63RS0039-01-2022-006001-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 ноября 2022 года г.Самара
Ленинский районный суд г.Самары в составе
председательствующего судьи Наточеевой М.А.,
при секретаре Пыхтиной Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№2-5100/2022 по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Шигонского района Самарской области, действующего в интересах Соболевой <данные изъяты>, к Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» о возложении обязанности провести капитальный ремонт многоквартирного дома,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Шигонского района Самарской области обратился
в Ленинский районный суд г. Самары в интересах Соболевой Г.М.,
с исковым заявлением к Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» (далее – НО «ФКР») о возложении обязанности проведения работ по капитальному ремонту, указав, что прокуратурой района проведена проверка в отношении НО «ФКР» на предмет соблюдения требований законодательства, регулирующего вопросы проведения капитального ремонта общего имущества собственников многоквартирных домов.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.18.2018 г. №1027 утвержден региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, на 2019-2021 г.г.
Согласно краткосрочному плану проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Шигонского района Самарской области, перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение работ по капитальному ремонту общего имущества, содержит в том числе, МКД, расположенный по адресу: <адрес>, в котором Соболева Г.М. является собственником жилого помещения.
Однако, в указанный в программе период, выполнение работ по капитальному ремонту крыши указанного выше МКД, НО «ФКР» не обеспечено.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просит обязать Некоммерческую организацию «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» организовать и обеспечить проведение работ по капитальному ремонту общего имущества (ремонт крыши)
в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.
В судебное заседание представитель прокуратуры Шигонского района Самарской области не явился, от прокурора района поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие, на заявленных исковых требованиях настаивает.
Истец Соболева Г.М. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила.
Представитель ответчика НО «ФКР» - Беляева Л.В. по доверенности, полагала возможным удовлетворить исковые требования при увеличении срока на проведение работ до 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, представила выписку из Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес> (с учетом изменений от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которой, плановый период проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в частности, ремонт крыши) по адресу: <адрес>, действительно запланирован на период 2019-2021 гг. Однако, за период с 2019 по 2022 г. проведено 5 аукционов, ни один из которых не состоялся. С учетом осенне-зимнего периода времени года, произвести ремонт крыши исходя из соответствующих требований технических норм, и погодных условий – не представляется возможным. Поэтому просила предоставить десятимесячный срок.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Статьей 166 ЖК РФ установлено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.
Согласно ч.1 ст.180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются:
1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;
2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;
3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;
5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
6) иные предусмотренные данным кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
В соответствии с ч.1 ст.182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пункты 3, 4, 5 ч.2 ст.182 ЖК РФ).
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 06.06.2013 года №247 Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта" является специализированной некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, а также реализация иных мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Согласно ст.168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: 1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ (ч.2 ст.168 ЖК РФ).
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (ч.7 ст.168 ЖК РФ).
Законом предусмотрено внесение в региональную программу капитального ремонта и краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (ч.4, 5, 7 ст.168 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 года №707 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области.
Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 года №1027 утвержден региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, на 2019-2021 годы.
Согласно указанному краткосрочному плану, предусмотрено выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома (ремонт крыши), расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Шигонского района Самарской области на основании заявления Соболевой Г.М. проведена проверка соблюдения НО «ФКР» требований жилищного законодательства в части своевременного проведения капитального ремонта многоквартирных домов, предусмотренного краткосрочной программой проведения капитального ремонта.
Прокуратурой внесено представление от 26.04.2021 г. №07-03-137-21.
Судом установлено, что НО «ФКР» проведено 5 электронных аукционов с целью заключения контракта на выполнение ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: <адрес>,
<адрес>, однако, они признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие подрядных организаций.
В настоящее время работы по капитальному ремонту указанного МКД не начаты, аукцион по выбору подрядной организации не состоялся. Следовательно, ответчик не исполняет возложенные на него действующим жилищным законодательством обязанности в части организации проведения работ по капитальному ремонту, что влечет срыв проведения капитального ремонта по указанному дому и, соответственно, привело к срыву региональной программы капитального ремонта.
Таким образом, доказательства того, что на настоящий момент ответчиком осуществлен выбор подрядной организации и заключены договоры на проведение работ по капитальному ремонту вышеуказанного многоквартирного дома, в нарушение ст.56 ГПК РФ, ответчиком не представлены.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования истца о возложении на НО «ФКР» обязанности обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту крыши в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>,
<адрес>, являются обоснованными.
При таких обстоятельствах, требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по обеспечению проведения работ по капитальному ремонту указанного многоквартирного дома являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку данный дом включен в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и ответчик, обязанный в силу закона обеспечить своевременную организацию проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, данную обязанность до настоящего времени не исполнил.
Суд считает, что для проведения вышеуказанных действий необходим срок не менее 10 месяцев, полагая, что данный срок является разумным и достаточным для осуществления вышеуказанных обязанностей, входящих в непосредственную компетенцию ответчика, осуществление которых согласно вышеприведенному законодательству, должно носить постоянный характер.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Шигонского района Самарской области, действующего в интересах Соболевой Г. М., к Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» о возложении обязанности провести капитальный ремонт многоквартирного дома – удовлетворить частично.
Обязать Некоммерческую организацию «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» организовать надлежащее выполнение полного объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (ремонт крыши), расположенном
по адресу: <адрес>,
<адрес>, в течение 10 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд города Самары в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24.11.2022 года.
Судья М.А. Наточеева