Дело №2-476/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 февраля 2012 года Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Чернышовой Р.В.,
при секретаре Ярополовой Н.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Верхоланцевой Татьяны Владимировны к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Канская центральная городская больница» о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Верхоланцева Т.В. обратилась в суд с иском к МБУЗ «Канская центральная городская больница» о взыскании компенсации морального вреда. Свои требования мотивировала тем, что со ДД.ММ.ГГГГ она работает в МБУЗ «Канская центральная городская больница» в должности младшей медицинской сестры по уходу за больными. ДД.ММ.ГГГГ истец пришла на работу, где в комнате медицинского персонала увидела на подоконнике свою медицинскую карту в развернутом и помятом состоянии. В результате ее обращения ДД.ММ.ГГГГ с письменным заявлением к главному врачу с целью выяснения причин оставления медицинской карты в месте, доступном для окружающих, а также ДД.ММ.ГГГГ после обращения в Канскую межрайонную прокуратуру с заявлением о нарушении трудового законодательства и законодательства РФ об охране здоровья граждан, было установлено, что старшей медицинской сестрой Бондарчук О.В. ее медицинская карта была оставлена на посту приемного покоя. В результате неисполнения сотрудником медицинского учреждения МБУЗ «Канская ЦГБ» Бондарчук О.В. своих должностных обязанностей по надлежащему хранению медицинской карты, к сведениям, содержащимся в ее медицинской карте, был доступ третьих лиц. Просит взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.
В судебном заседании истец Верхоланцева Т.В. поддержала свои требования, изложенные в исковом заявлении, дополнительно пояснив суду, что в результате разглашения сведений, составляющих врачебную тайну она испытывает нравственные страдания, чувство беспокойства, тревоги, волнения из-за того, что о состоянии ее здоровья стало известно работникам больницы, в которой она работает. Расстраиваясь, она плачет, переживает до настоящего времени. Сотрудники больницы не садятся рядом с ней во время приема пищи, сторонятся ее. Поскольку медицинская книжка лежала открытой на подоконнике, диагноз ее заболевания, занесенный в данную книжку, могли увидеть студенты, проходящие практику в больнице, строители, производящие в учреждении ремонтные работы. Тайну о своем заболевании она хранила на протяжении 8 лет. При трудоустройстве в Канскую ЦГБ ее заверили, что медицинская книжка всегда хранится у старшей медицинской сестры и получить ее на руки может только она, Верхоланцева. Считает, что старшая медсестра испытывает к ней неприязнь, и совершила данный поступок умышленно. Разглашение врачебной тайны допустила Бондарчук О.В., а поскольку она является работником Канской центральной городской больницы, и сделала это при исполнении своих должностных обязанностей, то исковые требования заявлены к юридическому лицу Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Канская центральная городская больница».
Представитель ответчика Воронин С.А., действующий на основании доверенности, иск признал частично, пояснив суду, что факт разглашения врачебной тайны старшей медсестрой МБУЗ «Канская центральная городская больница» Бондарчук О.В. не оспаривает. Из письменных объяснений последней следует, что она ДД.ММ.ГГГГ оставила дежурным медсестрам по отделениям санитарные книжки сотрудников взрослого инфекционного и детского отделений, а также приемного покоя, в том числе Верхоланцевой Т.В. для прохождения медосмотра с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Верхоланцева Т.В., выйдя утром на смену, забрала свою книжку с медицинского поста приемного покоя, где доступ возможен только для медсестер, санитарок и врача приемного покоя. По данному факту Канская межрайонная прокуратура вынесла представление в адрес Канской ЦГБ. ДД.ММ.ГГГГ представление рассмотрено в присутствии прокурора. Старшей медицинской сестре взрослого инфекционного отделения за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей объявлен выговор, и указано впредь выдавать санитарные книжки медицинским работникам лично в руки. Указано заведующей взрослым инфекционным отделением, зам.главного врача по кадрам усилить контроль за подчиненными работниками. Просит суд определить компенсацию морального вреда с учетом соразмерности и справедливости, снизить ее размер, принять во внимание, что ответчик является Муниципальным бюджетным учреждением, и не располагает такими денежными средствами.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы, суд считает, что иск подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 23, ч.1 ст. 24 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, если
вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;
вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;
вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;
в иных случаях, предусмотренных законом.
В иных случаях моральный вред подлежит доказыванию в порядке статьи 56 ГПК РФ. Согласно названной статьи каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.
Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну.
С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях.
Случаи предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя четко определены законом.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, № 10 (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ № 6) суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшем нравственных и физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные и физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. Моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с раскрытием врачебной тайны.
Обязательство по компенсации морального вреда возникает при наличии:1) страданий, т.е. морального вреда как последствия нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага;
2) неправомерного действия (бездействия) причинителя вреда;
3) причинной связи между неправомерным действием и моральным вредом;
4). одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя.
Размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных и физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимание обстоятельств. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Как достоверно установлено в судебном заседании, истец Верхоланцева Т.В. состоит в трудовых отношениях в соответствии с трудовым договором № 1282 от ДД.ММ.ГГГГ с МБУЗ «Центральная городская больница», работает младшей медицинской сестрой по уходу за больными (л.д. 7,8). Она проходила обследование в учреждении в январе 2011 года, имеет диагноз «гепатит С», отраженный в личной медицинской книжке, то есть сведения о диагнозе Верхоланцевой Т.В., полученные при обследовании в учреждении, составляют врачебную тайну.
У старшей медицинской сестры взрослого инфекционного отделения МБУЗ «Центральная городская больница» Бондарчук О.В. хранились личные медицинские книжки младших медицинских сестер, в том числе и Верхоланцевой Т.В. ДД.ММ.ГГГГ старшая медсестра личную медицинскую книжку истицы оставила на медицинском посту в приемном покое, где к ней был возможен доступ третьих лиц. При этом, Верхоланцева Т.В. своего согласия на передачу сведений о своем диагнозе другим гражданам не давала. Из письменных объяснений Бондарчук О.В. на имя главного врача Канской ЦГБ и на имя Канского межрайонного прокурора следует, что она ДД.ММ.ГГГГ оставила дежурным медсестрам по отделениям санитарные книжки сотрудников взрослого инфекционного и детского отделений, а также приемного покоя, в том числе Верхоланцевой Т.В. для прохождения медосмотра с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Верхоланцева Т.В., выйдя утром на смену, забрала свою книжку с медицинского поста приемного покоя, где доступ возможен только для медсестер, санитарок и врача приемного покоя.
По данному факту, по заявлению Верхоланцевой Т.В., Канской межрайонной прокуратурой была проведена проверка, главному врачу МБУЗ «Канская ЦГБ» вынесено представление о недопущении подобного впредь, привлечении старшей медицинской сестры Бондарчук О.В. к дисциплинарной ответственности, что подтверждается ответом Канской межрайпрокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-14), а также копией представления от ДД.ММ.ГГГГ
Приказом главного врача МБУЗ «Канская ЦГБ» Шиповалова В.А. от ДД.ММ.ГГГГ № 135-лс за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей (оставление медицинской книжки Верхоланцевой Т.В. на посту приемного покоя, где к ней возможен доступ третьих лиц, в результате чего произошла передача сведений о диагнозе) старшей медицинской сестре Бондарчук О.В. объявлен выговор.
Согласно п.6 ст. 34 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» порядок выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.
В соответствии с Приказом Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» - личная медицинская книжка должна храниться у администрации организации и может быть выдана работнику по его требованию.
Таким образом, сведения о диагнозе, указанные в личной медицинской книжке Верхоланцевой Т.В., являются врачебной тайной. Данная книжка должна была быть выдана старшей медицинской сестрой только лично в руки истице. Но, как установлено в судебном заседании и не опровергается ответчиком, санитарная книжка Верхоланцевой Т.В. пролежала на медицинском посту приемного покоя с 19 по ДД.ММ.ГГГГ, при этом возможность открыть ее и прочитать сведения о диагнозе была у медсестер, санитарок, врачей приемного покоя, а также иных третьих лиц.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, а также материалы надзорного производства Каннской межрайпрокуратуры, суд считает, что вина ответчика МБУЗ «Канская центральная городская больница» в причинении нравственных страданий Верхоланцевой Т.В. в судебном заседании установлена. Разглашение врачебной тайны допущено работником данного учреждения - старшей медицинской сестрой взрослого инфекционного отделения Бондарчук О.В. В соответствии с ч.1 ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Суд соглашается с тем, что Верхоланцева Т.В. испытывала нравственные страдания и испытывает их по настоящее время в связи с тем, что врачебная тайна, которую истица хранила в течение 8 лет, раскрылась по вине работника инфекционного отделения Канской городской больницы, в чьи обязанности входит хранение личных медицинских книжек сотрудников. Она переживает, испытывает чувство беспокойства и тревоги в связи с тем, что об ее тайне стало известно не только по месту ее работы, но может стать известным ее родственникам и знакомым.
Таким образом, в результате виновных действий ответчика, заключающихся в ненадлежащем исполнении работником ответчика своих трудовых обязанностей по хранению медицинских книжек, к сведениям составляющих врачебную тайну, был доступ третьих лиц. Суд считает, что действиями ответчика истцу действительно причинен моральный вред, который подлежит компенсации, но в разумных пределах и с учетом степени вины ответчика и обстоятельств причинения вреда.
Заявляя о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 100000 рублей, Верхоланцева Т.В. ссылается на то, что испытывает нравственные и физические страдания, поскольку полагает, что об ее тайне стало известно всем работникам отделения ЦГБ, и по этой причине они изменили к ней отношение и отказываются рядом с ней принимать пищу. Ответчик же в суде пояснил, что данные доводы истцом не доказаны, кроме того, считает, что о заболевании истца стало известно работникам больницы только после того, как Верхоланцева Т.В. обратилась с жалобой к главному врачу ЦГБ, с жалобой в Канскую прокуратуру, тем самым сама спровоцировала сложившуюся ситуацию.
При определении размера суммы компенсации морального вреда, оценив показания сторон в судебном заседании, установив обстоятельства, при которых произошло разглашение врачебной тайны, суд считает, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что Верхоланцева Т.В. увидела санитарную книжку в приемном отделении, лежащей на подоконнике в открытом виде. Также голословны ее утверждения о том, что ее коллеги по работе изменили к ней отношение и стали относиться к ней по другому именно с ДД.ММ.ГГГГ.
Решая вопрос о размере суммы морального вреда, суд принимает во внимание, что Канской межрайонной прокуратурой проводилась проверка по заявлению Верхоланцевой Т.В., главному врачу МБУЗ «Канская ЦГБ» вынесено представление о недопущении подобного впредь, привлечении старшей медицинской сестры Бондарчук О.В. к дисциплинарной ответственности. Приказом главного врача за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей старшей медицинской сестре Бондарчук О.В. объявлен выговор. В судебном заседании представитель ответчика Воронин С.А. принес извинения Верхоланцевой Т.В. от имени МБУЗ «Канская ЦГБ» за действия своего работника, старшей медицинской сестры Бондарчук О.В. Истица приняла извинения.
Суд считает разумным и справедливым в счет компенсации морального вреда взыскать с ответчика в пользу истца 12.000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Верхоланцевой Татьяны Владимировны удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Канская центральная городская больница» в пользу Верхоланцевой Татьяны Владимировны компенсацию морального вреда в размере 12000 рублей.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.
Судья Чернышова Р.В.