Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-15364/2018 от 03.05.2018

Судья: Васильева Ю.О. Дело № 33а-15364/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе

председательствующего Хлопушиной Н.П.,

судей Соколовой Н.М., Брыкова И.И.,

при секретаре Горохове С.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании 23 мая 2018 г. административное дело по апелляционной жалобе Новиковой <данные изъяты> на решение Красногорского городского суда Московской области от 28 ноября 2017 г. по её административному исковому заявлению о признании незаконным постановления главы администрации Красногорского муниципального района Московской области от 23 сентября 2002 г. № 1151/9 «Об утверждении проекта корректировки Генерального плана застройки территории СНТ «Земля», расположенного по адресу: Красногорский район, у дер. Тимошкино»,

заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения представителя Новиковой К.Н. – Бесединой А.С., представителя администрации городского округа Красногорск Московской области – Марченковой Е.Н., представителя АО «Транснефть-Верхняя Волга» – Оськина Д.И., представителя ООО «Газпромтрансгаз Москва» – Долгих Ж.В., заключение прокурора Смирновой М.В.,

у с т а н о в и л а :

Новикова К.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом последующих уточнений просила признать недействующим постановление главы администрации Красногорского муниципального района Московской области от 23 сентября 2002 г. № 1151/9 «Об утверждении проекта корректировки Генерального плана застройки территории СНТ «Земля», расположенного по адресу: Красногорский район, у дер. Тимошкино», указывала на то, что является собственником земельного участка № <данные изъяты>, кадастровый номер <данные изъяты>, общая площадь <данные изъяты> кв.м, находящегося в СНТ «Земля». На данном земельном участке имеется незавершенное строительством здание, право собственности на которое Управлением Росреестра по Московской области отказано регистрировать со ссылкой, в том числе на оспариваемое постановление, не разрешающим осуществление строительства на земельном участке в связи с нахождением этого участка в зоне минимальных расстояний от магистрального газопровода. Названное постановление нарушает ее право на использование земельного участка с видом разрешенного пользования «для ведения садоводства», предусматривающего осуществление строительства объекта недвижимости.

Решением Красногорского городского суда Московской области от 28 ноября 2017 г. в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе Новикова К.Н. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, не учел, что оспариваемое постановление главы администрации Красногорского муниципального района Московской области от 23 сентября 2002 г. № 1151/9, которым утвержден корректировки Генерального плана застройки территории СНТ «Земля», является действующим нормативным правовым актом и неправомерно рассмотрел дело в по правилам главы 22 КАС РФ и без участия прокурора. Вместе с тем, допущенное нарушение судом норм процессуального права не привело к принятию неправильного решения.

Признаки нормативного правового акта приведены в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», согласно которому данный акт характеризуется его изданием в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличием в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Оспариваемый муниципальный правовой акт имеет нормативно-правовой характер, издан управомоченным органом местного самоуправления по решению вопросов местного значения (утверждение корректировки генерального плана застройки территории садоводческого некоммерческого товарищества), подлежит обязательному исполнению на части территории муниципального образования, соответственно, содержит правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений.

Процедура проверки законности нормативно-правовых актов (глава 21 КАС РФ) и индивидуально-правовых актов (глава 22 КАС РФ) существенным образом отличается.

Частью 4 статьи 213 КАС РФ установлено, что административное дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается с участием прокурора. В случае, если административное дело об оспаривании нормативного правового акта возбуждено не на основании административного искового заявления прокурора, прокурор, вступивший в судебный процесс, дает заключение по этому административному делу.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, пояснения явившихся лиц, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Частью 1 статьи 208 КАС РФ предусмотрено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 этой статьи, в полном объеме.

Согласно статье 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами. Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации (части 4 и 6).

В силу статьи 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут бытьотменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

К вопросам местного значения городского поселения относится процедура утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории (часть 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки является документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Из содержания пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что охранные зоны являются разновидностью зон с особыми условиями использования территорий, которыми устанавливаются ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности.

Обязательные требования к установлению охранных зон определяются законодательством в зависимости от вида, категории и иных характеристик объектов, для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования которых требуется установление таких зон. При этом, вне зависимости от правил определения и установления охранных зон, сведения обо всех установленных охранных зонах подлежат внесению в ЕГРН (статья 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Правовые и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определены Федеральным законом от 31 марта 1999 г. 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», согласно которому обязательность установления охранных зон объектов системы газоснабжения, а также основания определения их границ.

Статьей 90 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный участок, на котором расположен магистральный газопровод, отнесен к землям транспорта. На земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 28 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации»границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. В частности, в отношении целого ряда магистральных трубопроводов, в том числе транспортирующих газ, требования к установлению их охранных зон определяются Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго России 29 апреля 1992 г., постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 г. № 9.

Запрет на строительство зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, в отношении которых установлены охранные зоны, в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, за нарушение которого предусмотрены меры по сносу таких возводимых объектов, установлен данным Федеральным законом (статьи 28, 32 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации»).

Постановлением главы администрации Красногорского муниципального района Московской области от 23 сентября 2002 г. № 1151/9 утвержден проект корректировки Генерального плана застройки территории СНТ «Земля», расположенного по адресу: Красногорский район, у дер. Тимошкино», с размещением на территории <данные изъяты> га <данные изъяты> индивидуальных земельных участков. Проект корректировки генерального плана предполагает четыре зоны застройки в зависимости от удаленности от существующего газопровода. Так, зона, предполагающая строительство, занимает <данные изъяты> га (расстояние от газопровода диаметром <данные изъяты> мм – не менее <данные изъяты> м); вторая зона, без права застройки, – <данные изъяты> га; третья зона, с правом установки хозблоков с расстоянием между ними не менее <данные изъяты> м – <данные изъяты> га (расстояние от газопровода диаметром <данные изъяты> мм – не менее <данные изъяты> м); четвертая зона, с правом застройки садовыми домиками, с расстоянием между ними не менее <данные изъяты> м – <данные изъяты> га (расстояние от газопровода диаметром <данные изъяты> мм – не менее <данные изъяты> м). В данном постановлении указано на необходимость в соответствии с заключением Крюковского управления магистральных газопроводов произвести снос всех построек, зданий и сооружений, не предусмотренных корректировкой проекта генерального плана СНТ «Земля»; застройщикам запрещено возведение на участках временных сооружений. Копия соответствующего постановления была направлена в адрес СНТ «Земля» для сведения.

Проект планировки разрабатывался на основании постановления главы Красногорского района Московской области от 1 августа 2000 г. № 773/8, а именно, постановлением об утверждении акта выбора земельного участка (СНТ «Земля»), под размещение СНТ, схемами расположения, заключениями и выписками из протоколов о выборе земельных участков. При утверждении акта выбора участка для коллективного садоводства в 2000 году на участке, площадью <данные изъяты> га, какая-либо застройка не разрешена (т. <данные изъяты>).

Проанализировав приведенные выше нормы, судебная коллегия приходит к выводу, что суд обоснованно отказал в удовлетворении административного иска.

Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемое постановление нарушает право Новиковой К.Н. на использование земельного участка с видом разрешенного пользования «для ведения садоводства», не может повлечь признание данного постановления незаконным.

В силу статьи 32 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66- ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих, объединениях граждан» (в редакции, действовавшей на день издания оспариваемого постановления) разработка проектов организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в соответствии с установленными земельным и градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки, системой государственных градостроительных нормативов и правил. Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе приступить к использованию садовых, огородных или дачных земельных участков после выноса в натуру проекта организации и застройки территории такого объединения и утверждения общим собранием его членов (собранием уполномоченных) распределения садовых, огородных или дачных земельных участков между членами такого объединения. Проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения согласовывается с таким объединением, заказавшим данный проект, и утверждается в двухнедельный срок органом местного самоуправления, на территории которого выделен земельный участок.

Возведение строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки его территории (статья 34 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих, объединениях граждан»).

Статьей 32 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» установлено, что здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.

Пунктом 3.16 СНиП 2.05.06-85* установлено, что расстояния от оси подземных трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, состояния объектов. Для трубопровода диаметром 1200 мм минимальное расстояние до строения должно составлять 300 метров.

Такое же минимальное противопожарное расстояние установлено Сводом Правил СП 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы», согласно его пункту 7.15 противопожарное расстояние от оси газопровода диаметром 1200 мм до строения должно составлять 300 метров (таблица 4).

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что кольцевой магистральный нефтепродукт (далее – Кольцевой МНПП) был построен и введен в эксплуатацию в 1974 году, является опасным производственным объектом первого класса опасности, что подтверждается свидетельством о регистрации опасного производственного объекта А40-00450, серия АА, № 418011. В одном техническом коридоре с Кольцевым МНПП проходят магистральные газопроводы КГМО Ду1200, КРП-14 ДуЮОО, с минимальными расстояниями до застройки 250 и 300 метров. Сведения об охранной зоне внесены в государственный кадастр недвижимости и находятся в свободном доступе на публичной кадастровой карте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в разделе ЗОНТ (т. <данные изъяты>).

Принадлежащий административному истцу земельный участок находится в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, следовательно, строительство на нем жилых домов в силу действующего законодательства не предоставляется возможным.

Оспариваемое постановление от 23 сентября 2002 г. № 1151/9 «Об утверждении проекта корректировки Генерального плана застройки территории СНТ «Земля», расположенного по адресу: Красногорский район, у дер. Тимошкино»» принято главой администрации Красногорского муниципального района Московской области в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением установленной законом процедуры, не противоречит федеральному и региональному законодательству и не может рассматриваться как нарушающее права Новиковой К.Н.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, повторяют правовую позицию административного истца, выраженную в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда, которым дана надлежащая правовая оценка, подробно мотивированная в решении суда.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Красногорского городского суда Московской области от 28 ноября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Новиковой <данные изъяты> – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-15364/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Новикова К.Н.
Ответчики
Администраиция городского округа Красногорск
Другие
ПАО Газпром
УФСГРКиК по МО
СНТ Земля
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
21.05.2018Судебное заседание
23.05.2018Судебное заседание
15.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.06.2018Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее