Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 мая 2012 года г. Ставрополь
Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:
Председательствующего судьи Капориной Е.Е.,
при секретаре Черченко Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда г. Ставрополя гражданское дело по заявлению Шеметова Р.В. об оспаривании действий заместителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Колесникова М.Д., выразившихся в отказе в удовлетворении заявления об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Шеметов Р.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий заместителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Колесникова М.Д., выразившихся в отказе в удовлетворении заявления об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В обосновании заявления указывает, что ему на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства - жилой дом (степень готовности 18%), расположенный на земельном участке площадью 891 кв.м., с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 16.11.2009 года на администрацию г. Ставрополя возложена обязанность по предоставлению ему в собственность земельного участка под вышеуказанным объектом недвижимости.
По сведениям государственного земельного кадастра кадастровая стоимость земельного участка по адресу: <адрес> - составляет <данные изъяты>, что значительно выше ее рыночной стоимости, которая согласно отчета об оценке ООО «Деловой партнер» от 10.06.2011 года составляет <данные изъяты>.
07.07.2011 года Шеметов Р.В. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК с заявлением об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, то есть в размере <данные изъяты>
На указанное заявление был дан письменный ответ от 19.07.2011 года за подписью заместителя управления Колесникова М.Д., согласно которого в удовлетворении заявления было отказано в связи с тем, что государственная кадастровая оценка участка была произведена в соответствии с нормами закона.
С указанными действиями должностного лица Шеметов Р.В. не согласен, считает их незаконными, поскольку в силу ст. 24.12 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведана государственная кадастровая. Поскольку с даты проведения последней государственной кадастровой оценки прошло пять лет, заявитель считает, что установленная в 2006 году кадастровая стоимость в настоящее время является недействительной, а новая кадастровая стоимость еще не устанавливалась, при том, что в настоящее время определена рыночная стоимость земельного участка, считает, что оснований для отказа в удовлетворения его заявления не имелось.
Отказ в определении кадастровой стоимости равной его рыночной стоимости нарушает права заявителя, поскольку кадастровая стоимость значительно выше действительной (рыночной) стоимости земельного участка, при этом цена выкупа земельного участка, также как и размер налога за землю в силу закона определяется исходя именно из кадастровой стоимости, что приведет к необоснованному взысканию с заявителя завышенных денежных сумм в качестве оплат за земельный участок.
На основании изложенного, просит суд признать действия заместителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Колесникова М.Д., выразившиеся в отказе в удовлетворении заявления об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, изложенном в письменном ответе от 19.07.2011 года - незаконными. Обязать должностное лицо - заместителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Колесникова М.Д. - устранить допущенные нарушения и принять решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка, площадью 891 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. <адрес> - в размере его рыночной стоимости, то есть в размере <данные изъяты>.
В судебном заседании Шеметов Р.В. заявление поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Мешков А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления Шеметова Р.В. , представил письменные возражения, из которых следует, что 07.07.2011 года заявитель обратился в Управление Росрееста по СК с заявлением об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. Указанное заявление рассмотрено в рамках Федерального закона от 02.05.2006 года 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» в установленный законом срок. Заявителю 19.07.2011 года за подписью заместителя руководителя Управления Росреестра по СК Колесникова М.Д. дан письменный ответ. Данным ответом государственный орган дал заявителю разъяснения по поводу поставленного заявителем вопроса.
Учитывая тот факт, что ответ заявителю был дан в рамках Федерального закона от 02.05.2006 года 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и носит разъяснительный характер, то данный ответ не может нарушать права и свободы заявителя, создавать препятствия к осуществлению заявителем его прав и свобод, также ответ Управления не возлагает на заявителя каких-либо обязанностей и не привлекает к ответственности. Более того, ответ на заявление не является ненормативным правовым актом. Соответственно, признание его недействительным не порождает юридически значимых последствий.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ заявителю было разъяснено, что согласно ст. 24.12 Федерального закона № 167-ФЗ от 22.07.2010 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. По заявлению граждан государственная кадастровая оценка не проводится. То есть, установлен срок проведения государственной кадастровой оценки, при этом нормативными правовыми актами не установлен срок действия (применения) результатов государственной кадастровой оценки, утвержденной актами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с распоряжением главы города Ставрополя от 26.07.2006 года № 338-р в 2006 году проведены работы по государственной кадастровой оценке земель поселений города Ставрополя. Работы проводились в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17 октября 2002 года № П/337. Кадастровая стоимость спорного земельного участка, установленная в 2006 году в настоящее время является действующей, вплоть до установления новой в установленном законодательством порядке. Более того, заявителем не оспаривался акт об утверждении кадастровой оценки 2007 года.
В настоящее время законодательством Ставропольского края не предусмотрена возможность принятия органами местного самоуправления Ставропольского края решения о проведении государственной кадастровой оценки.
Вместе с тем, в соответствии с приказом Росреестра от 25.03.2011 г. № П/88 «Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель в 2012 году» на территории 42 субъектов Российской Федерации, в том числе Ставропольского края, согласно установленной периодичности проведения государственной кадастровой оценки земель, в 2012 году необходимо провести работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2012 года. Государственные функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель предусмотрены Административным регламентом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 г. № 215 (т.е. последовательность и сроки осуществления административных процедур предусмотрены регламентом).
Сведения о результатах государственной кадастровой оценки вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании акта об утверждении таких результатов.
Органы государственной власти или местного самоуправления, утвердившие результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня их утверждения представляют в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов (ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
Учитывая изложенное, сведения об экономических характеристиках земельных участков, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости могут быть аннулированы в случае предоставления в орган кадастрового учета в установленном порядке копии акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки соответствующих земельных участков, проведенной в порядке, установленном Законом об оценочной деятельности.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость рассчитывается для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством (для определения арендной платы за земельный участок, выкупной цены земли). Таким образом, кадастровая стоимость не является рыночной стоимостью.
Федеральным законом № 167-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а так же в ст. 66 «Оценка земель» Земельного кодекса РФ.
Согласно данным изменениям, в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Но п. 1 ст. 66 ЗК РФ гласит, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, а нормы закона об оценочной деятельности в отношении кадастровой оценки земельных участков применяются только к оценке, которая будет проводиться после вступления в силу Федерального закона № 167-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона № 167-ФЗ положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Федерального закона и работы, по проведению которой не завершились в указанный в настоящей части срок.
На основании п. 2 ст. 3 Закона о кадастре, п. 1 распоряжения правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 409-р, приказа Росреестра от 18.05.2009 № 21 «О наделении федеральных государственных учреждений полномочиями органа кадастрового учета» Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Ставропольскому краю наделено с 1 июня 2009 года полномочиями органа кадастрового учета, предусмотренными Законом о кадастре.
В силу содержащихся норм Федерального закона № 167-ФЗ не представляется возможным внести в государственный кадастр недвижимости изменения в части сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:12:031002:576, применив рыночную стоимость.
На основании изложенного, просил в удовлетворении заявления Шеметова Р.В. отказать.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что Шеметову Р.В. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит объект незавершенного строительства - жилой дом (степень готовности 18%), расположенный на земельном участке площадью 891 кв.м., с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 16.11.2009 года суд обязал администрацию г. Ставрополя принять решение о предоставлении Шеметову Р.В. в собственность земельного участка площадью 891 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, под объектом недвижимости. Постановлением главы администрации г. Ставрополя от 18.08.2011г. №2335 указанный земельный участок предоставлен Шеметову Р.В. в собственность для использования под домами индивидуальной жилой застройки.
ДД.ММ.ГГГГ Шеметов Р.В. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее Управление Росреестра СК) с заявлением об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, то есть в размере <данные изъяты>.
Указанное заявление рассмотрено в рамках Федерального закона от 02.05.2006 года 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» в установленный законом срок. Заявителю 19.07.2011 года за подписью заместителя руководителя Управления Росреестра по СК Колесникова М.Д. дан письменный ответ от 19.07.2011 года, согласно которого в удовлетворении заявления было отказано.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость рассчитывается для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством (для определения арендной платы за земельный участок, выкупной цены земли).
Согласно ст. 24.11 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей указанного Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Как следует из кадастрового паспорта указанного земельного участка (№ от ДД.ММ.ГГГГ), его кадастровая стоимость составляет <данные изъяты>.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Согласно отчету № «Об определении стоимости объекта оценки: недвижимое имущество: земельный участок кадастровый номер № площадью 891,00 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 10.06.2011 года составляет <данные изъяты>.
Федеральным законом № 167-ФЗ от 22.07.2010г. «О внесении изменений в ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Земельный Кодекс РФ. Так, в соответствии с ч.3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона № 167-ФЗ от 22.07.2010г. «О внесении изменений в ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Федерального закона и работы, по проведению которой не завершились в указанный в настоящей части срок.
Кадастровая стоимость земельного участка кадастровый номер № площадью 891,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, установлена в 2006г. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Таким образом, положения ч.3 ст. 66 ЗК РФ не могут быть применены при определении кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер № площадью 891,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с пп. 5.2.1 п.5 Положения«О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности по проведение государственной кадастровой оценки.
Согласно п. 4 названного Положения, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с Типовым Положением «О территориальном органе Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» утвержденном Приказом Минэкономразвития от 5 октября 2009 г. N 395 территориальные органы выполняет функции органа кадастрового учет, если правом осуществления данного полномочия не наделено указанное в пункте 7.1.22 Положения федеральное государственное учреждение, т.е - федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата").
На основании п. 2 ст. 3 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», п. 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 409-р, приказа Росреестра от 18.05.2009 № 21 «О наделении федеральных государственных учреждений полномочиями органа кадастрового учета» Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Ставропольскому краю наделено с 1 июня 2009 года полномочиями органа кадастрового учета, предусмотренными Законом о кадастре.
Из изложенного следует, что Управление Россреестра по Ставропольскому краю с 01.06.2009г. органом кадастрового учета не является.
Пунктом 28 Постановления Пленума от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» установлено следующее. Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Таким образом, обязательным условием удовлетворения заявления с требованиями о признании незаконными действий (бездействия) либо постановлений: является установление судом двух обстоятельств: нарушение обжалуемым действием (бездействием) либо постановлением прав и свобод заявителя и не соответствие их закону или иному нормативному правовому акту.
Судом не установлено нарушений закона или иного нормативного акта в действиях должностного лица - заместителя руководителя Управления Росреестра по СК Колесникова М.Д., в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения заявления Шеметова Р.В.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198, 264, 268 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
.