Дело 2-431/2012 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 23 ноября 2012 г.
Октябрьский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Задесенца Р.Н.,
при секретаре Ольховик Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Боровского В.И. об оспаривании решения органа местного самоуправления,
У с т а н о в и л :
Боровский В.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Администрации Галенкинского сельского поселения Октябрьского района Приморского края от 26.09.2012 г. по непризнанию его и членов семьи нуждающимися в получении жилого помещения, по не постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения и об отказе отправить учетное дело заявителя в Администрацию гор.Владивостока по избранному месту жительства после увольнения с военной службы, возложении обязанности отменить данное решение и принять новое решение о признании заявителя и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения, постановить заявителя и совместно проживающих с ним членов семьи на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения и отправить учетное дело заявителя в Администрацию гор.Владивостока по избранному месту жительства после увольнения с военной службы. Просил также взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 руб. В обоснование оспариваемого решения указал, что его заявление по существу постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также отправки учетного дела в Администрацию гор.Владивостока по избранному месту жительства, не рассмотрено. С принятым решением не согласен, поскольку на основании ч.3 ст.52 ЖК РФ и в соответствии с п/п «ж» п.7 постановления Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054 он должен быть признан нуждающимся в получении жилого помещения и поставлен на учет как гражданин, проживающий в служебном жилом помещении; не принято во внимание, что с 2002 г. он стоял на учете в МО РФ на получение ГЖС; не приняты его семейное положение, выслуга лет в ВС РФ, награды за безупречную службу, аварийное состояние дома, в котором проживает, срок заключения договора найма служебного жилого помещения. Оспариваемое решение лишает его права на жилище.
В судебном заседании заявитель Боровский В.И. и его представитель Стыцюк В.Н. на заявленных требованиях настаивали в объеме приведенных доводов, на основании письменного ходатайства заявитель просил суд взыскать понесенные расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> руб.
Представитель органа местного самоуправления Усольцева О.В. полагала заявленные требования необоснованными, поскольку заявитель до 01 января 2005 г. по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в органы местного самоуправления не обращался, тем самым утратил право на получение постоянного жилья за счет средств федерального бюджета по избранному месту жительства после увольнения с военной службы.
Изучив доводы и возражения сторон, материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Боровский В.И. был уволен из рядов Вооруженных сил РФ 27.06.2000 г. в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.
12.09.2012 г. Боровский В.И. обратился к Главе Галенкинского сельского поселения Октябрьского района Приморского края с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилье, или предоставлении жилья как бывшему военнослужащему, указал, что желаемым местом проживания является гор.Владивосток Приморского края, по результатам рассмотрения которого жилищная комиссия при администрации приняла решение отказать в предоставлении жилья по тем основаниям, что до 01.01.2005 г. заявитель по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в органы местного самоуправления не обращался.
Письмом от 26.09.2012 г. Глава Галенкинского сельского поселения Красницкий В.И. уведомил Боровского В.И. об отказе в принятии его на учет, посчитав, что заявитель утратил свое право на получение постоянного жилого помещения за счет средств федерального бюджета по избранному месту жительства после увольнения с военной службы.
Таким образом, судом подлежит рассмотрению оспариваемое заявителем в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ решение органа местного самоуправления - Администрации Галенкинского сельского поселения Октябрьского района Приморского края об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и в предоставлении жилья по избранному месту жительства после увольнения с военной службы.
Согласно части 4 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Из положений Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22.08.04 № 122-ФЗ, следует, что до 01.01.05 в качестве основной формы обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, законодатель признавал предоставление им жилья по договорам социального найма органами местного самоуправления из фонда муниципального жилья, а дополнительной формой - приобретение жилья за льготную (доступную) плату либо за счет целевых субсидий по государственным жилищным сертификатам, выдаваемым органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. Пунктом 14 статьи 15 настоящего Закона предусматривалось, что порядок предоставления льгот, указанных в нем, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 1054 от 06.09.98 были утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, которыми устанавливался единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном месте жительства в том числе граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что вопросы постановки на очередь и предоставления жилья рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решения которых являются основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов.
Решением Верховного Суда РФ от 14.04.09 № 2н-9/09 нормы указанных Правил в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению после 1 января 2005 года, были признаны противоречащими закону и в силу ст. 120 Конституции Российской Федерации, ч.2 ст. 11 ГПК РФ не подлежащими применению.
Поскольку указанные нормы не подлежат применению лишь в отношении военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению после 1 января 2005 года, то в отношении граждан, уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, нормы указанных Правил являются действующими.
Согласно пункту 8 Правил, право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» и иными нормативными правовыми актами один раз. Свидетельством о наличии такого права служит удостоверение по форме согласно приложению № 1, выдаваемое командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего, либо областным (республиканским) военным комиссариатом - для граждан, уволенных с военной службы из вооруженных сил и других воинских формирований государств - участников СНГ.
Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению (п.9).
В соответствии с пунктом 22 Правил, в случае, если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному месту жительства.
Из системного толкования указанных норм, следует, что Боровский В.И. мог быть поставлен администрацией Галенкинского сельского поселения Октябрьского района Приморского края на учет в качестве нуждающегося в получении жилья на льготных основаниях в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» лишь при подтверждении им данного права соответствующим удостоверением.
Данных, свидетельствующих о предоставлении Боровским В.И. в администрацию сельского поселения документов, подтверждающих его право на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях, в материалах по обращению не имеется. Представленные заявителем документы по вопросу обеспечения государственным жилищным сертификатом не являются документами о праве Боровского В.И. на получение жилья по заявленному основанию.
Пунктом 2.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ), предусмотрено, что за счет средств федерального бюджета осуществляется также обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Следовательно, обеспечение уволенных с военной службы до 01 января 2005 г. граждан жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета связано с принятием их органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 января 2005 г.
Заявитель не оспаривал, что после увольнения с военной службы он до 01 января 2005 г. в органы местного самоуправления с заявлениями о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении или на улучшение жилищных условий не обращался.
Данное обстоятельство прямо указывало на отсутствие оснований для обеспечения заявителя жилым помещением за счет средств федерального бюджета по доводам заявления.
Суд считает, что у администрации Галенкинского сельского поселения Октябрьского района Приморского края обоснованно не имелось оснований для направления учетного дела заявителя в Администрацию гор.Владивостока по избранному месту жительства.
В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Таким образом, законодателем предусмотрено право гражданина встать на учет не по месту своего жительства, что не является равнозначным постановке на учет по месту своего жительства для получения жилого помещения в другом населенном пункте. В данном случае, предоставляемое гражданину жилье будет предоставляться ему в том населенном пункте, в котором он встал на учет.
По изложенному суд считает, что оспариваемое решение органа местного самоуправления принято в соответствие с требованиями закона.
В связи с отказом в удовлетворении заявления суд не усматривает оснований для распределения судебных расходов в пользу заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.197-199, ст.254-258 ГПК РФ,
Р е ш и л :
Отказать в удовлетворении заявления Боровского В.И. о признании незаконным решения Администрации Галенкинского сельского поселения Октябрьского района Приморского края о непризнании его и членов семьи нуждающимися в получении жилого помещения, по не постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения и об отказе отправить учетное дело заявителя в Администрацию гор.Владивостока по избранному месту жительства после увольнения с военной службы, возложении обязанности отменить данное решение и принять новое решение о признании заявителя и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения, постановить заявителя и совместно проживающих с ним членов семьи на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения и отправить учетное дело заявителя в Администрацию гор.Владивостока по избранному месту жительства после увольнения с военной службы.
Отказать Боровскому В.И. в удовлетворении ходатайства о возмещении расходов по уплате государственной пошлины и на оплату услуг представителя.
Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Приморский краевой суд через Октябрьский районный суд Приморского края.
Судья Р.Н.Задесенец