РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 января 2020 года г. Самара
Советский районный суд г Самары в составе:
председательствующего судьи Туляковой О.А..
при секретаре Стародубовой Т.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Советскому району г. Самары к Силевич Н.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Советскому району г.Самара обратилась в суд с административным иском к Силевич Н.В., в котором просили взыскать с административного ответчика недоимки по транспортному налогу с физических лиц: налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере 15 825 руб., пени в размере 231,31 руб., на общую сумму 16 056, 31 руб.
Представитель административного истца в судебном заседании иск поддержала в полном объеме, пояснив, что сведения об оплате за спорный период в ИФНС отсутствуют. Также указала, что за спорный период налоговый орган в реестр требований кредиторов не включался. В ходе рассмотрения дела о банкротстве, реализация имущества по которому была завершена ДД.ММ.ГГГГ, налоговый орган включался с требованием о взыскании недоимки по транспортному налогу с ответчика: налога за ДД.ММ.ГГГГ в размере 15 825 руб., пени в размере 1 453, 65 руб., на общую сумму 17 278, 65 рублей.
Административный ответчик Силевич Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать, поскольку была признана банкротом и освобождена от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реализации имущества гражданина. Также указала, что автомобиль был угнан и его местонахождение неизвестно, снятие с учета автомобиля произведено ею в ГИБДД только ДД.ММ.ГГГГ.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьями 57 Конституции РФ и 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
На основании п. 2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Налоговым периодом имущественных налогов является календарный год (ст. 360, 393, 405 НК РФ).
В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. Не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (абзац второй); налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абзац третий).
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 НК РФ).
В силу пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает определенные сроки и процедуру взимания налогов, пеней как до обращения в суд, так и в судебном порядке, согласно 32 главе Кодекса административного судопроизводства РФ.
В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ч. 3 ст. 70 НК РФ правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.
Законодатель также установил порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК РФ.
В соответствии со ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
В силу ч.2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с ч.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства РФ может быть подано только в случае отмены судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций либо отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
В силу пункта 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.
Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети "Интернет".
В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.
Как следует из материалов дела, и установлено судом административному ответчику в 2017 году принадлежал автомобиль <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, государственный регистрационный знак №, Vin №, что подтверждается карточкой учета транспортного средства, информацией с базы данных информационного ресурса налогового органа <данные изъяты>.
Также из представленной ответчиком карточки учета транспортного средства следует, что операция по прекращению регистрации вышеуказанного транспортного средства на имя ответчика произведена РЭО ГИБДД У МВД России по г.Самаре ДД.ММ.ГГГГ в связи с утратой (неизвестно место нахождения транспортного средства или при невозможности пользоваться транспортным средством).
При таком положении, не смотря на возражения ответчика относительно заявленных исковых требований, суд исходит из принадлежности транспортного средства (объекта налогообложения) Силевич Н.В. до даты снятия автомобиля с учета на ее имя, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательствами, свидетельствующими об обратном, суд не располагает.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Факт направления налогового уведомления, подтверждается реестром исходящей заказной почтовой корреспонденции от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неоплатой транспортного налога в срок, истцом начислены пени в сумме 231, 31 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, л.д. 11.
Административным истцом в отношении Силевич Н.В. выставлено требование от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у нее задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени, со сроком исполнения требования – до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо передано через личный кабинет налогоплательщика. Днем получения требования в последнем случае является день, следующий за днем размещения требования в личном кабинете.
Согласно представленного истцом списка почтовых отправлений дата отправки требования в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ, получение которого ответчиком не оспаривалось в процессе рассмотрения дела.
В связи с тем, что в добровольном порядке начисленные суммы налога административным ответчиком в установленный срок уплачены не были, ИФНС России по Советскому району г. Самары обратилась к мировому судье судебного участка № Советского судебного района г. Самары с заявлением о вынесении судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей был выдан судебный приказ о взыскании в доход бюджета недоимки и государственной пошлины.
ДД.ММ.ГГГГ по заявлению должника мировой судья судебного участка № Советского судебного района г.о. Самары Самарской области отменил судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление о взыскании задолженности по налогам поступило в Советский районный суд г. Самары.
Согласно части 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Несмотря на истечение указанных в налоговых требованиях сроков исполнения обязанности, задолженность по налогу и пени ответчиком не погашена. Доказательств обратного, ответчиком не представлено.
Также судом установлено, что определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ответчика возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) Силевич Н.В. (дело №).
Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ должник Силевич Н.В. признана несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ завершена процедура реализации имущества гражданина в отношении Силевич Н.В. Освобождена Силевич Н.В. от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реализации имущества гражданина.
Из указанного выше определения арбитражного суда следует, что реестр требований кредиторов гражданина – должника был закрыт ДД.ММ.ГГГГ.
Также судом установлено, что согласно определения Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было удовлетворено заявление ИФНС России в лице ИФНС по Советскому району г.Самары о включении в реестр требований кредиторов гражданина-должника Силевич Н.В. требования данного налогового органа в общем размере 17 278, 65 рублей, из которых 15 825 р. – налог, 1 453, 65 р. – пени, в состав кредиторов третьей очереди.
Из указанного определения Арбитражного суда <адрес> следует, что данное требование было подтверждено справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, требованием об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальным предпринимателями) № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из содержания справки № от ДД.ММ.ГГГГ, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что транспортный налог, по которому налоговый орган был включен в реестр требований кредиторов относится к налоговому периоду – за ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе судебного разбирательства ответчик возражала против удовлетворения требований истца со ссылкой на то, что она освобождена от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реализации имущества гражданина.
Оценивая заявленные ответчиком возражения суд приходит к следующим выводам.
По общему правилу после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.
Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4 и 5 настоящей статьи, а также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина (пункт 3 статьи 213.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 127 "О несостоятельности (банкротстве) (далее по тексту - Закон несостоятельности (банкротстве).
В силу пункта 4 статьи 213.28 Закона о несостоятельности (банкротстве) освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, согласно которого требования кредиторов по текущим платежам, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений статей 2, 5 Закона о несостоятельности (банкротстве) налоги, пени, начисленные за неисполнение обязанности по уплате налогов, для целей этого Федерального закона отнесены к обязательным платежам. Они, в свою очередь, могут являться и текущими платежами, если возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом. При этом кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, лицами, участвующими в деле о банкротстве, не признаются. Их требования по текущим платежам в реестр требований кредиторов не включаются, а подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве.
Аналогичные положения содержатся в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которому требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", кредиторы по требованиям, перечисленным в пунктах 5 и 6 статьи 213.28 Закона о несостоятельности (банкротстве), по которым исполнительный лист не выдан судом, рассматривающим дело о банкротстве, могут предъявить свои требования к должнику после окончания производства по делу о банкротстве в порядке, установленном процессуальным законодательством.
Разрешая заявленные исковые требования, суд учитывает, что транспортное средство было зарегистрировано на имя ответчика до ДД.ММ.ГГГГ, реализовано не было в ходе процедуры банкротства.
При таких обстоятельствах, вопреки ошибочному мнению административного ответчика, действующим законодательством предусмотрена возможность взыскания задолженности по текущим платежам вне процедуры банкротства. При этом процедура принудительного взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, регламентирована в статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что срок уплаты транспортного налога наступил ДД.ММ.ГГГГ, принадлежность ответчику объекта налогообложения подтверждена в спорном налоговом периоде, и уплата данного налога относится к текущим платежам в силу вышеуказанных положений закона, суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании с ответчика обязательных платежей и санкций за ДД.ММ.ГГГГ в размере 16 056, 31 руб., из которых транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере 15 825 руб., пени 231, 31 руб. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ИФНС России по Советскому району г.Самары к Силевич Н.В. о взыскании обязательных платежей и санкций, удовлетворить.
Взыскать с Силевич Н.В. в пользу ИФНС России по Советскому району г.Самары в доход бюджета задолженность в сумме 16 056, 31 руб., из которых транспортный налог за 2017 года в размере 15 825 руб., пени 231, 31 руб.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самара в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 20 января 2020 года
Судья: О.А.Тулякова