дело № 2-1706/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 мая 2017 года г.Щелково
Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Разумовской Н.Г.,
при секретаре судебного заседания Шпитальной Ю.В.,
с участием помощника военного прокурора Балашихинского гарнизона Верхового Д.А. и помощника Щелковского городского прокурора Сундуковой М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Платаного ФИО15 к Платаной ФИО16 о прекращении права пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения, взыскании солидарно задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Истец Платаный В.И., уточнив и дополнив исковые требования, обратился в Щелковский городской суд Московской области с иском к Платаной Н.Н. о прекращении права пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование требований указано, что с 16.07.1996 по 18.03.1999 года состоял на учете в улучшении жилищных условий в войсковой части № (г. <адрес> В связи с убытием к новому месту службы в войсковой часть № в п<адрес> был снят с данного учета, о чем имеется справка от 30.05.2001 года № № 15.08.2002 года на основании рапорта был внесен в списки военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии в/ч № № от 15.08.2002 года №
07.09.2005 года между ним и в№ Министерства обороны РФ был заключен договор найма № служебного жилого помещения в связи с прохождением им военной службы, на составе семьи из трех человек, в т.ч. супругу Платаную Н.Н. и ее сына ФИО8 Служебное жилое помещение было представлено в виде двухкомнатной квартиры общей площадь 67,7 кв.м. по адресу: <адрес>
30.12.2007 года ответчик, также являясь военнослужащей, обратилась в жилищную комиссию в\ч № с рапортом о восстановлении ее в списках на получение жилья. 15.01.2008 года ей было отказано. Брак между ним и ответчиком расторгнут в 2014 году. Для решения вопроса о реализации права на получение жилья истцу необходимо представить документ, подтверждающий сдачу служебного жилого помещения по указанному адресу. Ответчица проживает в данной квартире, состоит на регистрационном учете, однако никакого отношения к семье военнослужащего не имеет, добровольно сняться с регистрационного учета не желает. 17.09.2016 истец получил извещение от 11.08.2016 о распределении ему жилого помещения в собственность бесплатно, однако, для его получения ему необходимо представить в т.ч. справку о сдаче служебного жилого помещения, в котором проживает ответчик. Кроме того указал, что в указанной квартире по адресу: <адрес> зарегистрированы помимо истца ответчица, ее сын ФИО8, ФИО9, ФИО10, которыми плата за квартиру не вносится, в связи с чем имеется задолженность в сумме 95 107,37 рублей.
В силу изложенного просит суд прекратить ответчику право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, выселить ответчика из указанного жилого помещения, снять с регистрационного учета, взыскать с ответчика сумму задолженности по оплате за ЖКУ и пользование жилым помещением в размере 95 107 рублей 37 копеек солидарно.
Заявленное истцом в ходатайстве (л.д. 57) фактически являющегося пояснением по делу, требование обязать Ногинский ООО «Главное управление жилищным фондом» произвести расчет задолженности по ЖКУ с 05.08.2015 помесячно, истцом как уточнение иска в порядке ст. 39 ГПК РФ суду не предъявлялось, к производству суда, таким образом, не принималось, приобщено к делу в качестве ходатайства о привлечении к участию в деле третьего лица. В связи с чем, не заявлено суду в установленном порядке, и не рассматривается как требование.
В судебном заседании истец Платаный В.И. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
В судебном заседании ответчик Платанная Н.Н. и ее представитель, действующий на основании ордера (в деле), против иска возражали, просил в иске отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях, из которых следует, что Платаный В.И. является ненадлежащим истцом по делу, ответчица как военнослужащая не была обеспечена жильем, полагает, что солидарными должниками по ЖКУ являются и истец, и ответчик, в чью пользу взыскать задолженность просит истец неизвестно, управляющей организацией он не является, за нее таких требований также предъявлять не может, также указали, что спорное жилое помещение не отнесено к специализированному жилищному фонду, служебным не являлось.
Представитель третьего лица ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, действующий на основании доверенности (копия в деле), в судебном заседании
Представитель третьего лица «Ногинский «ООО Главное управление жилищным фондом» не явилось, извещено, судом постановлено протокольно о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав пояснения явившихся лиц, заслушав заключение представителей прокуратуры, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований частично по следующим основаниям.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года №1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации Минобороны России, в том числе осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, а при выявлении нарушений принимает меры по их устранению.
В соответствии со ст.288 Гражданского кодекса РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
В силу ст.92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
В соответствии со ст.99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Судом установлено, что военнослужащий Платанный В.И. с 16.07.1996 по 18.03.1999 года состоял на учете в улучшении жилищных условий в войсковой части № (<адрес>). В связи с убытием к новому месту службы в войсковой часть № в <адрес> был снят с данного учета, о чем имеется справка от 30.05.2001 года №.
15.08.2002 года на основании рапорта был внесен в списки военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии в/ч № от 15.08.2002 года №.
07.09.2005 года между истцом и в/ч № Министерства обороны РФ был заключен договор найма № служебного жилого помещения в связи с прохождением им военной службы, на составе семьи: истец, супруга Платаная Н.Н., ее сын ФИО8, дочь ФИО13 Служебное жилое помещение был представлено в виде двухкомнатной квартиры общей площадью 67,7 кв.м. по адресу: <адрес>
Жилой дом по указанному адресу, в котором находится спорная квартира, является собственностью РФ и закреплен на праве оперативного управления за ФГКУ «ЦТУИО Министерства обороны РФ». Указанный дом находится на территории войсковой части, после расформирования ФГУ Болшевская КЭЧ - в управлении ОАО «Славянка» с 02.08.2010 года на основании договора управления специализированным жилищным фондом Министерства обороны. С 03.08.2015 управление специализированным жилищным фондом Министерства обороны, т.ч. указанным жилым многоквартирным домом, осуществляет ООО «ГУЖФ».
В силу п.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу, и совместно проживающим с ними членам их семей.
Согласно ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и ч. 2 настоящей статьи.
В соответствии со ст.105 Жилищного кодекса РФ договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
Как указано выше, спорный жилой дом, в котором находится квартира предоставленная, закреплен за ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, относится к специализированному жилищному фонду.
<адрес> брак между сторонами расторгнут. Платаный В.И. согласно справке от 27.03.2017 года проходит службу в ВС РФ по контракту. Ответчица Платаная Н.Н. также проходила службу в ВС РФ, уволена в связи с достижением предельного возврата нахождения на службе на основании приказа командующего ж/д войсками № от 20.12.2007 года.
Согласно представленному извещению от 11.08.2016 Платаный В.И. на состав семьи он и дочь ФИО17 как военнослужащий дал согласие на распределение в его пользу жилого помещения с частичной компенсацией затрат средств федерального бюджета самим военнослужащим.
Письмом Министерства обороны РФ от 23.01.2017 года Платанному В.И. было сообщено, что для решения вопроса о предоставлении распределенного в отношении его жилого помещения по адресу: <адрес> от Министерства обороны РФ, ему необходимо представить, в том числе, справку о необеспеченности (сдаче) служебного жилого помещения и также справку о сдаче служебного жилого помещения предоставленного на время службы по <адрес>
Ответчик не отрицает, что занимает данное жилое помещение. Таким образом, истец не имеет возможности получить названную справку и стать после этого обеспеченным жилым помещением по линии министерства обороны РФ в собственность в соответствии с приказом Министерства обороны РФ от 25.01.2016 года № на себя и дочь, поскольку ответчик, не являясь уже членом семьи военнослужащего, его не освобождает.
Нанимателем спорной служебной квартиры по указанному адресу является истец.
Ответчик, также являясь военнослужащей на момент предоставления служебного жилого помещения, решением жилищной комиссии в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №), совместно с членом ее семьи ФИО8, была исключена из списков военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ввиду обеспеченности жильем в <адрес>., подполковник Платаный В.И. был признан необеспеченным жилой площадью на состава семьи 1 человек.
Однако, в рамках данного спора не стоит вопрос о признании за ответчиком каких либо прав и гарантий, предоставленных законодательством РФ в отношении военнослужащих, граждан уволенных с такой службы и др. Ответчик вправе самостоятельно осуществлять защиту и реализацию своих прав. Решением жилищной комиссии еще до расторжения брака в установленном порядке ответчице как военнослужащей было отказано в праве состоять на учете военнослужащего для улучшения жилищных условий еще в 2008 года в связи наличием обеспеченности таковым в <адрес>. В соответствии с положениями ст. ст. 2, 3, 15 Федерального закона N 76-ФЗ 27.05.1998 года "О статусе военнослужащих", положениями Приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 года N 1280 "Об утверждении Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", согласно которым, к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем наряду с самим военнослужащим, относятся совместно проживающие с ним члены его семьи.
В силу ст. 3 Федерального закона N 76-ФЗ 27.05.1998 года "О статусе военнослужащих", для военнослужащих установлена единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
Этой же нормой материального права установлены правовая и социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Статьей 2 Закона предусмотрено, что к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
Согласно п. 1 статьи 15 Федерального закона государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы, и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Содержание указанной нормы права указывает на то, что члены семьи военнослужащего не обладают самостоятельным правом на обеспечение жилым помещением за счет федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, а одним из условий обеспечения военнослужащего жилым помещением с учетом членов его семьи является их совместное проживание.
Данная норма материального права корреспондирует с положениями Приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 года N 1280 "Об утверждении Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", изданного в целях организации в Вооруженных Силах Российской Федерации деятельности по реализации права на жилище военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, путем предоставления им жилых помещений по договору социального найма.
Пунктом 1 названной Инструкции предусмотрено, что для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, к которому, наряду с иными документами, прикладываются копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей - граждан Российской Федерации.
Право на получение жилых помещений от федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, имеют исключительно военнослужащие как специальные субъекты данного права. Член семьи военнослужащего является адресатом данного права при наличии совокупности условий, в числе которых законодатель определяет нуждаемость членов семьи на основании ст. 51 ЖК РФ; близкое родство; совместное проживание с военнослужащим (п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащего", ст. 31, 69, 51, 57 ЖК РФ).
Право членов семьи военнослужащего производны от права самого военнослужащего на получение жилья и при утрате такого статуса они не обладают самостоятельным правом быть обеспеченным жильем за счет средств Минобороны России.
Согласно п. 5 ст. 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.
В силу п. 4 ст. 69 ЖК РФ, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.
В силу ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Таким образом, исходя из того, что обеспечение жильем военнослужащих, уволенных из вооруженных сил РФ и обеспечение жильем военнослужащих на период прохождения службы является различным правовым вопросом, что неверно толкуется ответчиком, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что ответчица, утратив правовую связь в настоящее время с Министерством обороны, и не являясь членом семьи военнослужащего, не имеет прав на занятие служебного жилого помещения, предоставленного непосредственно истцу как его нанимателю на период прохождения военной службы.
Довод ответчика о том, что указанное жилое помещение не является служебным, и было предоставлено на основе договора социального найма не нашел своего подтверждения, крое того, отсутствие решения уполномоченного органа о включении данного жилого помещения в специализированный жилищный фонд и отнесения его к числу служебных жилых помещений в порядке, установленном п. п. 12, 15 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 N 42, пп. "м" п. 2 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", не влияет на права собственника и законного владельца этим имуществом, и не свидетельствует о наличии у ответчицы права по пользованию спорным жилым помещением на иных основаниях.
При этом, каких-либо положений, позволяющих даже в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма законодательство не содержит.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 3, 4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ) Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ)
Ответчица в трудовых отношениях в настоящее время с органами Министерства обороны РФ не состоит, в реестре военнослужащих, признанных в качестве нуждающихся в жилых помещениям для постоянного проживания не значится, была исключена в 2008 году.
Доводы ответчика о том, что истец не обладает правом на предъявление требований о прекращении права пользовании и выселении ее из данной квартиры судом отклоняются поскольку правом на предъявление иска о признании прекращенным права пользования служебным жилым помещением бывшего члена семьи нанимателя служебного жилого помещения наниматель такого помещения обладает. В данном случае занятие ответчиком спорной квартиры, пользование ею нарушает права истца как нанимателя указанной квартиры, предоставленной ему в качестве служебного жилья, поскольку, таким образом, он лишен права на получение распределенной ему ДЖО Министерства обороны РФ квартиры в <адрес>.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что в настоящее время ответчица проживает в спорном жилом помещении без законных оснований, в связи с чем, право пользования указанным жилым помещением подлежит прекращению, и ответчица выселению без предоставления другого жилого помещения.
При таких обстоятельствах исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Частью 1 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Относительно требований истца о взыскании с ответчика расходов по оплате коммунальных услуг за спорную квартиру, которые по состоянию на март 2017 год включительно составили сумму в размере 95 107,37 рублей суд находит их не подлежащими удовлетворению, поскольку до настоящего времени истец является нанимателем служебной квартиры, в силу требований жилищного законодательства обязан к внесению плату за ЖКУ и пользование квартирой, доказательств самостоятельной оплаты данной суммы долга истцом не представлено, таким образом, взыскание с ответчика названной суммы, более того, целиком, у суда правовых оснований не имеется. Также судом отмечается, что правом на уточнение требований в данной части истец не воспользовался, не уточнил, в пользу какого лица данная сумма должна быть взыскана с одного ответчика в солидарном порядке.
Таким образом, иск подлежит удовлетворению частично.
Ходатайство о возмещении и распределении судебных расходов не заявлено.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Платаного ФИО18 – удовлетворить частично.
Прекратить право пользования Платаной ФИО19 служебным жилым помещением - расположенным по адресу: <адрес>
Настоящее решение, вступившее в законную силу, о прекращении Платаной ФИО20 права пользования жилым помещением, является основанием для снятия ее с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>
Выселить Платаную ФИО21 из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
В удовлетворении исковых требований Платаного ФИО22 к Платаной ФИО23 о взыскании задолженности по коммунальным платежам – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца через Щелковский городской суд Московской области путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий
Федеральный судья Разумовская Н.Г.