Дело №2-313//2021
УИД 57RS0002-01-2021-000482-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 декабря 2021 г. пгт. Верховье
Верховский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Заховаевой В.И.,
с участием помощника прокурора Верховского района Орловской области Прохоровой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Должиковой Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении зала судебных заседаний районного суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Верховского района Орловской области в интересах Ф к Департаменту здравоохранения Орловской области, Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Верховская центральная районная больница» о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верховского района Орловской области в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Ф обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области, Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Верховская центральная районная больница» (далее по тексту - БУЗ ОО «Верховская ЦРБ) о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о здравоохранении при обеспечении лекарственными препаратами Ф за счет средств федерального бюджета, в ходе которой было установлено, что Ф является инвалидом 1 группы, находится на диспансерном наблюдении в БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» в связи с общим заболеванием, включен в соответствующий федеральный регистр лиц, подлежит обеспечению лекарственными препаратами с действующим веществом бикалутамид.
В соответствии с Государственным реестром лекарственных препаратов по состоянию на 02.11.2021 (часть2) «биклутамид» - торговое наименование лекарственного препарата с номером регистрационного удостоверения ЛП-002358, имеет международное непатентованное или химическое наименование «бикалутамид» и относится к фармакотерапевтической группе противоопухолевое средство «антиандроген».
Врачом БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» СВА ДД.ММ.ГГГГ Ф выдан рецепт серии 54-21 № на получение льготного лекарственного препарата «bicaltamidum» таблетки покрытые пленочной оболочкой 50 мг № (бикалутамид), который ДД.ММ.ГГГГ поставлен на отсроченное обеспечение в обществе с ограниченной ответственностью «Аптека №» (далее по тексту – ООО «Аптека №) и до настоящего времени (ДД.ММ.ГГГГ) не обеспечен.
Обосновывая исковые требования, ссылается, что БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» в Департамент здравоохранения Орловской области направлена потребность на льготное лекарственное обеспечение на 2021 год, согласно которой в нее включен лекарственный препарат «бикалутамид».
Вместе с тем, Ф Департаментом здравоохранения Орловской области не обеспечен указанным лекарственным препаратом в полном объеме.
Кроме того, в ходе проведенной проверки установлено, что за истекший период 2021 года Ф рецепты на льготные лекарственные препараты БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» выписываются не в полном объеме.
Ссылаясь на положения ст.ст.7, 41 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Закон Орловской области от 13.08.2009 № 942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области», постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», прокурор просит суд возложить на Департамент здравоохранения Орловской области обязанность обеспечить бесплатное предоставление Ф лекарственного препарата «bicaltamidum», таблетки покрытые пленочной оболочкой 50 мг, № в необходимом количестве, в том числе, по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ серии 54-21 № вплоть до отмены лекарственного препарата лечащим врачом; обязать БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» своевременно и в полном объеме, учитывая реальную потребность Ф в лекарственных препаратах, выписывать рецепты на льготные лекарственные препараты, а также средства диагностики, обратить решение к немедленному исполнению.
Истец Ф, будучи надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайств не направил.
В судебном заседании помощник прокурора Прохорова О.В. в порядке ст.39 ГПК РФ уточнила исковые требования, просила возложить на Департамент здравоохранения Орловской области обязанность обеспечить бесплатное предоставление Ф лекарственных препаратов «метформин», «моксонидин», средствами диагностики тест-полосками «акку-чек актив» № в необходимом количестве вплоть до отмены лекарственных препаратов и средств диагностики лечащим врачом, которые в настоящее время рекомендованы истцу лечащим врачом. Уточненные исковые требования поддержала по доводам, указанным в исковом заявлении, дополнив, что в отношении Ф в Департамент здравоохранения направлена дополнительная потребность на получение истцом указанных лекарственных препаратов, рекомендованных ему лечащим врачом. В получении лекарственного препарата «бикалутамид» в настоящее время истец не нуждается. Просила обратить решение суда к немедленному исполнению. Исковые требования к БУЗ ОО «Верховская ЦРБ не поддержала.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области, будучи надлежащим образом и заблаговременно извещенным о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, заявлений не направил.
Представитель ответчика БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания, главный врач БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» БГИ представила заявление о рассмотрении дела без участия представителя, указав, что относительно удовлетворения исковых требований не возражает.
Представитель третьего лица ГУП Орловской области «Орелформация» в судебное заседание не явился, извещен судом о дате, времени и месте судебного заседания, директор ГУП Орловской области «Орелформация» ДТА просил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица Департамента финансов Орловской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель третьего лица по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ БМГ в заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В силу положений статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснение помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).
Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Реализуя свои дискреционные полномочия в части установления конкретных способов и объемов социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, федеральный законодатель принял ряд законов, направленных на обеспечение социальной поддержки лиц, нуждающихся в ней в силу состояния здоровья и имеющих специальный статус.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
Как следует из положений пунктов 2, 3 статьи 2 Федерального закона от 21ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
На основании Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды относятся к категории федеральных льготников.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Обеспечение инвалидов лекарственными средствами производится в рамках оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ).
На основании пункта 8 части 1 статьи 6.1 названного Федерального закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.
В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно предусмотрено бесплатное предоставление инвалидам всех лекарственных средств, средств медицинской реабилитации, калоприемников, мочеприемников и перевязочных материалов (по медицинским показаниям).
Также данным постановлением закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
На основании статьи 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 указанного Федерального закона при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 данного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного Закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ).
Пункт 4 части 2 статьи 73 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ обязывает медицинских работников назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 декабря 2012 N 1175н, согласно которому назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется, в частности лечащим врачом.
Специальным законом, регулирующим отношения в сфере отпуска, передачи и реализации лекарственных средств является Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», которым проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения лекарственными препаратами граждан в Российской Федерации отнесено к полномочиям федеральных органов исполнительной власти (ст.5), перечень полномочий органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации является исчерпывающим и включает разработку и реализацию региональных программ обеспечения населения лекарственными препаратами; установление предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; осуществление регионального государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (ст.6).
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
На основании пункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, социальной поддержки ветеранов труда и др., в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.
В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Согласно статье 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. № 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2020 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1 января 2021 г.) утвержден Перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. № 1610 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, которая в разделе V предусматривает, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также предусмотрена обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Постановлением Правительства Орловской области от 30 декабря 2019 г. № 742 утверждена региональная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее – Программа), предусматривающая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.
В соответствии с данной программой утвержден Порядок лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, по которому участниками обеспечения населения лекарственными препаратами являются: Департамент здравоохранения Орловской области; уполномоченная фармацевтическая организация; государственные медицинские организации, расположенные на территории Орловской области; фармацевтические организации; аптечные организации, расположенные на территории Орловской области; государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области, бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области «Медицинский информационно-аналитический центр».
Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области»).
В соответствии с пунктом 5.7 данного Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.
Аналогичная норма содержится и в статье 3 Закона Орловской области от 13 августа 2009 г. № 942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области».
В соответствии с пунктом 11 Приложения № 9 Программы, контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области.
На территории Верховского района Орловской области ГУП ОО «Орелфармация» осуществляет функции по обеспечению льготной категории граждан лекарственными препаратами через ООО «Аптека №33».
Как установлено судом и усматривается из материалов гражданского дела, Ф с ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом 1 группы, с ДД.ММ.ГГГГ находится на диспансерном наблюдении в БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» с диагнозами рак предстательной железы, сахарный диабет второго тира, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг за счет средств федерального бюджета (л.д. 20, 76, 80).
В соответствии с выпиской из амбулаторной от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с имеющимися у Ф заболеваниями рак предстательной железы, метастазы в кости, стадия 4, клиническая группа; артериальная гипертензия 2 ст. риск 4 Н1; сахарный диабет второго типа он нуждается в следующих лекарственных препаратах: раствор «гозерелин» 3,6 мг подкожно, таблетки «медформин» 850 мг по 1,5 таблетки 2 раза в день, таблетки «моксонидин» 0,4 мг 1 таблетка в день, таблетки «лизиноприл» 10 мг по 1 таблетки 2 раза в день, тест-полоски «акку-чек актив». В настоящее время в назначении и получении препарата «бикалутамид» не нуждается (л.д. 80).
Указанные обстоятельства подтверждаются также объяснением лечащего врача РЕВ (л.д. 81).
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения входят препараты, назначенные истцу для лечения.
По информации ГУ- ОПФ РФ по Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ Ф является получателем набора социальных услуг, в том числе лекарственной части (л.д. 76)
Ф включен в соответствующий регистр лиц, и подлежит льготному лекарственному обеспечению и средствами диагностики.
Согласно письму ФФОМС от 17.07.2006 №5149/40-1 о направлении Методических рекомендаций «Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг» формирование сводной заявки (ежеквартальное или ежемесячное) на лекарственные средства для дополнительного лекарственного обеспечения граждан, проживающих в субъектах Российской Федерации (далее - Сводная заявка), рекомендуется осуществлять в соответствии с приложениями 1, 2 к настоящим Методическим рекомендациям. Врач (фельдшер) при наличии соответствующих справочников представляет руководителю лечебно-профилактического учреждения информацию о потребности в необходимых лекарственных средствах на установленный период (приложение 3). Руководитель лечебно-профилактического учреждения при получении потребности на необходимые лекарственные средства обобщает и анализирует ее, формирует сводную потребность (приложение 4) на планируемый период до пятого числа текущего месяца и передает в аптечное учреждение на согласование. Аптечное учреждение при согласовании сводной потребности учитывает остатки лекарственных средств в аптеке, расход, количество принятых на обеспечение рецептов по определенным наименованиям лекарственных средств и др. Подписанная руководителями и заверенная печатями ЛПУ и аптечного учреждения сводная потребность передается в муниципальный орган управления здравоохранением Российской Федерации до десятого числа месяца, предшествующего началу планируемого периода. При отсутствии муниципального органа управления здравоохранением Российской Федерации сводная потребность формируется центральной районной больницей. Муниципальный орган управления здравоохранением осуществляет свод и анализирует поступившие от ЛПУ сводные потребности в лекарственных средствах. Подписанная руководителем и заверенная печатью муниципального органа управления здравоохранением сводная потребность передается в орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации до пятнадцатого числа текущего месяца, предшествующего началу планируемого периода для формирования сводной потребности субъекта Российской Федерации.
БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» направила в Департамент здравоохранения Орловской области заявку на льготное лекарственное обеспечение на 2021 г., в которую включены лекарственные препараты, назначенные истцу лечащим врачом (л.д.22-28).
ДД.ММ.ГГГГ БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» в Департамент здравоохранения Орловской области направлена дополнительная потребность в лекарственных препаратах и медицинских изделиях по федеральной льготе на 2021 и 2022 г.г., в которую включены лекарственные препараты, назначенные истцу лечащим врачом (л.д. 88).
По сведениям Департамента здравоохранения Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ Ф за истекший период 2021 г. было выписано 11 рецептов, на отсроченном обеспечении находится один рецепт на лекарственный препарат «бикалутамид», ориентировочная дата поставки которого ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-14).
Ф врачом БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» СВА ДД.ММ.ГГГГ выданы рецепты серии 54-21 № на получение лекарственного препарата «bicaltamidum», таблетки покрытые пленочной оболочкой 50 мг № и рецепт серии 54-21 № на получение препарата «goserelinum» имплатат 3,6 мг №, которые обслужены ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21, 77).
Согласно журналу обеспечения льготника лекарственными препаратами, Ф было выписано 13 рецептов на получение лекарственных препаратов по федеральной льготе, которые обслужены, три рецепта от ДД.ММ.ГГГГ серии 54-21 №№, №, № на бесплатное получение лекарственных препаратов «метформин канон», таблетки 850 мг №; «тензотран» (торговое наименование «моксонидин»), таблетки 0,4 мг № и средсв диагностики тест-полоски «акку-чек актив» № находятся на отсроченном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.77).
Таким образом, судом установлено, что Ф в 2021 году не был своевременно и надлежащим образом обеспечен необходимыми ему по медицинским показаниям лекарственными препаратами и средствами диагностики в необходимом объеме, отсутствие которых может повлиять на прогрессирование заболевания.
Суд полагает, что невыполнение Департаментом здравоохранения Орловской области возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами и средствами диагностики свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Нуждаемость Ф в средствах диагностики в определенном объеме установлена совокупностью материалов дела, доказательств обратного в силу положений статьи 56 ГПК РФ, стороной ответчика не представлено.
На момент обращения прокурора в суд за защитой нарушенного права на бесплатное медицинское обеспечение истец не был обеспечен необходимыми для него лекарственными препаратами и средствами диагностики.
Необеспечение Ф лекарственными препаратами и средствами диагностики за счет средств федерального бюджета нарушает его право на жизнь и охрану здоровья, в связи с чем суд приходит к выводу об обоснованности уточненных исковых требований прокурора, предъявленных в интересах истца, и их удовлетворении в части исковых требований к Департаменту здравоохранения Орловской области.
В части исковых требований, заявленных к БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» следует отказать, поскольку рецепты на выдачу лекарственных препаратов и средств диагностики выписываются истцу своевременно в необходимом количестве. По указанным основаниям помощник прокурора в судебном заседании не поддержала исковые требования к БУЗ ОО «Верховская ЦРБ».
В соответствии с ч.1 ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Суд приходит к выводу, что длительное отсутствие доступа истца к бесплатному обеспечению лекарствами, назначенными в соответствии с медицинскими показаниями и являющимися жизненно необходимыми, является исключительным обстоятельством, позволяющим обратить решение в части обеспечения лекарственными препаратами к немедленному исполнению.
Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании подпункта 19 пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, ответчик Департамент здравоохранения Орловской области освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 212 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования прокурора Верховского района Орловской области в интересах Ф к Департаменту здравоохранения Орловской области, Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Верховская центральная районная больница» о возложении обязанности по обеспечению средствами диагностики удовлетворить частично.
Возложить на Департамент здравоохранения Орловской области обязанность своевременно и в полном объеме обеспечивать Ф лекарственными препаратами «метформин», «моксонидин», средством диагностики - тест-полосками «акку-чек актив» № в необходимом количестве вплоть до отмены указанных лекарственных препаратов и средства диагностики лечащим врачом.
В удовлетворении исковых требований к Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Верховская центральная районная больница» отказать.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Верховский районный суд Орловской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2021 года.
Председательствующий судья В.И. Заховаева