Гражданское дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 сентября 2017 года <адрес>
Сухобузимский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой С.А.,
при секретаре Гасперской О.И.,
с участием помощника прокурора <адрес> Матиковой Е.А.,
представителя ответчика ФИО3, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Атамановская средняя школа» о возложении обязанности разработать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с требованиями действующего законодательства, составить, утвердить и представить в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> паспорта на опасные отходы I-IV класса опасности для окружающей среды, которые образуются от его деятельности, а также обучить должностное лицо по работе с отходами I-IV классов опасности,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> в защиту неопределенного круга лиц обратился к ответчику, просит признать незаконным бездействие МБОУ «Атамановская СШ» в части не соблюдения требований Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», выразившемся в негативном воздействии на окружающую среду, связанном с образованием и размещением отходов производства и потребления: мусор от бытовых помещений, организаций, несортированный (исключая крупногабаритный), отходы бумаги и картона, канцелярии, потерявшие свои потребительские свойства и др. Обязать разработать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с требованиями действующего законодательства, составить, утвердить и представить в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> паспорта на опасные отходы I-IV класса опасности для окружающей среды, которые образуются от деятельности МБОУ «Атамановская СШ», а также обучить должностное лицо по работе с отходами I-IV классов опасности.
Требования иска мотивированы тем, что в результате проведенной прокуратурой <адрес> проверки исполнения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды было установлено, что в нарушение требований Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления» МБОУ «Атамановская СШ» оказывает негативное воздействие на окружающую среду, выражающееся в образовании и размещении отходов производства и потребления: мусор от бытовых помещений, организаций несортированный (исключая крупногабаритный), отходы бумаги и картона, канцелярии, потерявшие свои потребительские свойства и др. Кроме того, в учреждении отсутствуют паспорта на опасные отходы, не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, отсутствует должностное лицо, обученное по работе с отходами I-IV классов опасности.
В судебном заседании прокурор поддержала заявленные требования по изложенным основаниям.
Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании исковые требования признала, при этом попросила предоставить более длительный срок для исполнения решения суда, чем просит прокурор, поскольку для выполнения указанных требований необходимы значительные денежные средства, которые отсутствуют в образовательных учреждениях района. Управление образования администрации района после получения представления прокурора, адресованное образовательным учреждениям района, обратилось в администрацию <адрес> о рассмотрении вопроса об увеличении в 2018 году бюджета управления образования на сумму 1178000 рублей для разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, предварительно составив расчет. Запланировано провести обучение лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в соответствии с действующими образовательными программами.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона № 89-ФЗ нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 7-ФЗ и настоящим Федеральным законом.
Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ:
- лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;
- норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;
- паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;
- отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Кроме того, в соответствии с ч.ч. 1,2,3 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.
На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
В соответствии Правилами проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, паспорт отходов I-IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.
Паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности.
Определение данных о составе и свойствах отходов I-IV классов опасности, включаемых в паспорт, осуществляется с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений.
Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден федеральный классификационный каталог отходов, согласно которого лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства относятся к первому классу опасности; мониторы компьютерные жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства, в сборе; клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства; картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7% отработанные; принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (МФУ), системный блок, утратившие потребительские свойства относятся к четвертому классу опасности.
В деятельности образуются в том числе и опасные отходы в виде использованных люминесцентных ламп, комплектующих частей компьютерной техники.
Также согласно ч.ч. 1, 2 ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного образования, необходимых для работы с отходами I-IV классов опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I-IV классов опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
В судебном заседании установлено, что в нарушение требований вышеуказанного законодательства МБОУ «Атамановская СШ» не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов. В деятельности МБОУ «Атамановская СШ» образуются в том числе и опасные отходы в виде использованных люминесцентных ламп, комплектующих частей компьютерной техники. МБОУ «Атамановская СШ» в нарушение требований перечисленного законодательства паспорта на опасные отходы не разработаны. Таким образом, для данного учреждения в установленном законом порядке не определено какие конкретно отходы и каким образом оно имеет право размещать, не определен объект размещения отходов.
Поскольку не определены качественные характеристики размещаемых отходов, деятельность ответчика по размещению отходов без составления паспортов на опасные отходы является незаконной.
Кроме того, в МБОУ «Атамановская СШ» обращение с опасными отходами осуществляют должностные лица, не прошедшие обучение по работе с отходами I-IV классов опасности, что также является нарушением требований действующего законодательства.
Нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц, заключается в том, что в соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей среды.
Статья 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Согласно п.2 ст.4 Конституции Российской Федерации, федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Несоблюдение требований, установленных федеральными законами, ведет к нарушению государственных интересов.
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ в адрес управления образования администрации <адрес> вносилось обобщенное представление об устранении вышеуказанных нарушений. По результатам рассмотрения настоящего представления в прокуратуру <адрес> поступил ответ управления образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым указанные выше нарушения законодательства МБОУ «Атамановская СШ» не устранены.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку ответчиком до рассмотрения дела не представлено доказательств исполнения требований законодательства. Вместе с тем, суд полагает необходимым установить срок для исполнения требований прокурора до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать МБОУ «Атамановская СШ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с требованиями действующего законодательства, составить, утвердить и представить в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> паспорта на опасные отходы I-IV класса опасности для окружающей среды, которые образуются от деятельности учреждения, а также обучить должностное лицо по работе с отходами I-IV классов опасности.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Сухобузимский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Копия верна: судья
Сухобузимского районного суда С.А. Кузнецова