Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1268/2016 ~ М-1166/2016 от 16.06.2016

Дело № 2- 1268/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 августа 2016 года                                                                                       г. Оса

Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Томашевич Н.Л.,

при секретаре Веренкиной Е.П.,

с участием помощника прокурора <адрес> М,

истца Ю,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Осинского районного суда Пермского края гражданское дело по иску прокурора <адрес>, в интересах Ю, к <адрес>, Межрайонному территориальному управлению Министерства социального развития <адрес>, о предоставлении жилого помещения,

установил:

прокурор <адрес> обратился в суд с требованием о возложении на Правительство <адрес>, Межрайонное территориальное управление Министерства социального развития <адрес> обязанности предоставить Ю по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствующее нормам предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, установленным органом местного самоуправления муниципального образования <адрес>, но не менее 33-х квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в границах <адрес> муниципального района, в связи с тем, что Ю является лицом, оставшимся без попечения родителей, включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения, в собственности либо по договору социального найма жилого помещения не имеет, не является членом семьи нанимателя жилого помещения, регистрации по месту жительства не имеет, после окончания пребывания в приемной семье и до настоящего времени специализированным жилым помещением не обеспечен. Прокурор полагает, что бездействием ответчиков нарушено право Ю на предоставление ему специализированного жилого помещения.

Помощник прокурора <адрес> М в судебном заседании на исковых требованиях настаивала в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Истец Ю исковые требования прокурора, подданные в его интересах, поддерживает в полном объеме, суду пояснил, что является сиротой, поскольку его отец умер, а мать лишена родительских прав. Собственного жилья он не имеет, членом семьи нанимателя не является. Летом проживает у приемных родителей, где имеет временную регистрацию до декабря 2016 года, с осени до весны проживает в общежитии.

Представитель Межрайонного Территориального управления Министерства социального развития <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Правительства <адрес> в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия, в письменных возражениях на иск указал, что с исковыми требованиями не согласен, поскольку данных о том, что в отношении истца принимался отказ в предоставлении жилого помещения в материалах дела не имеется, предоставление жилого помещения осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере социальной поддержки детей-сирот решения о включении указанных лиц в список, таким образом, права Ю не нарушены. Полагает, что удовлетворение требований прокурора повлечет нарушение прав детей-сирот, включенных в список раньше истца, обладающих одинаковыми правами с истцом, по тем же основаниям, что является недопустимым в силу ч.3 ст. 17 Конституции Российской Федерации. Кроме того, находит требования прокурора о возложении обязанности по предоставлению жилья на МТУ Министерства социального развития <адрес> некорректными.

ГКУ «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда <адрес>», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, Министерство социального развития <адрес>, представителей в судебное заседание не направили.

Суд, заслушав прокурора, истца Ю, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что истец Ю обратился к прокурору ДД.ММ.ГГГГ с просьбой предъявить настоящий иск (л.д.7), в связи с чем прокурор на основании положений ч. 1 ст. 45 ГПК РФ является надлежащим лицом, обратившимся в суд с данным иском в интересах Ю

Родителями Ю, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются У и Ж (л.д.32). Решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ мать Ю лишена в отношении него родительских прав (л.д. 12-13), отец умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32). На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетнему Ю с ДД.ММ.ГГГГ назначены опекуны И и В (л.д.14). Согласно протокола заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Ю включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения (л.д.19-20). По сведениям управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и <адрес> отдела ГУП «Центр технической инвентаризации <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ Ю не имеет в собственности объекты недвижимости на территории <адрес> муниципального района (л.д.15,16), членом семьи нанимателя не является (л.д.17), имел регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

На основании пункта 1 части 1 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 г. № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

В соответствии с частью 2 и 3 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 (в редакции от 14.12.2012 г.) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края. Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

В силу части 2 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 г. № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном Правительством Пермского края, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.

В соответствии со статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 № 147-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативно правовым актом Правительства Пермского края.

Учитывая те обстоятельства, что истец на момент обращения в суд достиг 18-летнего возраста, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением на дату вынесения решения не обеспечен, какие-либо жилые помещения за ним не закреплялись, права на какие-либо жилые помещения у него отсутствуют, в собственности жилых помещений не имеется, а также то обстоятельство, что истец был поставлен в очередь на получение жилья, решением МТУ Министерства социального развития <адрес> включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, исковые требования прокурора <адрес> о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения подлежат удовлетворению.

На основании положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по предоставлению жилого помещения суд возлагает на Правительство Пермского края, поскольку дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Кроме того, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2003 № 1194-п Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений не определяет конкретный орган, ведающий вопросом предоставления таких жилых помещений.

Из смысла статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ следует, что указанная выше социальная гарантия предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее предоставление. Местом жительства Женихова Ю.О., в соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, является Осинский муниципальный район Пермского края, где он проживал ранее и проживает в настоящее время.

В соответствии с пунктом 1.3. Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2003 № 1194-п, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29.12.2004 №1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения; жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности); жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства. Пунктом 1.4. Порядка предусмотрено, что в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.

Таким образом, возложение на Правительство <адрес> обязанности по предоставлению Ю жилого помещения в границах <адрес> муниципального района, общей площадью не менее 33 кв.м., благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта, не противоречит требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Удовлетворяя требование прокурора, суд принимает во внимание, что в соответствии с Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ -п Министерство социального развития <адрес> в течение 3 рабочих дней со дня получения от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> сведений об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду <адрес> направляет данные сведения в территориальные органы Министерства, а Межрайонное территориальное управление Министерства социального развития <адрес> в свою очередь лишь формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения, по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку. Как следует из существа иска территориальным органом Министерства социального развития <адрес>, а именно Межрайонным территориальным управлением Министерства социального развития <адрес> указанная обязанность в отношении Ю исполнена в полном объеме. Следовательно, Межрайонное территориальное управление Министерства социального развития <адрес> является ненадлежащим ответчиком по делу.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить частично.

Обязать Правительство <адрес> предоставить Ю, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженцу <адрес>, по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствующее нормам предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципального образования <адрес>, но не менее 33 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в границах <адрес> муниципального района.

В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> к Межрайонному территориальному управлению Министерства социального развития <адрес> отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                     Н.Л.Томашевич

2-1268/2016 ~ М-1166/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Женихов Юрий Олегович
Прокурор Осинского района Кучукбаев Р.С.
Ответчики
Межрайонное территориальное управление № 5 Министерства социального развития ПК
Правительство ПК
Другие
Министерство социального развития ПК
ГКУ ПК "Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда ПК
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства ПК
Суд
Осинский районный суд Пермского края
Судья
Томашевич Наталия Леонидовна
Дело на странице суда
osa--perm.sudrf.ru
16.06.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.06.2016Передача материалов судье
17.06.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.06.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.07.2016Судебное заседание
05.08.2016Судебное заседание
05.08.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.11.2016Дело оформлено
07.11.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее