РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июня 2011 года Советский районный суд г. Самары в составе
Председательствующего судьи Картуновой Л.К.
с участием прокурора Пискаревой И.В.
при секретаре Бигеевой Р.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №г. по иску прокурора Советского района г. Самары в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом администрации г.о. Самара и Муниципальному образовательному учреждению <данные изъяты> о признании незаконным бездействия администрации городского округа Самара по обеспечению соответствия образовательного учреждения требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. Самары в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом администрации г.о. Самара и Муниципальному образовательному учреждению <данные изъяты> о признании незаконным бездействия администрации городского округа Самара по обеспечению соответствия образовательного учреждения требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обоснование иска он указал, что в ходе проверки выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ СОШ № г.о. Самара.
Так, в указанном учреждении выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, о чем свидетельствует предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Самарской области.
В соответствии со ст.41 Конституцией РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование.
Статьей 5 Закона РФ «Об образовании» (далее - Закон) установлено, что государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
Согласно ст. 31 Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с пунктом 18 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образовательного образования на территории муниципального района.
Статья 51 Федерального закона «Об образовании» устанавливает, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 7 Устава городского округа Самара Самарской области, к вопросам местного значения городского округа Самара относится формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа Самара и контроль за исполнением данного бюджета.
Кроме того, согласно ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий, проводят подготовку и организацию работ, направленных на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 2.1. Устава образовательного учреждения (далее - устав), учредителем МОУ СОШ № является администрация городского округа Самара в лице Департамента управления имуществом администрации городского округа Самара.
В соответствии с п. 6.2 Устава МОУ СОШ № источниками формирования финансовых ресурсов учреждения является бюджетные средства.
Устранить имеющиеся нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства самостоятельно МОУ СОШ № не может, ввиду того, что на их устранение требуются значительные финансовые затраты, которыми дошкольное образовательное учреждение не располагает. Администрация городского округа Самара в лице департамента управления имуществом администрации г.о. Самара, являющимися учредителями образовательного учреждения не выделяет достаточных средств на устранение нарушений.
Так в помещении МОУ СОШ № расположенном по адресу: <адрес> имеются следующие нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства:
- количество учащихся во 2а, 2б, За, 4а, 4б, 7а, 10 классах не доведены до соответствия требований - не более 25 человек (п. 2.3.1. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»);
- не обеспечено соблюдение нормы площади в 2,5 кв. м. на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий (п. ДД.ММ.ГГГГ. СанПиН 2.4.2.1178-02);
- не оборудован в мед. блоке процедурный кабинет (п. ДД.ММ.ГГГГ. СанПиН 2.4.2.1178-02);
- не доведено количество сан. - тех. приборов до соответствия требований п. ДД.ММ.ГГГГ. (не менее 1 унитаза на 20 девочек и не менее 1 унитаза, 0,5 лоткового писсуара на 30 мальчиков, не менее 1 умывальника на 30 человек), оборудовать комнату личной гигиены для девочек (п. ДД.ММ.ГГГГ. СанПиН 2.4.2.1178-02);
- обеспечению соблюдения нормы площади в 2,5 кв. м. на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;
- не оборудован в мед. блоке процедурный кабинет;
- не доведено количество сан. - тех. приборов до соответствия требований п. ДД.ММ.ГГГГ. (не менее 1 унитаза на 20 девочек и не менее 1 унитаза, 0,5 лоткового писсуара на 30 мальчиков, не менее 1 умывальника на 30 человек), оборудовать комнату личной гигиены для девочек;
- не установлены в помещениях начальных классов, учебных кабинетах, учительской умывальников;
- не оборудованы в туалетных вытяжной вентиляции;
- не обеспечены учебные помещения начальных классов холодным и горячим водоснабжением; кабинеты химии и физики;
- не обеспечен кабинет информатики стульями соответствующих требований;
- не оборудована двухсекционная ванная для мытья кухонной посуды;
Неисполнение администрацией городского округа Самара возложенных на нее действующим законодательством обязанностей по обеспечению соответствия здания требованиям санитарно-эпидемиологическому законодательству, как на орган местного самоуправления, является недопустимым.
Бездействием администрации городского округа Самара прямо нарушены государственные интересы, выражающиеся в обязанности неукоснительного соблюдения органами местного самоуправления Конституции РФ и законодательства РФ и единообразного применения действующего законодательства на всей территории РФ.
Администрацией городского округа Самара также нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц пребывающих в учреждении, а именно: детей, работников учреждения, иных лиц, которые вправе посетить данное учреждение, находиться в помещениях указанного учреждения в связи с исполнением служебных обязанностей. Достоверно круг лиц определить невозможно.
Кроме того, отсутствие у МОУ СОШ № положительного заключения управления Роспотребнадзора по <адрес> является единственной причиной не получения лицензии на ведение медицинской деятельности, что также является не допустимым.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства не устранены, прокурор обратился с настоящим иском.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Администрации г.о. Самара иск не признал.
Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, представил в суд отзыв, в котором иск не признал.
Представитель МОУ СОШ 114 иск не признал.
Представитель 3-го лица Департамента образования администрации г.о. Самара считал иск необоснованным.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав явившихся, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе проверки выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ СОШ № г.о. Самара.
Так, в указанном учреждении выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, о чем свидетельствует предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Самарской области.
В соответствии со ст.41 Конституцией РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование.
Статьей 5 Закона РФ «Об образовании» (далее - Закон) установлено, что государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
Согласно ст. 31 Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с пунктом 18 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образовательного образования на территории муниципального района.
Статья 51 Федерального закона «Об образовании» устанавливает, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 7 Устава городского округа Самара Самарской области, к вопросам местного значения городского округа Самара относится формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа Самара и контроль за исполнением данного бюджета.
Кроме того, согласно ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий, проводят подготовку и организацию работ, направленных на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 2.1. Устава образовательного учреждения (далее - устав), учредителем МОУ СОШ № является администрация городского округа Самара в лице Департамента управления имуществом администрации городского округа Самара.
В соответствии с п. 6.2 Устава МОУ СОШ № источниками формирования финансовых ресурсов учреждения является бюджетные средства.
Устранить имеющиеся нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства самостоятельно МОУ СОШ № не может, ввиду того, что на их устранение требуются значительные финансовые затраты, которыми дошкольное образовательное учреждение не располагает. Администрация городского округа Самара в лице департамента управления имуществом администрации г.о. Самара, являющимися учредителями образовательного учреждения не выделяет достаточных средств на устранение нарушений.
Так в помещении МОУ СОШ № расположенном по адресу: <адрес> имеются следующие нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства:
- обеспечению соблюдения нормы площади в 2,5 кв. м. на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;
- не оборудован в мед. блоке процедурный кабинет;
- не доведено количество сан. - тех. приборов до соответствия требований п. ДД.ММ.ГГГГ. (не менее 1 унитаза на 20 девочек и не менее 1 унитаза, 0,5 лоткового писсуара на 30 мальчиков, не менее 1 умывальника на 30 человек), оборудовать комнату личной гигиены для девочек;
- не установлены в помещениях начальных классов, учебных кабинетах, учительской умывальников;
- не оборудованы в туалетных вытяжной вентиляции;
- не обеспечены учебные помещения начальных классов холодным и горячим водоснабжением; кабинеты химии и физики;
- не обеспечен кабинет информатики стульями соответствующих требований;
- не оборудована двухсекционная ванная для мытья кухонной посуды;
Неисполнение администрацией городского округа Самара возложенных на нее действующим законодательством обязанностей по обеспечению соответствия здания требованиям санитарно-эпидемиологическому законодательству, как на орган местного самоуправления, является нарушением.
Бездействием администрации городского округа Самара прямо нарушены государственные интересы, выражающиеся в обязанности неукоснительного соблюдения органами местного самоуправления Конституции РФ и законодательства РФ и единообразного применения действующего законодательства на всей территории РФ.
Администрацией городского округа Самара также нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц пребывающих в учреждении, а именно: детей, работников учреждения, иных лиц, которые вправе посетить данное учреждение, находиться в помещениях указанного учреждения в связи с исполнением служебных обязанностей. Достоверно круг лиц определить невозможно.
Кроме того, отсутствие у МОУ СОШ № положительного заключения управления Роспотребнадзора по Самарской области является единственной причиной не получения лицензии на ведение медицинской деятельности, что также является нарушением.
Выводы с уда подтверждаются материалами дела.
Совокупность приведенных доказательств позволяет суду сделать вывод в обоснованности иска и необходимости его удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие органа местного самоуправления - администрации городского округа Самара по непринятию мер к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ СОШ № - незаконным.
Обязать администрацию городского округа Самара, МОУ СОШ № устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в помещении расположенном по адресу: <адрес> для чего выполнить организационно-хозяйственные мероприятия по:
- обеспечению соблюдения нормы площади в 2,5 кв. м. на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;
- оборудованию в мед. блоке процедурного кабинета;
- доведению количества сан. - тех. приборов до соответствия требований п. ДД.ММ.ГГГГ. (не менее 1 унитаза на 20 девочек и не менее 1 унитаза, 0,5 лоткового писсуара на 30 мальчиков, не менее 1 умывальника на 30 человек), оборудовать комнату личной гигиены для девочек;
- установлению в помещениях начальных классов, учебных кабинетах, учительской умывальников;
- оборудованию в туалетных вытяжной вентиляции;
- обеспечению учебных помещений начальных классов холодным и горячим водоснабжением; кабинеты химии и физики;
- обеспечению в кабинете информатики стульев соответствующих требованиями;
- оборудованию двухсекционной ванны для мытья кухонной посуды;
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары.
Судья подпись.
Копия верна. Судья Л.К. Картунова
Секретарь Р.Р. Бигеева