Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2124/2014 ~ М-1903/2014 от 13.08.2014

Дело № 2-2124/2014                                        

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 августа 2014 года     город Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Буланкова Р.В.,

помощника прокурора Пермского района Форсюка Р.А.,

при секретаре Брюховой Ю.В.,

с участием заявителя Втюрина С.Л.,

представителя заявителя Воскресенских В.В. по доверенности,

представителя Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района Алексеевой О.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Втюрин С.Л. о признании решения Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района по одномандатному избирательному округу незаконным, отмене решения, возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию Пермского муниципального района по регистрации его кандидатом в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района по одномандатному избирательному округу ,

УСТАНОВИЛ:

Втюрин С.Л. обратился в Пермский районный суд <адрес> с заявлением о признании решения Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района по одномандатному избирательному округу незаконным, об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района по одномандатному избирательному округу , о возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию Пермского муниципального района по регистрации его кандидатом в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района по одномандатному избирательному округу

В обоснование заявления указал, что в Территориальную избирательную комиссию Пермского муниципального района (далее – ТИК) им сданы документы для уведомления о самовыдвижении кандидатом в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района шестого созыва по одномандатному избирательному округу В поддержку самовыдвижения собраны подписи избирателей (26 подписей на листах, сброшюрованных в одну папку), которые наряду с иными документами представлены в ТИК для регистрации. Решением ТИК от ДД.ММ.ГГГГ в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района по одномандатному избирательному округу ему отказано. Основанием отказа послужило недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, в виду признания ТИКом 10 подписей недействительными из 26 представленных. Полагает, что вывод ТИК о недействительности семи подписей на листах №№ 1,3,9,10,11,12 является незаконным и необоснованным. Считает, что смысловое значение данных, указанных в подписных листах, однозначное и иному прочтению не подлежит, что подтверждается заключением специалиста. Таким образом, из 26 представленных им подписей достоверными являются 23 подписи (недействительность 3 подписей из представленных 26 не оспаривается). 23 достоверных и действительных подписи достаточно для регистрации его в качестве кандидата в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района по одномандатному избирательному округу № , поскольку для регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района по одномандатному избирательному округу необходимы 23 достоверных и действительных подписи избирателей. Решение ТИК от ДД.ММ.ГГГГ незаконно по вышеприведенным основаниям и нарушает его право быть избранным депутатом Земского Собрания Пермского муниципального района, поэтому он обратился в суд с настоящим заявлением.

    Заявитель Втюрин С.Л., представитель заявителя Воскресенских В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям, указанным в заявлении. Дополнительно указали, что доводы ТИКа опровергаются представленным заключением специалиста. Все указанные комиссией недочеты относятся к индивидуальным особенностям почерка и к субъективному восприятию сведений. У избирательной комиссии имелись все основания для идентификации отчества лица, осуществляющего сбор подписей.

Представитель Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района Алексеева О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях по заявлению.

    Суд, заслушав заявителя, представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, приходит к следующему.

Согласно положениям статье 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.07.2014 года № 1483-О, согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 15, части 1 и 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).

Право на свободные выборы и гарантирующая его реализацию обязанность государства проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в условиях, обеспечивающих свободное волеизъявление народа, закреплены в Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 3 Протокола № 1).

Международный пакт о гражданских и политических правах также исходит из того, что каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность принимать участие в государственных делах как непосредственно, так и через свободно избранных представителей, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании (статья 25).

В соответствии с Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств (подписана в городе Кишиневе 07.10.2002 года) каждый гражданин по достижении установленного возраста имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы народного (национального) представительства на выборные должности на условиях и в порядке, предусмотренных конституцией и законами (подпункт «а» статьи 2); соблюдение принципа справедливых выборов должно обеспечивать создание равных правовых условий для всех участников избирательного процесса (пункт 1 статьи 10).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме определяются Федеральным законом от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) с последующими внесёнными в него изменениями и дополнениями, имеющим прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (п.п. 1 и 2 ст. 1).

Гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные данным Федеральным законом, могут устанавливаться Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Порядок назначения, подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае регулируется Законом Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».

Решением Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 25.06.2014 года № 466 назначены выборы депутатов Земского Собрания Пермского муниципального района шестого созыва на ДД.ММ.ГГГГ года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона № 67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 приведенного Федерального закона.

Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 – 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.

Также перечень документов, необходимых для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному и (или) многомандатному округу, приведен в положениях статьи 36 Закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».

ДД.ММ.ГГГГ Втюрин С.Л. обратился с заявлением в Территориальную избирательную комиссию Пермского муниципального района о согласии баллотироваться в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Земского собрания Пермского муниципального района по одномандатному избирательному округу

ДД.ММ.ГГГГ Втюриным С.Л. лично представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата на 13 листах, заявлено 26 подписей.

Решением ТИК от ДД.ММ.ГГГГ отказано Втюрину С.Л. в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района по одномандатному избирательному округу , выдвинутого в порядке самовыдвижения (л.д. 9-11).

    Приведенное решение ТИК основано на недостаточном количестве достоверных подписей для регистрации кандидата Втюрина С.Л.

Как следует из пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, в котором установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации кандидата, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является одним из оснований для отказа в регистрации (подпункт «д»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Аналогичные требования содержатся в положениях части 2 статьи 35 Закона Пермского края от 09.11.2009 года № 535-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», в редакции Закона Пермского края от 20.06.2014 года № 335-ПК (далее – Закон Пермского края № 525-ПК).

Из схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Земского Собрания Пермского муниципального района шестого созыва, утвержденной решением Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 27.02.2014 года № 420, в одномандатном избирательном округе число избирателей составляет 4589, следовательно, для регистрации кандидата, выдвинутого в одномандатном избирательном округе требуется 23 подписи избирателей (0,5 процента от 4589 избирателей).

Решение ТИК от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидата в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района по одномандатному избирательному округу Втюрина С.Л. основано на следующих обстоятельствах.

В ходе проверки соблюдения требований Федерального закона № 67-ФЗ, Закона Пермского края № 525-ПК при самовыдвижении Втюрина С.Л. рабочей группой по проверке соблюдения порядка сбора подписей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей (далее – Рабочая группа) установлено, что кандидатом Втюриным С.Л. заявлено 26 подписей, количество представленных подписей 26, количество проверенных подписей 26, количество недействительных подписей 10 из числа проверенных, количество достоверных подписей 16.

Подписи избирателей признаны недействительными по основаниям, указанным в ведомости проверки подписных листов, а именно:

четыре подписи избирателей признаны недействительными в связи с тем, что указаны не соответствующие действительности сведения об избирателях (пп. «в» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ),

одна подпись в связи с отсутствием указания даты отбора подписи избирателя (пп. «г» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ),

три подписи в связи с наличием незаверенных исправлений в указанных данных об избирателе, в дате отбора подписи (пп. «е», «ж» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ),

две подписи, в связи с недостоверностью сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей (пп. «з» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ).

По мнению ТИКа, поскольку при проведении выборов депутатов Земского Собрания Пермского муниципального района шестого созыва 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного избирательного округа соответствует необходимости предоставления 23 подписей, количество предоставленных Втюриным С.Л. достоверных подписей недостаточно для регистрации его в качестве кандидата.

На основании пункта 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 – 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Заявитель оспаривает решение ТИК об отказе в регистрации кандидата, ссылаясь на необоснованность признания недействительными семи подписей избирателей.

В соответствии с пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются:

- пункт в) подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;

- пункт г) подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист;

- пункт е) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;

- пункт ж) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума;

- пункт з) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.

В силу пункта 5 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.

Как усматривается из материалов дела, Втюриным С.Л. в ТИК представлено 13 подписных листов, содержащих 26 подписей избирателей (л.д. 13-19).

Из ведомости проверки подписных листов, представленных кандидатом Втюриным С.Л., являющейся приложением к итоговому протоколу проверки подписных листов, следует, что были выявлены нарушения в строках 1, 2 на листе 1 (не соответствуют действительности сведения о лице осуществляющим сбор подписей), строке 1 листа 3 (неполная дата внесения подписи избирателя), строке 2 листа 3 (не соответствующие действительности сведения об избирателе), строки 1, 2 листа 5 (не соответствующие действительности сведения об избирателе), строке 2 листа 9 (исправления в сведениях об избирателе специально не оговоренные избирателем), строке 2 листа 10 (не соответствующие действительности сведения об избирателе), строке 1 листа 11, строке 1 листа 12 (исправления в дате внесения подписи избирателем специально не оговорены избирателем) (л.д. 19).

ДД.ММ.ГГГГ составлен итоговый протокол проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата Втюрина С.Л. Из 26 представленных подписей недействительными были признаны 10 подписей, достоверными – 16 подписей (л.д. 12).

С целью проверки доводов Втюрина С.Л., изложенных в заявлении, при рассмотрении дела в судебном заседании исследованы подлинные подписные листы №№ 1, 3, 9, 10, 11, 12 содержащие подписи избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата Втюрина С.Л., которые сопоставлены с данными ведомости проверки подписных листов.

Судом установлено, что на подписном листе №сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, не соответствуют действительности, имеются искажения в указании отчества, а именно, ее отчество указано «<данные изъяты>» вместо «<данные изъяты>», тогда как в иных подписных листах, отчество лица, осуществлявшего сбор подписей указано «<данные изъяты>». Наличие буквы «К» в отчестве лица, осуществлявшего сбор подписей на подписном листе не усматривается.

В результате проверки сведений, представленных кандидатом, проведенной ТИК, установлено, что лицо осуществлявшая сбор подписей ФИО6 имеет отчество «<данные изъяты>». Данное обстоятельство подтверждается сообщением УФМС России по <адрес> (л.д. 21).

Несоответствие сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей, влечет недействительность подписей избирателей, указанных в подписных листах на основании пп. «з» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ. При этом несоответствие сведений в подписном листе достоверно установлено в написании отчества лица, осуществлявшем сбор подписей.

На подписном листе в строке дата внесения подписи избирателем ФИО7, не подлежит однозначному прочтению, в части указания месяца внесения подписи, что свидетельствует об отсутствии в указанной строке подписного листа указания сведений о дате отбора подписи, которая должна содержать в себе число, месяц, год. Наличие указания избирателем в дате отбора подписи в части месяца «<данные изъяты>» на подписном листе строка не усматривается.

При этом, подписи избирателей без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист, влечет недействительность подписи избирателя на основании пп. «г» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

На подписном листе в строке сведения об отчестве избирателя указано «<данные изъяты>». Между тем, проверкой отдела УФМС России по <адрес> в <адрес> установлено, что отчество избирателя ФИО8 правильно указывать «<данные изъяты>». Таким образом, представленные данные об избирателе ФИО8 в части указания отчества не соответствуют действительности. Наличие буквы «Н» в отчестве избирателя ФИО8 на подписном листе строка не усматривается.

При этом, подписи избирателей указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности признаются недействительными на основании пп. «в» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ. В данном случае недействительность подписи документально подтверждается официальной справкой органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания.

На подписном листе в строке в дате внесения подписи избирателем ФИО9 допущено исправление в виде дорисовки (обвода) цифры 5 в числе даты. Запись произведена поверх существующей записи.

Указанное исправление специально не оговорено избирателем.

При этом, подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, признаются недействительными на основании пп. «е» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

На подписном листе в строке в дате внесения подписи избирателем ФИО10 допущено указание года, не подлежащего однозначному прочтению, что свидетельствует об отсутствии в указанной строке подписного листа указания сведений о дате отбора подписи, которая должна содержать в себе число, месяц, год. Наличие указания избирателем в дате отбора подписи «2014 год» на подписном листе строка не усматривается.

При этом, ТИКом указание избирателем даты в части года, квалифицировано в качестве исправления, что повлекло признание недействительным данной подписи по основанию предусмотренному пп. «е» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Между тем, суд приходит к выводу, что указанная подпись недействительна по основанию, предусмотренному пп. «г» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, поскольку год в указанной избирателем ФИО10 дате отбора подписи не подлежит однозначному прочтению, в связи с чем следует признать установленными обстоятельства отсутствия указания избирателем конкретной даты отбора подписи.

На подписном листе в строке в сведениях об адресе места жительства избирателя ФИО11 в части применения сокращения «ул.» допущено исправление в виде дописки между буквами «у» и «л».

ТИКом квалифицировано данное исправление в качестве основания для признания подписи недействительной по пп. «ж» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ (исправления в сведениях об избирателе, специально не оговоренные избирателем).

Между тем, по мнению суда, указанная дописка между буквами «у» и «л», в данном случае не свидетельствует о недействительности подписи избирателя, поскольку допущена дописка в общепринятом сокращении «ул.», а не в наименовании самой улицы.

Таким образом, следует отметить, что вывод ТИКа в указанной части о признании подписи избирателя ФИО11 (лист № 9, строка 2) является неправомерным.

Однако, несмотря на действительность подписи избирателя на подписном листе строка , суд приходит к выводу, что Территориальная избирательная комиссия Пермского муниципального района обоснованно отказала Втюрину С.Л. в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района по одномандатному избирательному округу в связи с недостаточным для регистрации количеством подписей избирателей, поскольку законных оснований для регистрации Втюрина С.Л. кандидатом в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района по одномандатному избирательному округу не имелось.

Даже с учетом подписи избирателя (лист №3, строка № 2) признанной судом действительной общее количество действительных голосов в количестве 23, Втюриным С.Л. не представлено.

Таким образом, решение ТИК об отказе заявителю в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района по одномандатному избирательному округу от ДД.ММ.ГГГГ является законным, отмене не подлежит.

Доводы заявленных требований Втюрина С.Л. указанные в части не согласия с решением территориальной избирательной комиссии, суд находит необоснованными в связи со следующим.

Применяемый к данным правоотношениям Закон требует четкого и разборчивого указания сведений об избирателях, о лице, осуществляющем отбор подписи, и о кандидате, без каких-либо помарок. Законодательством предусмотрена возможность внесения исправлений в подписной лист, о чем специально должно быть оговорено соответственно избирателем, лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом (пп. «з» и «ж» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ).

Таким образом, суд приходит к выводу, что основания, по которым подписи избирателей, представленные Втюриным С.Л. в территориальную избирательную комиссию, признаны недействительными, предусмотрены и соответствуют положениям пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

В соответствии с положениями п. 3 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, ч. 5 ст. 36 Закона <данные изъяты> края № 525-ПК для проведения проверки подписных листов могут привлекаться члены нижестоящей избирательной комиссии, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей.

Таким образом, в силу приведенных положений привлечение экспертов для проверки подписных листов является правом, а не обязанностью ТИК, следовательно, доводы заявителя о том, что рабочая комиссия не могла самостоятельно осуществить проверку подписных листов без привлечения эксперта-почерковеда являются несостоятельными, противоречащими пункту 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, чести 5 статьи 36 <данные изъяты> Пермского края № 525-ПК.

Кроме того, прямого указания на необходимость привлечения эксперта для проверки достоверности подписей, по основаниям признания подписей недействительными, изложенным Территориальной избирательной комиссией закон не содержит, что в свою очередь свидетельствует о не обоснованности доводов заявителя, в том числе со ссылками на представленное заключение специалиста.

    Доводы заявителя о необходимости учета совокупности сведений об избирателе, о лице, осуществляющем отбор подписей, суд не может признать обоснованным поскольку Федеральный закон № 67-ФЗ связывает возможность регистрации кандидата на должность депутата рядом требований, в том числе и формального характера, что соответствует принципа равного избирательного права, в том числе и для граждан, реализующих свое пассивное избирательное право.

Руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Втюрин С.Л. о признании решения Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района по одномандатному избирательному округу незаконным, об отмене решения, о возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию Пермского муниципального района по регистрации его кандидатом в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района по одномандатному избирательному округу – отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение пяти дней со дня принятия указанного решения.

Судья /подпись/

Копия верна:

Судья                                         Р.В. Буланков

Справка

    Мотивированное решение составлено 15.08.2014 года в 14-00 часов.

Судья                                         Р.В. Буланков

2-2124/2014 ~ М-1903/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Втюрин Сергей Львович
Другие
Территориальная избирательная комиссия Пермского муниципального района
Суд
Пермский районный суд Пермского края
Судья
Буланков Р. В.
Дело на странице суда
permsk--perm.sudrf.ru
13.08.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.08.2014Передача материалов судье
13.08.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.08.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.08.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.08.2014Судебное заседание
15.08.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2015Дело оформлено
10.03.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее