РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2019 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего Сергеева Ю.С.
при секретаре Надешкиной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ельчаниновой ДВ к индивидуальному предпринимателю Бугаевой СИ об установлении факта трудовых отношений, взыскании заработной платы, компенсации отпуска и морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
истец обратился в Минусинский городской суд с иском к ИП Бугаевой С.И. об установлении факта трудовых отношений, взыскании заработной платы, компенсации отпуска и морального вреда, и о возложении обязанности по проведению платежей в ИФНС РФ, УПФР РФ и ФСС РФ.
Свои требования мотивирует тем, что с 13.11.2018 года до 20.05.2019 года работала у ответчика в кафе «Матрешка» в должности повара. Трудовой договор с истцом не заключался, отношения никак не оформлялись. Уволена истец была по инициативе работодателя. Истцу не была выплачена заработная плата за апрель в сумме 22 000 рублей и компенсация отпуска в сумме 11 000 рублей. А также ответчик не производил обязательные отчисления в налоговый орган, органы пенсионного обеспечения и социального страхования (л.д. 3, 24).
В судебном заседании истец на требованиях настаивала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, суду пояснила, что работала полную рабочую неделю поваром правильного питания с 10.00 часов до 21.00 часов с перерывами для приема пищи на 30 минут в 14.00 часов и 18.00 часов. Пятница, суббота и воскресенье были выходными, за исключением проведения кооперативов, оплата за которые производилась ответчиком отдельно.
Представитель истца поддержала позицию истца.
Ответчик в суд не явилась, о времени и месте судебного слушания была извещена надлежащим образом, уведомления о явке в суд не получает, что суд расценивает как избранную правовую позицию и определенное процессуальное поведение ответчика.
Возражений в суд ответчик не направила, против заявленных требований контрдоводы не привела, что дает основания для рассмотрения дела в отсутствии ответчика, неявку которого суд признает неуважительной.
Выслушав сторону истца и исследовав материалы гражданского дела, суд считает необходимым требования истца удовлетворить в части по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается (абзац второй статьи 15 ТК РФ).
К характерным признакам трудового правоотношения, позволяющим отграничить его от других видов правоотношений, в том числе гражданско-правового характера относятся: личный характер прав и обязанностей работника, обязанность работника выполнять определенную, заранее обусловленную трудовую функцию, выполнение трудовой функции в условиях общего труда с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, возмездный характер трудового отношения.
Таким образом, на работодателя законом возложена обязанность оформления трудовых отношений с работником. Ненадлежащее выполнение работодателем указанных обязанностей не может являться основанием для отказа в защите нарушенных трудовых прав работника.
Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, в силу ч. 2 ст. 67 ТК РФ, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.
В силу правовой позиции, отраженной в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 № 15 "О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям", доказательства отсутствия трудовых отношений должен представить работодатель.
На основании ст. 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику, производится в день увольнения работника.
В соответствии со ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Ответчик Бугаева С.И. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что следует из выписки из ЕГРИП (л.д. 8), одним из видом деятельности указано – деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО5 суду пояснила, что работала в том же кафе «Матрёшка» официанткой у ответчика совместно с истцом, которая работала поваром, заработную плату выплачивала ответчик не полностью, поэтому свидетель ушла. У свидетеля рабочий день начинался с 11.00 часов и до 21.00 часов. Повара приходили на работу пораньше.
Учитывая отсутствие возражений ответчика относительно заявленных требований, суд полагает доказанным обстоятельства работы истца у ответчика в период с 13.11.2018 года по 20.05.2019 года.
Дополнительным доказательством работы истца и свидетеля по делу ФИО5 у ИП Бугаевой С.И. является данные о том, что на основании Предписания Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Минусинске от ДД.ММ.ГГГГ были проведены исследования Центром гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае биологического материала у работников кафе «Матрешка» на шигеллы, сальмонеллы, патогенные эшерихии и наличие РНК рота-, норо, асьтровирусов. Были обследованы следующие работники кафе: ФИО6, Ельчанинова Д.В., ФИО7, ФИО8, ФИО5 (л.д. 39).
Истец просит суд взыскать заработную плату за 1 месяц работы, так как задолженности по остальным ответчик перед истцом не имеет. Сумма требований истцом указана 22 000 рублей.
Учитывая отсутствие каких-либо данных о согласовании указанной суммы в качестве ежемесячной заработной платы истца по должности повара, суд приходит к выводу о необходимости взыскания задолженности по заработной плате в пользу истца исходя из минимального размера заработной платы.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ минимальный размер оплаты труда с 01.01.2019 года составляет 11 280 рублей.
Постановлением администрации Красноярского края от 24 апреля 1992 г. № 160-г "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" с 01 апреля 1992 г. размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета Красноярского края, определен в размере 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ № 49 от 11 сентября 1995 г. в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется 30-процентная надбавка к заработной плате.
Согласно пункту 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 г. № 38-П минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда, а начисляются сверх него.
Расчет:
11 280 рублей+30%+30% = 18 048 рублей (за апрель 2019 года).
В силу положений ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Согласно ст. 115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.
В соответствии со ст. 14 Закона РФ от 19.02.1993 № 45-20-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" лицам, работающим в северных районах России, устанавливается ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 8 календарных дней, где установлен районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате.
Разрешая требования истицы о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, суд полагает, что нашел свое подтверждение факт невыплаты данной компенсации.
Как видно из дела истице за период работы (отработано полных 6 месяцев) положено 18 дней отпуска (36/12*6).
Доказательств, что отпуск предоставлялся или выплачивалась компенсация, суду не представлено.
Истец отработала у ответчика 6 месяцев (полных): с 13.11.2018 года по 20.05.2019 года.
С учетом заработной платы в месяц 18 048 рублей (1 МРОТ ежемесячно), суд с учетом положений Постановления Правительства № 922 от 24 декабря 2007 года "Об утверждении положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", определяет средний дневной заработок следующим образом: 18048/29,3 = 615,97 рублей.
Расчет компенсации:
615,97 рублей*18дней = 11 087 рублей 46 копеек.
Согласно ч. 1 ст. 4 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты перечисляют удержанные у налогоплательщика налоги в порядке, предусмотренном Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.
По смыслу главы 4 НК РФ, в том числе пункта 1 статьи 26, субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик, независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя.
Физическое лицо, в силу ч. 4 ст. 228 НК РФ, получая другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, - вправе самостоятельно исчислить и уплатить налог, исходя из сумм таких доходов.
Учитывая, что суд не является налоговым агентом, работодателем, в связи, с чем не вправе исчислить сумму НДФЛ и обязать перечислить ее в налоговый орган, ответственность за несоблюдение обязанности по уплате налога лежит на истце, как на налогоплательщике.
Поскольку судом установлен факт трудовых отношений между истцом и индивидуальным предпринимателем Бугаевой С.И., то суд приходит к выводу, что подлежат удовлетворению требования истца о возложении обязанность на ответчика произвести расчет и перечисление страховых отчислений за истца в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и налоговый орган, при этом суд учитывает, что ответчиком не производились отчисления страховых взносов и иных обязательных платежей в указанные органы и фонды.
Учитывая установленные нарушения трудовых прав истца, суд полагает обоснованными требования истца о взыскании в счет компенсации морального вреда денежной суммы. Однако размер указанной компенсации суд считает необходимым определить в сумме 3 000 рублей, а заявленный размер суд полагает чрезмерно завышенным и не соответствующим характеру установленных нарушений.
Также суд полагает необходимым на основании ст. 88 ГПК РФ взыскать в пользу местного бюджета государственную пошлину в сумме 1 674 рубля 06 копеек (1 074,06+300+300) с ответчика, так как при обращении в суд истец от уплаты государственной пошлины был освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Установить факт трудовых отношений между Ельчаниновой ДВ с индивидуального предпринимателя Бугаевой СИ в период с 13.11.2018 года по 20.05.2019 года в должности повара.
Взыскать в пользу Ельчаниновой ДВ с индивидуального предпринимателя Бугаевой СИ заработную плату за апрель 2019 года в сумме 18 048 рублей, компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 11 087 рублей 46 копеек, в счет компенсации морального вреда 3 000 рублей.
Обязать индивидуального предпринимателя Бугаеву СИ произвести расчет и перечисление страховых отчислений за Ельчанинову ДВ в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования РФ, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ, а также отчисления в МИФНС № 10 по Красноярскому краю за период: с 13.11.2018 года по 20.05.2019 года, исходя из заработной платы в месяц 18 048 рублей.
В удовлетворении остальной части требований Ельчаниновой Дианы Валерьевны отказать.
Взыскать в доход местного бюджета муниципального образования город Минусинск с индивидуального предпринимателя Бугаевой СИ государственную пошлину в сумме 1 674 рубля 06 копеек.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.
Председательствующий:
Мотивированный текст решения суда изготовлен 28 октября 2019 года.