Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1628/2015 ~ М-1327/2015 от 21.07.2015

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Шадринский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Воронцова И.С., при секретаре Гаврищук Н.В.,

с участием: помощника Шадринского межрайонного прокурора Фадеевой Е.С.,

третьего лица Нохрина М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Шадринске Курганской области 06 октября 2015 года гражданское дело по исковому заявлению Администрации города Шадринска Курганской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Курганской области, Шадринскому межрайонному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от ... года по исполнительному производству -ИП в отношении Нохрина М.Г.,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Шадринска Курганской области обратилась в суд с иском к Шадринскому межрайонному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В исковом заявлении указано, что в соответствии с решением Шадринского районного суда Курганской области от ... года, вступившим в законную силу 05.03.2015 г., на Администрацию города Шадринска возложена обязанность по предоставлению Нохрину М.Г., ... года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение на территории города Шадринска, обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление жилого помещения. Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя Шадринского МРО СП УФССП России по Курганской области от ... года на основании исполнительного листа, выданного по указанному решению суда, было возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника Администрации города Шадринска в пользу взыскателя Нохрина М.Г. о предоставлении благоустроенного жилого помещения, должнику Администрации города Шадринска установлен срок для добровольного исполнения требований - 5 дней. За неисполнение вынесенного решения суда в установленный срок для добровольного исполнения требований судебный пристав-исполнитель Шадринского МРО СП УФССП России по Курганской области вынес постановление о взыскании исполнительского сбора от ... года по исполнительному производству -ИП в размере 50000 рублей. Взыскание с должника исполнительского сбора на основании статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин, должник не может быть подвергнут взысканию. Администрация города Шадринска не имела возможности исполнить требования исполнительного документа в 5-дневный срок по объективным причинам. Обеспечение жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к которым относится Нохрин М.Г., осуществляется за счет средств и в пределах субвенций, специально предоставляемых в бюджет города Шадринска из бюджета Курганской области. Согласно п.8 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительный гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. В соответствии с п.п. 1,2 ч.2 ст.6 Закона Курганской области от 05.10.2007 г. № 288 органы государственной власти Курганской области, обеспечивающие осуществление органами местного самоуправления полномочий по опеке и попечительству, обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления полномочий по опеке и попечительству. Согласно ч.3 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства возникают у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняется за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Указанный порядок является обязательным и подлежит неукоснительному исполнению. В Администрации города Шадринска по состоянию на ... года имелось ... решений суда, вступивших в законную силу, по обязанию предоставить жилое помещение по договорам специализированного найма. Законом Курганской области от 28.11.2014 г. № 87 «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» городу Шадринску предусмотрена субвенция на предоставление жилых помещений детям-сиротам за счет средств областного бюджета в размере ... рублей. В 2015 году Администрацией города Шадринска приобретено ... квартир по муниципальному контракту от ... года на сумму ... руб. ... коп., чем исполнено ... решений суда, ... квартир по муниципальному контракту от ... года на сумму ... руб. ... коп., чем исполнено ... решений суда, ... квартиры на вторичном рынке по муниципальным контрактам от ... года на сумму ... руб. ... коп. и от ... года на сумму ... руб. ... коп., чем исполнено ... решения суда. На момент вынесения постановления ... года о возбуждении исполнительного производства перечисление денежных средств на указанные цели по статье «однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» из бюджета Курганской области было осуществлено в сумме ... руб. ... коп., что недостаточно для исполнения всех судебных решений. Администрация города Шадринска неоднократно обращалась в Правительство Курганской области о выделении дополнительных денежных средств на приобретение квартир для данной категории граждан, в том числе денежных средств необходимых для исполнения решений Шадринского районного суда по предоставлению жилья детям-сиротам (исх. от ... года, исх. от ... года, исх. от ... года). Таким образом, Администрацией города Шадринска приняты все необходимые меры для освоения денежных средств, предусмотренных в 2015 году по статье «однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений», выделенные денежные средства в 2015 году на обеспечение нуждающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жильём освоены Администрацией города Шадринска в полном объёме. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2011 г. № 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Устанавливая меры взыскания штрафного характера, законодатель с учетом особенностей предмета регулирования может предусматривать различные формы вины и распределение бремени ее доказывания. При этом он должен соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации общие принципы юридической ответственности, которые, по существу, относятся к основам правопорядка и оказывают непосредственное влияние на конституционно-правовой статус физических и юридических лиц в Российской Федерации. По смыслу статей 49, 50, 52-54 и 64 Конституции Российской Федерации, наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения - один из принципов юридической ответственности. Таким образом, при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 г. № 13-П должник должен надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ. В соответствии с ч.1 ст.401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его надлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Требования исполнительного документа не исполнены Администрацией города Шадринска в срок по обстоятельствам, не зависящим от нее, так как выделенных в 2015 г. средств на обеспечение нуждающихся детей-сирот в жилье, было недостаточно, а выделенные на эти цели денежные средства были освоены в полном объёме. При этом Администрацией города Шадринска принимались меры к изысканию дополнительных финансовых средств для исполнения возложенных на нее судебными решениями обязательств, путем обращения в Правительство Курганской области, которые к моменту истечения срока для исполнения исполнительного документа в установленном порядке разрешены не были по обстоятельствам, также от Администрации города Шадринска не зависящим. В соответствии с ч.6 ст.112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

Просили освободить Администрацию города Шадринска от взыскания исполнительного сбора в сумме 50000 рублей по исполнительному производству -ИП.

Определением Шадринского районного суда Курганской области от ... года привлечены для участия в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Нохрин М.Г. и Шадринская межрайонная прокуратура Курганской области.

Представитель истца Администрации города Шадринска Курганской области Ламанова О.Ф., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, представила письменное заявление, где указала, что поддерживает исковые требования, изложенные в исковом заявлении и пояснения, данные ранее в ходе судебного разбирательства. Администрация города Шадринска просит рассматривать настоящее гражданское дело без участия своего представителя.

Представитель ответчика Шадринского межрайонного отдела УФССП России по Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела и о рассмотрении дела в отсутствие представителя не просил, сведений об уважительности причин неявки не представил.

Представитель ответчика УФССП России по Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела и о рассмотрении дела в отсутствие представителя не просили, сведений об уважительности причин неявки не представили.

Представитель третьего лица Управления Федерального Казначейства по Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, ранее представил отзыв, в котором просили рассматривать дело без участия представителя УФК по Курганской области, а также указали, что согласно материалов рассматриваемого дела, на принудительном исполнении в Шадринском межрайонном отделе судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Курганской области находятся исполнительные документы, выданные Шадринским районным судом Курганской области на основании решения, вступившего в законную силу 05.03.2015 г., о возложении на Администрацию города Шадринска обязанности по предоставлению по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенного жилого помещения на территории города Шадринска, и обязании Правительства Курганской области профинансировать предоставление жилого помещения Нохрину М.Г. Судебным приставом-исполнителем Шадринского межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по Курганской области было возбуждено исполнительное производство -ИП, должнику направлено требование об исполнении решения суда в 5-дневный срок, решение суда в срок, установленный для добровольного исполнения исполнено не было. Постановлением от ... года за неисполнение вынесенного решения суда с должника - Администрации города Шадринска, взыскан исполнительский сбор в сумме 50000 рублей. В соответствии со статьёй 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007 (далее - Федеральный закон 229 -ФЗ), законные требования судебного пристава исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежит неукоснительному выполнению на всей территории РФ. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он принимает меры, предусмотренные Федеральным законом 229-ФЗ. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Взимание исполнительского сбора предусмотрено ст. 112 Федерального закона 229-ФЗ, сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Согласно ч.2 ст. 112 Федерального закона 229-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается судебным - приставом исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В соответствии с ч.3 ст. 112 Федерального закона 229-ФЗ, в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - организации устанавливается в размере 50000 рублей. Так как в представленных документах нет никаких данных о том, представлял ли должник судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, судить об обоснованности или необоснованности действий судебного пристава - исполнителя, а также факта наличия таких доказательств они не могут, т.к. из представленных документов обратное не явствует. На основании вышеизложенного, оставляют решение вопроса об удовлетворении исковых требований Администрации города Шадринска к УФССП России по Курганской области и Шадринскому межрайонному отделу судебных приставов УФССП России по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Финансовое управление Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела и о рассмотрении дела в отсутствие представителя не просили, сведений об уважительности причин неявки не представили.

Третье лицо Нохрин М.Г. в судебном заседании оставил принятие решения на усмотрение суда.

Помощник Шадринского межрайонного прокурора Фадеева Е.С. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.

Суд, заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы, пришел к выводу, что иск Администрации г. Шадринска Курганской области обоснован и подлежит удовлетворению.

Судом установлены следующие фактические обстоятельства.

Решением Шадринского районного суда Курганской области от ... года удовлетворены исковые требования Шадринского межрайонного прокурора в интересах Нохрина М.Г. к Администрации города Шадринска, Правительству Курганской области о предоставлении жилья (л.д. ...).

Апелляционным определением Курганского областного суда от ... года, судебная коллегия определила: решение Шадринского районного суда Курганской области от 12 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения (л.д. ...).

Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя ШМРО СП УФССП России от ... года на основании исполнительного листа, выданного по решению Шадринского районного суда Курганской области, вступившему в законную силу ... года, было возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника Администрации города Шадринска в пользу взыскателя Нохрина М.Г., о предоставлении жилого помещения Нохрину М.Г., должнику Администрации г. Шадринска Курганской области установлен срок для добровольного исполнения требований - 5 дней. (л.д. ...).

Постановлением судебного пристава-исполнителя Шадринского межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по Курганской области "СП" от ... года с должника Администрации города Шадринска Курганской области взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей (л.д...).

Постановлением судебного пристава-исполнителя Шадринского межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по Курганской области "СП" от ... года по исполнительному производству -ИП должнику Администрации города Шадринска Курганской области установлен должнику новый срок для исполнения требований исполнительного документа до ... года (л.д. ...).

Из переписки Администрации г. Шадринска с Главным Управлением образования Администрации г. Шадринска усматривается, что Администрация г. Шадринска неоднократно обращалась о необходимости выделения денежных средств на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которые даны ответы об исчерпании лимитов денежных средств, предусмотренных для муниципального образования - город Шадринск на данные цели. (л.д. ...).

Согласно справке финансового отдела Администрации города Шадринска Курганской области от ... года, В соответствии с п. 14.2 ст.26.3 ФЗ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Данное полномочие передано г. Шадринску Законом Курганской области от 05.10.2007 г. № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» (п.48 ст.3). В соответствии с п.1 ст.8 (Закон Курганской области от 05.10.2007 г. № 288) финансовое обеспечение данного полномочия осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области. Решением Шадринской городской Думы от ... года «О бюджете города Шадринска на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов» в бюджете города предусмотрены ассигнования по статье «Однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» за счет средств областного бюджета в сумме ... руб. ... года состоялся открытый аукцион в электронной форме на приобретение ... жилых помещений. ... года заключен муниципальный контракт на приобретение ... жилых помещений, на сумму ... руб. ... коп. Средства из областного бюджета по статье «Однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» поступили в бюджет города Шадринска ... года, платежным поручением , в сумме ... руб. ... коп., данные средства освоены в полном объёме. ... года состоялся открытый аукцион в электронной форме на приобретение ... жилых помещений (максимальная цена контракта составляет ... руб. ... коп.). ... года заключен муниципальный контракт на приобретение ... жилых помещений, на сумму ... руб. ... коп. Средства из областного бюджета по статье «Однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» поступали в бюджет города Шадринска ... года, платежным поручением , в сумме ... руб. ... коп., данные средства освоены в полном объёме. ... года поданы заявки на размещение муниципального заказа на приобретение ... жилых помещений на вторичном рынке, на общую сумму ... руб. ... коп. ... года заключен контракт на приобретение ... жилого помещения на вторичном рынке, на сумму ... руб. ... коп. ... года заключен контракт на приобретение ... жилого помещения на вторичном рынке, на сумму ... руб. ... коп. Средства из областного бюджета по статье «Однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» поступали в бюджет города Шадринска ... года, платежным поручением № 978, в сумме ... руб. ... коп. Данные средства перечислены Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города Шадринска ... года в полном объёме. В настоящее время проводятся мероприятия по регистрации права муниципальной собственности, (л.д. ...).

Согласно справке финансового отдела Администрации города Шадринска Курганской области от ... года, В соответствии с п.14.2 ст.26.3 ФЗ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Данное полномочие передано г. Шадринску Законом Курганской области от 05.10.2007 г. № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» (п.48 ст.3). В соответствии с п.1 ст.8 (Закон Курганской области от 05.10.2007 г. № 288) финансовое обеспечение данного полномочия осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области. Решением Шадринской городской Думы от ... года «О бюджете города Шадринска на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов» в бюджете города предусмотрены ассигнования по статье «Однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» за счет средств областного бюджета в сумме ... руб. ... года состоялся открытый аукцион в электронной форме на приобретение ... жилых помещений. ... года заключен муниципальный контракт на приобретение ... жилых помещений, на сумму ... руб. ... коп. Средства из областного бюджета по статье «Однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» поступили в бюджет города Шадринска ... года, платежным поручением , в сумме ... руб. ... коп., данные средства освоены в полном объёме. ... года состоялся открытый аукцион в электронной форме на приобретение ... жилых помещений (максимальная цена контракта составляет ... руб. ... коп.). ... года заключен муниципальный контракт на приобретение ... жилых помещений, на сумму ... руб. ... коп. Средства из областного бюджета по статье «Однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» поступали в бюджет города Шадринска ... года, платежным поручением , в сумме ... руб. ... коп., данные средства освоены в полном объёме. ... года поданы заявки на размещение муниципального заказа на приобретение ... жилых помещений на вторичном рынке, на общую сумму ... руб. ... коп. ... года заключен контракт на приобретение ... жилого помещения на вторичном рынке, на сумму ... руб. ... коп. ... года заключен контракт на приобретение ... жилого помещения на вторичном рынке, на сумму ... руб. ... коп. Средства из областного бюджета по статье «Однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» поступали в бюджет города Шадринска ... года, платежным поручением , в сумме ... руб. ... коп. Данные средства перечислены Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города Шадринска ... года в полном объёме. В настоящее время проводятся мероприятия по регистрации права муниципальной собственности, (л.д. ...).

Согласно справке жилищного отдела Администрации города Шадринска Курганской области от ... года, Администрацией города Шадринска жилое помещение по договору социального найма и по договору найма специализированного жилого помещения Нохрину М.Г., ... г.р., состоящему в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования - город Шадринск в 2015 году, по состоянию на ... года под , не предоставлялось, (л.д. ...).

Вместе с тем, законодательством Российской Федерации установлено следующее.

В соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве, при этом, постановление о возбуждении исполнительного производства должно содержать срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

В силу п. 11 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшему исполнительный документ.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока на добровольное исполнение судебного акта, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 1, 2 ст. 112 Федеральный закон от 02.10.2007 года № 229-ФЗ).

В соответствии с ч. ч. 6, 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В силу ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается виновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 года № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подп. 7 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 77 и п. 1 ст. 81 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский» Российской Федерации в целом признал не противоречащей Конституции Российской Федерации возможность установления судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, и назвал исполнительский сбор мерой принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Указал на то, что эта мера является не правовосстановительной санкцией, а представляет собой санкцию штрафного характера, суть которой состоит в возложении на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Следовательно, для применения такой меры ответственности как исполнительский сбор должно быть установлено, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил. Основанием для взыскания исполнительского сбора является совокупность двух условий: неисполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для их добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин такого неисполнения.

Устанавливая меры взыскания штрафного характера, законодатель с учетом особенностей предмета регулирования может предусматривать различные формы вины и распределение бремени ее доказывания. При этом он должен соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации общие принципы юридической ответственности, которые, по существу, относятся к основам правопорядка и оказывают непосредственное влияние на конституционно-правовой статус физических и юридических лиц в Российской Федерации. По смыслу ст. ст. 49, 50, 52 и 64 Конституции Российской Федерации, наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения -один из принципов юридической ответственности.

Таким образом, при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Судом установлено, что Администрация города Шадринска Курганской области решение суда в установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства срок, не исполнила.

В связи с пропуском срока для добровольного исполнения исполнительного документа и не предоставлением должником доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в установленный 5-дневный срок, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Администрации города Шадринска Курганской области исполнительского сбора от ... года в размере 50000 рублей.

Между тем, как следует из представленных материалов, виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует. Исполнение решения Администрацией города Шадринска Курганской области возможно только после выделения необходимых денежных средств из федерального бюджета на приобретение жилых помещений.

Из указанных выше обстоятельств следует, что решение суда не было исполнено в связи с обстоятельствами, не зависящими от Администрации города Шадринска Курганской области, и вина должника в исполнительном производстве как непосредственного исполнителя, в неисполнении решения суда отсутствует.

Судом установлено, что Администрацией г. Шадринска заключены муниципальные контракты на приобретение (покупку) жилых помещений для муниципальных нужд.

Средства из областного бюджета по статье «Однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» поступали в бюджет города Шадринска ... года, платежным поручением , в сумме ... руб. ... коп. Данные средства перечислены Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города Шадринска ... года в полном объёме. В настоящее время проводятся мероприятия по регистрации права муниципальной собственности.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии уважительных причин, не позволивших Администрации г. Шадринска района Курганской области исполнить требования указанного исполнительного документа в пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда, предоставленный судебным приставом-исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства, и необходимости освобождения истца от взыскания исполнительского сбора.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Администрации города Шадринска Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации города Шадринска Курганской области удовлетворить.

Освободить Администрацию города Шадринска Курганской области от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 (пятидесяти тысяч) рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от ... года в рамках исполнительного производства -ИП.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда с подачей апелляционной жалобы через Шадринский районный суд Курганской области в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.

Судья И.С. Воронцов

2-1628/2015 ~ М-1327/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация г. Шадринска
Ответчики
ШМРО ССП
УФССП по Кург. обл.
Другие
Финасовое Управление
УФК
Нохрин Максим Геннадьевич
Суд
Шадринский районный суд Курганской области
Судья
Воронцов И.С.
Дело на сайте суда
shadrinsky--krg.sudrf.ru
21.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.07.2015Передача материалов судье
24.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2015Подготовка дела (собеседование)
07.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.09.2015Судебное заседание
17.09.2015Судебное заседание
06.10.2015Судебное заседание
12.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее