Дело № 2-2989/2021
49RS0001-01-2021-004545-10 01 декабря 2021 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
в составе председательствующего судьи Доброходовой С.В.
при секретаре Львовой Е.А.,
с участием истца Курановой Н.С.,
представителя истца адвоката Невского В.М.,
представителей ответчика Сентябовой Т.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Магаданского городского суда в городе Магадане 01 декабря 2021 года, гражданское дело по исковому заявлению Курановой Н.С. к областному государственному бюджетному учреждению «Социальная прачечная» о признании незаконными приказов об объявлении простоя, возложении обязанности отменить приказы, допустить к работе, взыскании недополученного заработка, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Куранова Н.С. обратилась в Магаданский городской суд с исковым заявлением к областному государственному бюджетному учреждению «Социальная прачечная» (далее – ОГБУ «Социальная прачечная», Учреждение, работодатель) о признании незаконным приказа об отстранении от работы, возложении обязанности отменить приказ, допустить к работе, взыскании недополученного заработка, компенсации морального вреда.
В обоснование иска указала, что состоит в трудовых отношениях с ответчиком на основании трудового договора, работает в должности <данные изъяты>.
14 мая 2021 года ответчиком был издан приказ от объявлении простоя, в п. 1 которого было предписано объявить о простое (отстранении от работы) основного персонала и вспомогательной службы, не вакцинированных от новой короновирусной инфекции (COVID-19), не имеющих положительного результата исследований методом ИФА на наличие антител и выполняющих работу с коллективным иммунитетом к новой коронавирусной инфекции менее 70% от численности присутствующих в здании прачечной, находящихся в группе риска.
В связи с отсутствием юридических оснований для принятия решения об объявлении простоя и отстранения от работы сотрудников ОГБУ «Социальная прачечная» данный приказ был отменен.
07 октября 2021 года директором ОГБУ «Социальная прачечная» ФИО9 был издан приказ № на основании которого, истец была отстранена от работы с 01 октября 2021 года, в связи с отказом от профилактических прививок против коронавирусной инфекции, при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации, на период эпидемиологического неблагополучия.
С данным приказом истец не согласна, поскольку в перечень работ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 года № 825, не входят работы, осуществляемые аппаратчиком бельевых сушильных установок 2 разряда. Санитарные правила СП 3.1.3597-20 «профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» не содержит сведений о принятии решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям, факт включения вакцины в государственный календарь прививок по эпидемиологическим показаниям, не делает ее применение обязательной.
Проходить вакцинацию против новой коронавирусной инфекции истец отказывается, т.к. опасается за свое здоровье, по мнению истца, данная вакцина не прошла все необходимые клинические исследования.
Полагает, что принуждение к вакцинации является недопустимым, а отстранение от работы по данному основанию незаконным.
Незаконными действиями работодателя ей причинен моральный вред, который она оценивает в 100000 рублей.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила суд признать отстранение от работы с 01 октября 2021 года незаконным, отменить приказ от 30 сентября 2021 года № и обязать ответчика предоставить возможность выполнять должностные обязанности, согласно заключенному трудовому договору. Согласно ст. 234 Трудового кодекса РФ обязать ответчика возместить неполученный заработок, возникший по причине незаконного отстранения от работы за все дни вынужденного простоя, взыскать компенсацию морального вреда в размере 100000 руб.
В судебном заседании 17 ноября 2021 года представитель истца представил заявление, в котором истец изменила исковые требования, просила: признать незаконными приказы №, №, обязать ответчика отменить приказы №, № и допустить истца к исполнению своих должностных обязанностей, обязать ответчика возместить неполученный заработок, возникший по причине незаконного отстранения от работы за все дни вынужденного простоя, взыскать компенсацию морального вреда в размере 100000 руб.
Определением судьи от 17 ноября 2021 года в соответствии со ст. 43 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная инспекция труда в Магаданской области, в соответствии со ст. 47 ГПК РФ для дачи заключения по делу привлечено Управление Роспотребнадзора по Магаданской области.
В судебном заседании истц на заявленных требованиях настаивала, по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснила, что с недоверием относится к любым лекарственным препаратам и не обращается к врачам, поэтому сведениями о наличии у нее противопоказаний к вакцинации не располагает. Считает, что ее работа не связана с возможностью заразиться инфекционными заболеваниями, т.к. она имеет дело с чистым бельем.
Представитель истца, заявленные требования поддержал, указал, что Перечень работ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 года № 825, не подлежит расширительному толкованию, изложенному в постановлении главного государственного санитарного врача по Магаданской области принято «О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-COV-2, отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» от 23 июля 2021 года № 1, в связи с чем, не подлежит применению в отношении истца.
Представитель ответчика иск не признала, по доводам, изложенным в отзыве на иск, при этом пояснила, что работодатель, вынося приказ о проведении профилактических прививок против коронавируса, исходил не только из интересов трудового коллектива, интересов каждого из работников, но и из интересов групп населения, находящихся в медицинских, социальных и образовательных организациях Магаданской области для которых оказывается услуга по стирке белья. Работодателем проводилась разъяснительная работа с членами трудового коллектива о необходимости обязательной вакцинации. В настоящее время, в коллективе не вакцинировано 17% сотрудников. При этом, полагает, что предусмотренное постановлением главного государственного санитарного врача по Магаданской области «О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-COV-2, отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» от 23 июля 2021 года № 1 процентное соотношение общей численности привитых сотрудников, необходимо самому работодателю для контроля за здоровьем сотрудников и за непрерывностью производственных процессов.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, представленные в деле, в том числе письменное заключение главного государственного санитарного врача по Магаданской области – руководителя Управления Роспотребнадзора по Магаданской области, полагавшего, что исковые требования Курановой Н.С. удовлетворению не подлежат, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ).
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Судом установлено, что приказом от 07 октября 2021 года № Куранова Н.С. с 08 октября 2021 года была отстранена от работы, выполнение которой связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и которая включена в Перечень работ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 года № 825, в связи с отказом от профилактических прививок против коронавирусной инфекции, при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации, на период эпидемиологического неблагополучия. Указано, что допуск к работе Курановой Н.С. может быть разрешен со дня предоставления сертификата о получении профилактической прививки от COVID-19, или заключения о наличии антител класса G (lgG) к COVID-19. С данным приказом Куранова Н.С. ознакомлена под роспись 08 октября 2021 года, ей вручено уведомление об отстранении от работы.
Со ссылкой на положения постановления Правительства Магаданской области от 30 июля 2021 года № 587пп «Об обеспечении проведения профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, по эпидемическим показаниям на территории Магаданской области» приказом от 13 октября 2021 года №, приказ от 07 октября 2021 года № об отстранении истца от работы был отменен. Курановой Н.С. объявлен простой (временная приостановка) с 08 октября 2021 года по 31 октября 2021 года.
Пунктом 4 данного приказа установлено, что исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Куранова Н.С. освобождена от необходимости присутствовать во время простоя на рабочем месте.
Указано, что допуск к работе Курановой Н.С. возможно разрешить со дня предоставления сертификата о получении профилактической прививки от COVID-19, или заключения о наличии антител класса G (lgG) к COVID-19 (п. 5 приказа от 13 октября 2021 года №).
Оплата времени простоя производится Курановой Н.С. в размере 2/3 должностного оклада (п. 6 приказа от 13 октября 2021 года №).
14 октября 2021 года работодателем составлен акт, свидетельствующий о том, что ознакомившись с приказом от 13 октября 2021 года № Куранова Н.С. от его подписи отказалась.
Приказом от 20 октября 2021 года № действие приказа от 13 октября 2021 года № «Об отмене приказа от 07 октября 2021 года № «Об отстранении от работы ввиду отсутствия профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (работа связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями)» и объявлении простоя» продлено на период с 01 ноября 2021 года по 30 ноября 2021 года.
При этом письменный отказ от вакцинации истец не оформляла, отказ от вакцинации подтвердила в судебном заседании.
Разрешая доводы истца о незаконности приказов об объявлении простоя и продлении периода простоя, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 31 января 2020 года «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
На основании указа губернатора Магаданской области от 02 апреля 2020 года № 57-у (с последующими изменениями, в ред. от 14 октября 2021 года) на территории Магаданской области введен режим повышенной готовности для реализации первоочередных мер по предупреждению и локализации возможной чрезвычайной ситуации, связанной с завозом и распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) в период с 18 марта 2020 года по 15 декабря 2021 года.
Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья как один из основных принципов охраны здоровья обеспечивается путем осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними (п. 2 и 3 ст. 12).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации установлены Федеральным законом от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
Государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней (ч.1 ст. 4 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»).
В соответствии со ст.35 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Статьей 9 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» предусмотрено, что национальный календарь профилактических прививок включает в себя профилактические прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и гриппа.
Национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Согласно ч.1 ст. 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»).
Из смысла приведенных норм следует, что в Российской Федерации существуют два вида прививок: профилактические прививки и профилактические прививки по эпидемическим показаниям.
Приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года № 125н утвержден национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
В названном календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции к приоритету 1-го уровня относятся: лица в возрасте 60 лет и старше; взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением; граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн. и более; к приоритету 2-го уровня относятся: взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; лица, работающие вахтовым методом; волонтеры; военнослужащие; работники организаций сферы предоставления услуг; к приоритету 3-го уровня относятся: государственные гражданские и муниципальные служащие; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет; лица, подлежащие призыву на военную службу (Приложение № 2 к приказу Минздрава России от 21 марта 2014 года № 125н).
В силу ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
В соответствии с п.1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09 июля 2012 года № 710, территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области (далее - Управление), осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.Управление осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 8.1 Положения).
Руководитель Управления является главным государственным санитарным врачом по Магаданской области (п. 11 Положения).
Пунктом 8.34.3 Положения предусмотрено, что с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности должностные лица Управления имеют право при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Таким образом, вопреки доводам истца, вакцинация от COVID- 19 Минздравом России внесена в национальный календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, то есть проводятся гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания. Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи регионов. Если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, вакцинация является обязательной.
Между тем, вакцинация является одним из видов медицинского вмешательства (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 1 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»), следовательно, ее можно провести только с согласия гражданина (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»).
Пунктом 1 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» предусмотрено право граждан на отказ от профилактических прививок.
Отказ от проведения медицинского вмешательства, в том числе профилактических прививок, оформляется в письменной форме (ч. 7 ст. 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п. 3 ст. 5 Федерального закона Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»).
Ограничением к проведению профилактической вакцинации является наличие у работника медицинских противопоказаний (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»).
23 июля 2021 года главным государственным санитарным врачом по Магаданской области вынесено Постановление № 1 «О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-COV-2, отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», в пункте 1 которого указано на необходимость обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), отдельным категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации, в том числе, работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере: бытовых услуг, в том числе прачечных, химчисток и иных подобных услуг (п.1.1).
Руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Магаданской области, в срок до 20 августа 2021 года указано на необходимость организации проведения профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15 сентября 2021 года – вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в РФ, не менее 60% от общей численности работников, сотрудников (п.2.1).
Пункт 1 настоящего Постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (п.3).
Статьями 10,11 Федерального закона Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлены обязанности граждан и юридических лиц: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно п. 3 Устава ОГБУ «Социальная прачечная» к основным видам деятельности ответчика относится: оказание услуг по обработке, стирке, сушке, глажке, камерной дезинфекции (прожарке) белья и мягкого инвентаря для медицинских, образовательных и иных организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти Магаданской области.
Во исполнение постановления главного государственного санитарного врача по Магаданской области 23 июля 2021 года № 1 «О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-COV-2, отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», приказом Учреждения от 10 августа 2021 года № 191к «О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции» был утверждён список сотрудников ОГБУ «Социальная прачечная», подлежащих вакцинации, в срок до 19 августа 2021 года. Работникам разъяснена необходимость пройти вакцинацию первым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной, а в срок до 14 сентября 2021 года – вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, с предоставлением сведений (сертификатов) о проведении вакцинации не позднее 3 дней после ее проведения. Данный приказ был в устной форме доведен до сотрудников ОГБУ «Социальная прачечная», в том числе до Курановой Н.С., отказавшейся от его подписания.
Как установлено в судебном заседании, истец сообщила работодателю об отказе от вакцинации, сославшись на ее добровольность.
Между тем, в силу положений ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такой Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 года № 825.
Истец и ее представитель указывали, что работа, выполняемая Курановой Н.С., в указанный Перечень не входит, однако, риск заболевания инфекционными болезнями возможен не только при обычном выполнении работ, но и при их выполнении в период возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Обязательность прививок в этом случае, обуславливается приведенными выше нормами Федерального закона Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Отказ от такой прививки влечет те же последствия, что и отказ от прививки в обычных условиях работы с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (CОVID-19), в условиях пандемии, необходимо для защиты здоровья, а зачастую, и жизни каждого члена трудового коллектива и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав истца. Оно соотносится с характером и степенью общественной опасности новой коронавирусной инфекции (CОVID-19) и является разумным сдерживающим средством временного и защитного характера, необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета.
Поскольку Куранова Н.С. добровольно отказалась от обязательной профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) без уважительной причины, работодатель издал приказ от 13 октября 2021 года № «Об отмене приказа от 07 октября 2021 года № «Об отстранении от работы ввиду отсутствия профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (работа связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями)» и объявлении простоя».
Согласно ст. 72 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
В соответствии с ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ под простоем понимается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. При этом обязанность доказать наличие указанных обстоятельств возлагается на работодателя (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).
Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя (ч. 2 ст. 157 ТК РФ).
Постановлением Правительства Магаданской области от 30 июля 2021 года № 587-пп «Об обеспечении проведения профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, по эпидемическим показаниям на территории Магаданской области» предусмотрено, что руководителям органов исполнительной власти Магаданской области, руководителям подведомственных органам исполнительной власти Магаданской области унитарных предприятий и учреждений необходимо осуществлять в соответствии со статьей 312.9 Трудового кодекса Российской Федерации временный перевод по инициативе нанимателя (работодателя) на дистанционную работу работников, отказавшихся от профилактической прививки против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, а также имеющих противопоказания к профилактической прививке против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, в соответствии с пунктами 2.10, 2.11 Методических рекомендаций "Порядок проведения вакцинации вакциной ГАМ-КОВИД-ВАК против COVID-19 взрослого населения" и пунктом 6.3 стандартной операционной процедуры "Порядок проведения вакцинации против COVID-19 вакциной ЭпиВакКорона взрослому населению" (направлены письмами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 февраля 2021 г. N 1/И/1-1221 и от 21 января 2021 г. N 1/и/1-332), Инструкцией Министерства здравоохранения Российской Федерации по медицинскому применению лекарственного препарата КовиВак (Вакцина коронавирусная инактивированная цельновирионная концентрированная очищенная).
Руководствоваться положениями ч. 2 ст. 157 ТК РФ, в случае невозможности осуществить временный перевод сотрудника на дистанционную работу по инициативе работодателя, либо обеспечить работника необходимыми для выполнения им трудовой функции дистанционно оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами, в связи со спецификой работы, выполняемой работником на стационарном рабочем месте (п.1).
Что также согласуется с разъяснением Роструда, данном в письме от 09 апреля 2020 года № 0147-03-5.
В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что трудовая функция истца связана с работой на стационарном оборудовании, в связи с чем, возможность перевода Курановой Н.С. на дистанционную работу работодателем не рассматривалась.
Таким образом, исходя из положений приведенных правовых норм, объявление простоя Курановой Н.С., отказавшейся от вакцинации, было обусловлено невозможностью предоставления работодателем условий для осуществления ее трудовых функций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции и носило организационный характер, поскольку у работодателя отсутствует возможность перевода работников на дистанционную работу. Истцу производится оплата труда из расчета двух третей должностного оклада в соответствии с ч. 2 ст. 157 ТК РФ.
Оценивая законность оспариваемого приказа об объявлении простоя, суд учитывает, что данный приказ содержит ссылки на нормативно-правовые акты, которыми работодатель руководствовался при его издании, устанавливает временные границы простоя, что соответствует положениям ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ, определяющим простой как временную приостановку работы по причинам организационного характера, соблюдение ответчиком требований ч. 2 ст. 157 ТК РФ об оплате времени простоя. Содержание приказа доведено до сведения Курановой Н.С., что подтверждается актом от 14 октября 2021 года №.
Обстоятельств нарушения трудовых прав истца объявленным простоем судом не установлено, в связи с чем, требования Курановой Н.С. о признании незаконными приказов об объявлении простоя, о продлении времени простоя, удовлетворению не подлежат.
Довод истца о ее незаконном принуждении к вакцинации со стороны работодателя, по мнению суда, является ошибочным, поскольку приказ от 10 августа 2021 года № «О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции» являлся для работников уведомлением о необходимости вакцинации и способом разъяснения необходимости соблюдения действующего законодательства. За работником сохранялось право самостоятельно принять решение о своем добровольном участии в вакцинации, либо подтвердить невозможность вакцинации по медицинским показаниям, либо отказаться по личному волеизъявлению, что и было сделано истцом.
С учетом того, что в настоящее время в Магаданской области режим повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не отменен, о чем указывает в своем заключении главный государственный санитарный врач по Магаданской области, оснований для удовлетворения требований истца о возложении на ответчика обязанности допустить Куранову Н.С. к работе в соответствии с ее трудовым договором, при отказе ее от вакцинации, не имеется.
Поскольку судом отказано в удовлетворении основных требований истца, то оснований для удовлетворения производных от них требований о взыскании неполученного заработка, возникшего по причине незаконного отстранения от работы за все дни вынужденного простоя, взыскании компенсации морального вреда в размере 100000 руб., не имеется.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Курановой Н.С. в удовлетворении исковых требований к областному государственному бюджетному учреждению «Социальная прачечная» о признании незаконными приказов об объявлении простоя, возложении обязанности отменить приказы, допустить к работе, взыскании недополученного заработка, компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, представления в Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Установить срок принятия решения суда в окончательной форме – 08 декабря 2021 года.
Судья С.В. Доброходова