом порядке не имелось, доказательства, подтверждающие уважительность причин пропуска предусмотренного законом срока обжалования, отсутствуют.
По мнению судьи, нарушение порядка подачи жалобы и ошибочное обращение с жалобой в арбитражный суд не является уважительной причиной пропуска срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17 июля 2012 г. N 1339-О, в силу части 1 статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение. При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определения от 25 декабря 2008 г. N 990-О-О, от 21 апреля 2011 г. N 465-О-О, от 21 июня 2011 г. N 749-О-О, от 29 сентября 2011 г. N 1066-О-О и др.).
В рассматриваемом случае сведений о наличии уважительных причин, препятствующих возможности реализовать право на судебную защиту в установленный процессуальный срок, представлено не было.
Данная позиция также отражена в Постановлении Верховного Суда РФ от 15 августа 2016 г. № 43-АД16-5.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.3 КоАП РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Обществу с ограниченной ответственностью «Жилсервис-Центр» в восстановлении срока обжалования постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области № 196 от 17 мая 2018 г. - отказать.
Жалобу со всеми приложенными к ней документами вернуть Обществу с ограниченной ответственностью «Жилсервис-Центр».
Определение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течении 10 дней со дня его получения.
Судья Неказаченко Н.П.