Решение по делу № 2-3714/2015 ~ М-3648/2015 от 12.10.2015

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 декабря 2015 года      г. Иркутск

    Иркутский районный суд Иркутской области в составе

председательствующего судьи Коткиной О.П., при секретаре Кампо К.В.,

с участием помощника прокурора Иркутского района Попова А.Б.,

представителя Управления Росприроднадзора по Иркутской области Бадлуева П.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3714/2015 по исковому заявлению Прокурора Иркутского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Капитель» о возложении обязанности произвести перерасчет и осуществить плату за негативное воздействие на окружающую среду,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Иркутского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Капитель», просит обязать ООО «Капитель» (ИНН ....) произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2014 год и предоставить данный расчет в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу; обязать ООО «Капитель» (ИНН ....) произвести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2014 год в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что в соответствии с Письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) от 12.02.2007 г. № 04-09/170 плательщики по окончании каждого отчетного периода (квартала) обязаны представлять в территориальные органы Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме и в порядке, установленном действующим законодательством.

По информации, предоставленной Управлением Росприроднадзора по Иркутской области от 18.09.2015 № 3/07-4701, ООО «Капитель» (ИНН ....) расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2014 год не произведен, что влечет за собой невозможность определения суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду и, как следствие, не поступление денежных средств в бюджет Российской Федерации и Иркутской области.

В соответствии с положениями Федерального закона от 02.12.2013г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» плата за негативное воздействие на окружающую среду является источником доходов бюджета Российской Федерации.

Поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду должна быть внесена после произведенного ООО «Капитель» расчета такой платы и его представления в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области, своим бездействием, выразившемся в том, что организация не произвела расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, не произвела плату за негативное воздействие на окружающую среду, нарушены интересы Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «Иркутский район». Нарушение данных интересов заключается в том, что бюджеты Российской Федерации, Иркутской области и муниципального образования «Иркутский район» не дополучают суммы, являющиеся статьей формирования соответствующих бюджетов.

В связи с чем, Российская Федерация, Иркутская область и муниципальное образование «Иркутский район» не имеют возможности направлять данные денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды, выполнение природоохранных мероприятий. Кроме того, бездействие по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и, как следствие, ее невнесение является, также, нарушением требований федерального законодательства, предписывающего обязательность внесения данной платы.

Исковое заявление подано, также, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, осуществляя размещение отходов производства и потребления, ООО «Капитель» оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Не производя расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и не внося такую плату, ответчик препятствует реализации таких принципов охраны окружающей среды, как обеспечение благоприятных условий деятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, чем нарушает права граждан, предусмотренные статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

В судебном заседании помощник прокурора Иркутского района Попов А.Б. заявленные исковые требования поддержал по доводам иска.

Представитель ответчика ООО «Капитель» в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суд в известность не поставил, документов, подтверждающих уважительность причин неявки, не представил.

Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора в Иркутской области Бадлуев П.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал требования прокурора Иркутского района, считая их законными и обоснованными.

Учитывая согласие истца, суд считает возможным, рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства, согласно ст. ст. 233-238 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Суд, исследовав письменные доказательства, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к выводу, что исковое заявление следует удовлетворить по следующим основаниям.

В силу ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре.

Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу экологическим правонарушением.

Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В силу статьи 28 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», статьи 23 Федерального закона от 24.06.98 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду это индивидуально-возмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц во исполнение их обязательства (обязанности) по компенсации негативного воздействия на окружающую среду, производимого в результате хозяйственной или иной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

В соответствии с Письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) от 12.02.2007 г. № 04-09/170 плательщики по окончании каждого отчетного периода (квартала) обязаны представлять в территориальные органы Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме и в порядке, установленном действующим законодательством.

Из содержания Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 г. № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» следует, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду.

Плательщик производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения каждого стационарного объекта негативного воздействия, каждого объекта размещения отходов. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» настоящий Порядок распространяется на предприятия, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Пунктом 9 указанного постановления установлено, что расчет предоставляется в сроки, установленные территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов.

В настоящее время в Российской Федерации указанные сроки регулируются положениями действующего приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Пунктами 2, 3 приложения № 2 данного приказа установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

В соответствии с Постановлением Правительства от 13.09.2010 г. № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. № 400, дополнено подпункт 5.5.10 о ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух.

Установлено, что ООО «Капитель» (ИНН ....) расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2014 год не произведен, что влечет за собой невозможность определения суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду и, как следствие, не поступление денежных средств в бюджет Российской Федерации и Иркутской области.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду является источником доходов бюджета Российской Федерации, в соответствии с положениями Федерального закона от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

Из положений постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. № 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» следует, что плата за негативное воздействие на окружающую среду является источником доходов бюджета субъектов Российской Федерации.

В силу ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации плата за негативное воздействие подлежит зачислению в федеральный бюджет по нормативу 20 процентов; в бюджет Иркутской области - по нормативу 40 процентов; в бюджет муниципального образования «город Иркутск» - по нормативу 40 процентов.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» атмосферный воздух является объектом охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. К основным принципам охраны окружающей среды, в соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона, в частности, относятся: платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду.

Бездействием ответчика нарушены интересы Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск», нарушение данных интересов заключается в том, что бюджеты Российской Федерации, Иркутской области и муниципального образования «город Иркутск» не дополучают суммы, являющиеся статьей формирования соответствующих бюджетов. В связи с чем, Российская Федерация, Иркутская область и муниципальное образование «город Иркутск» не имеют возможности направлять данные денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды, выполнение природоохранных мероприятий. Кроме того, бездействие по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и, как следствие, ее невнесение является, также, нарушением требований федерального законодательства, предписывающего обязательность внесения данной платы.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право па благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Осуществляя размещение отходов производства и потребления, ООО «Капитель» оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Учитывая, что ответчик по существу заявленных требований суду своих возражений не представил, суд основывает свои выводы на доводах истца, письменных доказательствах, исследованных в судебном заседании.

При установленных обстоятельствах, исследовав материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, и с учетом приведенных выше норм действующего законодательства, суд приходит к выводу, что исковые требования Прокурора Иркутского района к ООО «Капитель» о возложении обязанности произвести перерасчет и осуществить плату за негативное воздействие на окружающую среду основаны на законе и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст.194-199, 233-237 ГПК РФ, судья,

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Иркутского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Капитель» о возложении обязанности произвести перерасчет и осуществить плату за негативное воздействие на окружающую среду удовлетворить.

Обязать ООО «Капитель» (ИНН ....) произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2014 год и предоставить данный расчет в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать ООО «Капитель» (ИНН ....) произвести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2014 год в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья:                                 О.П. Коткина     .

.

.

.

                                

2-3714/2015 ~ М-3648/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Иркутского района
Ответчики
ООО "Капитель"
Суд
Иркутский районный суд Иркутской области
Судья
Коткина О.П.
Дело на сайте суда
irkutsky--irk.sudrf.ru
12.10.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.10.2015Передача материалов судье
16.10.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.10.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.12.2015Судебное заседание
01.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2015Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
11.02.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее