Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1210/2016 ~ М-759/2016 от 09.02.2016

Решение в окончательной форме изготовлено 05 апреля 2016 года

Дело № 2-1210/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 марта 2016 года               город Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи                    Макаровой Г.В.,

при секретаре                             Мымриковой В.В.,

с участием истца                            Колосовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колосовой Е.В., Колосовой М.В. к Комитету имущественных отношений города Мурманска о признании права на приватизацию жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Колосова Елена Викторовна, Колосова Мария Васильевна обратились в суд с иском к Комитету имущественных отношений <адрес> (далее – КИО г. Мурманска) о признании права на приватизацию жилого помещения. В обоснование заявленных требований указано, что Колосова Е.В. с 1996 года работает дворником в МУП «Севжилсервис», в связи с чем на основании ордера от 28 августа 1996 года ей была предоставлена для проживания комната в квартире , расположенная в доме <адрес>. Позже истцу на основании ордера от 29.04.2002 года была предоставлена еще одна комната в указанной квартире. До настоящего времени указанные комнаты не приватизированы, истцы своего права на приватизацию не реализовали. 14 января 2016 года Колосова Е.В. обратилась в Комитет имущественных отношений города Мурманска с заявлением на приватизацию вышеуказанных комнат, в чем ей было отказано на том основании, что решением исполнительного комитета Мурманского городского Совета народных депутатов от 18 апреля 1986 года № 116, квартира в доме <адрес> поставлена на государственный технический учет как служебная. Поскольку при передаче в муниципальную собственность указанное жилое помещение утрачивает статус служебного и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, просят обязать ответчика передать истцам в собственность по договору приватизации жилое помещение – две комнаты, расположенные в квартире <адрес>.

Истец Колосова Е.В. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истец Колосова М.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом.

Представитель ответчика Комитета имущественных отношений города Мурманска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, в иске истцам просил отказать в связи с тем, что спорное жилое помещение из специализированного жилищного фонда не исключалось и приватизации не подлежит.

Представители третьих лиц: Администрации города Мурманска, Государственного унитарного предприятия технической инвентаризации Мурманской области, Управления Росреестра по Мурманской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителей.

Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года
№ 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Частью 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года
№ 1541-1 установлен перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации. К их числу отнесены служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий к ним приравненных.

В силу части 2 статьи 4 названного Закона собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.

Судом установлено, что на сновании служебного ордера от 28.08.1996 Колосовой Е.В., в связи с работой в МУП «Севжилэксплуатация», на состав семьи – Колосову М.В. (дочь) и Колосову Л.В. (дочь) предоставлено жилое помещение в виде одной комнаты, расположенной по адресу: <адрес>, которое отнесено к специализированному (служебному) жилищному фонду (л.д. 8). Справкой Ф-9 от 29.10.2015 года также подтверждено, что на основании ордера от 29 апреля 2002 года Колосова Е.В. является нанимателем служебного жилого помещения – двух комнат, расположенных в пятикомнатной квартире <адрес>. В указанном жилом помещении с 20.12.1996 по настоящее время зарегистрированы Колосова Е.В., ее дочь Колосова М.В. (л.д. 14).

Законность вселения и проживания Колосовой Е.В., а также членов ее семьи в указанное жилое помещение ответчиком не оспаривалась.

Согласно статье 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

В соответствии с пунктом 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Выпиской из реестра муниципального имущества города Мурманска подтверждается, что спорный объект недвижимого имущества внесен в реестр муниципального имущества города Мурманска на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», включен в реестр муниципальной собственности (л.д. 13).

Решением исполнительного комитета Мурманского городского совета народных депутатов от 18.04.1986 № 116 «О служебной жилой площади» жилое помещение – квартира <адрес> отнесено к категории служебной жилой площади (л.д. 31-36).

Таким образом, на момент предоставления жилого помещения Колосовой Е.В. и членам ее семьи спорное жилое помещение состояло на учете в качестве специализированного. Из материалов дела следует, что указанная квартира в настоящее время также состоит на учете в качестве служебной, статус жилого помещения не изменялся.

Обращаясь с настоящим иском в суд, истцы указали, что при передаче в муниципальную собственность спорного жилого помещения им был утрачен статус служебного жилья, в связи с чем к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Между тем, суд не может согласиться с данным доводом истцов по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Как разъяснено в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения. Постановлением администрации города Мурманска № 575 от 17 февраля 1999 года сформирован реестр муниципальной собственности города Мурманска, на Комитет по управлению муниципальным имуществом города Мурманска возложена обязанность произвести государственную регистрацию права собственности за муниципальным образованием города Мурманска в едином государственном реестре в Мурманском областном департаменте регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» определены основные положения по разграничению государственной собственности и установлено, что отдельные виды объектов государственной собственности, передаются в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

В частности, пунктом 2 указанного Постановления и приложением № 3 к нему к муниципальной собственности отнесены все объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, за исключением объектов федеральной собственности, указанных в приложениях 1 и 2, в том числе и жилой фонд.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления были вправе самостоятельно утверждать перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года.

Согласно выписке из реестра муниципального имущества <адрес> от 18 января 2016 года жилое помещение – две комнаты в квартире 5<адрес> внесено в реестр муниципальной собственности города Мурманска на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1, включено в перечень «Предприятий, имущества передаваемых в муниципальную собственность города Мурманска» и учтено в реестре муниципальной собственности города Мурманска (л.д. 13).

Таким образом, был произведен учет недвижимого имущества в составе муниципальной казны, а не фактическая передача от одного собственника к другому.

В соответствии с пунктом 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.

Служебные жилые помещения, согласно статье 93 Жилищного кодекса Российской Федерации, предназначены, в частности, для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы.

Собственником жилого помещения - муниципальным образованием город Мурманск правовой статус служебного жилого помещения за спорным жилым помещением был сохранен, оно включено в специализированный жилищный фонд в качестве служебного жилого помещения.

Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть учтено в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости.

Согласно сведениям, предоставленным Государственным унитарным предприятием технической инвентаризации Мурманской области, квартира 5 дома 18 по улице Подстаницкого в городе Мурманске поставлена на государственный технический учет как служебная на основании решения исполнительного комитета Мурманского городского Совета народных депутатов 18.04.1986 № 116 (л.д. 42).

Доказательств того, что после передачи в муниципальную собственность квартира <адрес> в установленном законом порядке была исключена из категории специализированного жилищного фонда, материалы дела не содержат.

Спорная квартира была отнесена к числу служебных в установленном законом порядке, то есть по решению органа исполнительной власти.

В последующем орган, осуществлявший управление государственным имуществом, решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебных, не принимал.

При этом только органам, осуществляющим управление государственным или муниципальным жилищным фондом, предоставлено право принимать решения об исключении жилого помещения из служебного фонда.

Понуждение собственника жилищного фонда к передаче служебных жилых помещений в собственность граждан является недопустимым, поскольку в соответствии со статьей 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. При этом судебный порядок исключения жилого помещения из категории служебных действующим законодательством не предусмотрен.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.03.2012 г. № 9-П, решения о приватизации служебного жилого помещения принимаются в порядке исключения и позволяют сохранять массив служебных жилых помещений в объеме, соответствующем их целевому предназначению.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Из материалов дела следует, что истцы не состояли и в настоящее время не состоят на учете в администрации города Мурманска в качестве нуждающихся в жилом помещении, в связи с чем с ними не может быть заключен договор социального найма спорного жилого помещения, который предшествует приватизации жилого помещения.

Поскольку собственником решение об исключении жилого помещения из служебного фонда не принималось, у суда отсутствуют основания для признания спорного жилого помещения утратившим статус служебного.

То обстоятельство, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация на объект недвижимого имущества, само по себе не может являться основанием для изменения статуса специализированного жилого помещения, поскольку собственник жилого помещения и уполномоченный им орган в установленном порядке не принимали решение об исключении занимаемого жилого помещения из числа специализированного использования.

Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривает, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что спорное жилое помещение признано в установленном законом порядке служебным и в качестве служебного передано в пользование истцу и членам его семьи, решение об его исключении из категории служебного органом местного самоуправления не принималось, в связи с чем оснований для признания за истцами права на приватизацию жилого помещения – двух комнат в квартире <адрес>, у суда не имеется.

Учитывая, что в силу статьи 4 Федерального закона от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации служебные жилые помещения, суд не находит оснований для удовлетворения требований истцов и в части возложения на ответчика обязанности по заключению договора на бесплатную передачу спорного жилого помещения в собственность истцов.

При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении исковых требований истцов в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    

В удовлетворении исковых требований Колосовой Е.В., Колосовой М.В. к Комитету имущественных отношений города Мурманска о признании права на приватизацию жилого помещения – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья                                Г.В. Макарова

2-1210/2016 ~ М-759/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Колосова Мария Васильевна
Колосова Елена Викторовна
Ответчики
Комитет имущественных отношений г. Мурманска
Другие
Администрация г. Мурманска
Суд
Ленинский районный суд г. Мурманска
Судья
Макарова Галина Викторовна
Дело на странице суда
len--mrm.sudrf.ru
09.02.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.02.2016Передача материалов судье
12.02.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.02.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.02.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.03.2016Судебное заседание
31.03.2016Судебное заседание
05.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.04.2016Дело оформлено
29.06.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее