УИД 10RS0011-01-2021-004286-68
(№ 5-2479/2021)
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
22 апреля 2021 г. г. Петрозаводск
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2021 г.
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия (Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33) Кузнецова И. А., при секретаре Аксеновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Карельского республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», ИНН №, КПП №, ОГРН №, юридический адрес: Республика <адрес>
установил:
ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 13.00 час. до 13.35 час. на <адрес> Карельское республиканское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее – КРОО ПП «КПРФ») организовало проведение публичного мероприятия в виде митинга количеством участников около 30 человек, без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия. На указанном мероприятии Ульянов Е.А., а также другие участники публично выражали мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, а именно высказывались против пенсионной реформы, против отмены ужинов в детских садах, против богатых и обеспеченных чиновников, против плохой медицины, осуждали работу администрации Республики Карелия и Петрозаводского городского округа, а также обсуждали другие вопросы, тем самым публично выражали общественное мнение по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Информирования избирателей о своей деятельности со стороны Ульянова Е.А. проведено не было. При этом, уведомление Ульянова Е.А. о проведении ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> час. на <адрес> публичного мероприятия в форме встречи депутата с избирателями уполномоченными органами согласовано не было. Уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> публичного мероприятия в форме митинга в уполномоченные органы в установленном законом порядке не подавалось.
В судебное заседание законный представитель КРОО ПП «КПРФ» Ульянов Е.В. не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Защитник КРОО ПП «КПРФ» Андруневич С.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании вину юридического лица в совершении административного правонарушения не признал, полагал, что отсутствует состав административного правонарушения.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, старший инспектор отдела ИАЗ УМВД России по г.Петрозаводску Белостоцкий Д.С. в судебном заседании поддержал составленный протокол об административном правонарушении.
Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы настоящего дела об административном правонарушении и материалы дела №, просмотрев видеозаписи, судья приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», порядок обеспечения реализации вышеуказанного конституционного права граждан регламентирован Федеральным законом от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», которым предусмотрен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, позволяющий органам власти принять разумные и необходимые меры для реализации конституционного права граждан на проведение публичного мероприятия в условиях, обеспечивающих соблюдение интересов государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц. В целях осуществления права на проведение публичного мероприятия в указанных условиях Закон о публичных мероприятиях устанавливает возможность проведения согласительных процедур между организаторами публичных мероприятий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, направленных на определение места, времени, формы и иных условий проведения публичных мероприятий, отвечающих достижению законной цели планируемого публичного мероприятия и соблюдению интересов иных лиц, обеспечению общественного порядка и безопасности.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
В силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» митинг – это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия – это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия обязан: подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия не вправе его проводить, если он не подал в срок уведомление о проведении публичного мероприятия либо не принял направленное ему органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления обоснованное предложение об изменении места и (или) времени (а в случае, указанном в пункте 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, также о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором), и в случаях, предусмотренных частями 4, 5 и 7 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Положениями части 1 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Одним из элементов организации публичного мероприятия в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» является предварительная агитация.
В силу частей 1 и 2 статьи 10 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии. Для проведения предварительной агитации могут использоваться средства массовой информации, устные призывы, распространяться листовки, плакаты и объявления, использоваться иные не запрещенные законодательством Российской Федерации формы агитации.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.11.2017 №27-П, информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата с избирателями является самостоятельной целью публичного мероприятия в соотношении с целью свободного выражения и формирования мнений, выдвижения требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»). Поскольку эти цели содержательно разведены и не могут пересекаться, инициатива избирателей в ходе встречи с депутатом - с учетом цели ее проведения - предполагает преимущественно выражение пожеланий относительно осуществления депутатом его деятельности и деятельности представительного органа, в состав которого он входит. Соответственно (хотя прямое ограничение по перечню форм публичных мероприятий, которые могут использоваться для проведения встреч депутатов с избирателями, и отсутствует), проведение такого рода встреч возможно и оправданно лишь в форме тех публичных мероприятий, которые по своему характеру пригодны именно для информирования депутатом избирателей о своей деятельности, а также для выражения избирателями пожеланий депутату относительно его деятельности и деятельности представительного органа, в состав которого он входит; использование же специальных (по сути, упрощенных) условий проведения встреч депутатов с избирателями для реализации иных целей, включая выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики, недопустимо. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» закрепляет видовое разнообразие публичных мероприятий. Из приведенных законоположений следует, что адекватно соотносимыми с целевым назначением проведения встреч депутатов с избирателями являются лишь такие формы публичных мероприятий, как собрание и митинг, поскольку информирование депутатом избирателей о своей деятельности подразумевает разъяснительно-отчетные и диалоговые формы взаимодействия депутата и избирателей, не связанные с наглядной агитацией, движением (перемещением) или иным воздействием на органы публичной власти в целях привлечения их внимания к каким-либо проблемам и тем более не сводимые к односторонним визуальным (текстовым, изобразительным и иным подобным) формам информационного воздействия.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 13.37 час. в социальной сети «<данные изъяты>» (<данные изъяты>) на общедоступной странице «<данные изъяты>».
ДД.ММ.ГГГГ в период времени с <данные изъяты> час. до <данные изъяты> час. на <адрес> состоялось публичное мероприятие в виде митинга количеством участников около 30 человек, без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия. На данном мероприятии Ульянов Е.А., а также другие участники публично выражали мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, а именно высказывались против пенсионной реформы, против отмены ужинов в детских садах, против богатых и обеспеченных чиновников, против плохой медицины, осуждали работу администрации Республики Карелия и Петрозаводского городского округа, а также обсуждали другие вопросы, тем самым публично выражали общественное мнение по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, информирования избирателей о своей деятельности со стороны Ульянова Е.А. проведено не было.
Обстоятельства правонарушения, а также виновность КРОО ПП «КПРФ» в совершении инкриминируемого административного правонарушения подтверждаются совокупностью исследованных доказательств: протоколом об административном правонарушении, составленным в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и существенных недостатков не имеющим, выпиской из ЕГРЮЛ, рапортами сотрудников полиции, скриншотами страниц Интернет-ресурса <данные изъяты>, рапортом осмотра сетевого ресурса, агитационной листовкой, уведомлением о проведении публичного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ, письмами администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, письмами Государственного комитета по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, официальным предостережением от ДД.ММ.ГГГГ, материалами видеозаписи с места совершения административного правонарушения, другими материалами дела.
Оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, принимая во внимание, то обстоятельство, что никакие доказательства не имеют заранее установленную силу, судья приходит к выводу, что по делу имеется достаточно доказательств вины КРОО ПП «КПРФ» в инкриминируемом правонарушении и квалифицирует его действия по части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – организация публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.
Вопреки доводам защитника КРОО ПП «КПРФ» является надлежащим субъектом административного правонарушения. В силу разъяснений, содержащихся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в соответствии с частью 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Доводы защитника о том, что протокол об административном правонарушении не был составлен незамедлительно, также не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения. В силу разъяснений, содержащихся в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
Обстоятельств, установленных статьей 2.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исключающих административную ответственность, по делу не установлено.
Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
При определении вида и размера административного наказания судья учитывает характер совершенного правонарушения, степень вины нарушителя, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, приходит к выводу о назначении наказания в виде административного штрафа в минимальном размере - 70000 руб., полагая, что штраф в указанном размере соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечит достижение целей административного наказания, предусмотренных статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
признать Карельское республиканское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 70000 (Семидесяти тысяч) рублей.
Административный штраф уплачивается не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: номер счета получателя платежа 03100643000000010600 в Отделении - НБ Республика Карелия Банка России, получатель: Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (УМВД России по г.Петрозаводску), ИНН 1001041280, КПП 100101001, БИК 018602104, ОКТМО 86701000, кор.счет 40102810945370000073, код бюджетной классификации (КБК) 18811601201019000140,УИН (назначение платежа) 18880410210120003430, постановление №5-2479/2021.
Копию квитанции об уплате административного штрафа представить в Петрозаводский городской суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Красная, д.33, каб.100).
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления в Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, д.27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Красная, д.33).
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: 190900, г. Санкт-Петербург, ВОХ № 1413, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья И.А. Кузнецова