Дело № 10RS0011-01-2020-015352-28 (2а-7849/2020)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22.12.2020 г. Петрозаводск
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
в составе судьи |
Е.В. Лазаревой | |
при секретаре |
А.А. Куценко |
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Петрозаводску к Лукиной Наталье Владимировне о взыскании обязательных платежей,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску (далее – административный истец, Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Лукиной Наталье Владимировне (далее – административный ответчик, налогоплательщик) о взыскании обязательных платежей в общей сумме 9546,54 руб.
Требования мотивированы тем, что в 2015 году за административным ответчиком были зарегистрированы транспортные средства, однако налогоплательщик не в полном объеме исполнил обязанность по уплате транспортного налога за указанный налоговый период, в связи с чем образовалась недоимка в размере 540 руб., на которую, за период 02.12.2016-08.02.2017. начислены пени в размере12,42 руб.,
обязанность по уплате которых не была исполнена налогоплательщиком согласно выставленному требованию № 5734 со сроком исполнения до 22.03.2017.
Также административный ответчик с 14.01.2011 по 03.03.2017 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП, и в силу положений ч. 1 ст. 18, п. 2 ч. 1 ст. 5, ст. 14 и ст. 16 Федерального закона от 24.07.20109 № 212-ФЗ, ст.ст. 45, 419, подп.1,2 п. 1 ст. 430, пп.1,2 ст. 432 НК РФ являлся плательщиком страховых взносов. Указанная обязанность за 2016, 2017 годы административным ответчиком исполнена не была, в связи с чем образовалась недоимка:
по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) за 2016 г в размере 3796,85 руб. и пени в размере 899,85 руб., в том числе: 480,46 руб. - на недоимку по взносам на ОМС за 2014 г, начисленные за период 25.02.2015-01.06.2016; 160,99 руб. – на недоимку по взносам на ОМС за 2015 г, начисленные за период 01.03.2016-29.06.2016,; 258,31 руб.- на недоимку по взносам на ОМС, начисленных за период 10.01.2017-11.08.2017;
обязанность по уплате которых не была исполнена налогоплательщиком согласно выставленному требованию № 101379 со сроком исполнения до 25.09.2017.
по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее- ОПС) за 2017 г в размере 4088,77 руб. и пени, начисленные за период 19.03.2017-11.08.2017 в размере 208,80 руб.,
обязанность по уплате которых не была исполнена налогоплательщиком согласно выставленному требованию № 104322 со сроком исполнения до 19.09.2017.
Помимо требований о взыскании вышеназванных обязательных платежей, административным истцом испрашивается о восстановлении срока на подачу административного иска, как пропущенного по уважительным причинам, к которым относятся интересы государства, необходимость предоставления плательщику достаточного срока для погашения имеющейся задолженности, соблюдение интересов плательщика при решении вопросов о назначении страховой пенсии.
Стороны, надлежаще извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебном заседании участия не принимали.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что налогоплательщик в 2015 г являлся собственником транспортного средства № 1, государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя 90 л.с. – с 12.02.2010 по настоящее время.
В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), ответчик был обязан уплатить транспортный налог в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть за 2015 г – до 01.12.2016 включительно.
О необходимости уплатить налога налогоплательщик был уведомлен направлявшимся в его адрес заказным письмом налоговым уведомлением № 89467109 от 05.08.2016, которое в силу п. 4 ст. 52 НК РФ считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Направленным заказным письмом Инспекцией по месту регистрации налогоплательщика требованием от 09.02.2017, которое в силу п. 6 ст. 69 НК РФ считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма, административному ответчику предложено в срок до 22.03.2017 уплатить недоимку по транспортному налогу в сумме540 руб., а также пени в сумме 12,42 руб.
Также судом установлено, что с 13.10.2016 по 03.03.2017 административный ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.
В силу взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 18, п. 2 ч. 1 ст. 5, ст. 14 и ст. 16 Федерального закона от 24.07.20109 № 212-ФЗ, ст.ст. 45, 419, подп.1,2 п. 1 ст. 430, пп.1,2 ст. 432 НК РФ на административного ответчика возлагалась обязанность уплатить не позднее 31 декабря текущего календарного года страховые взносы на ОПС и ОМС.
В связи с неисполнением установленной обязанности по уплате взносов на ОМС за 2016 г, налогоплательщику заказным письмом по месту его регистрации было направлено требование, которые в силу п. 6 ст. 69 НК РФ считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма, от 11.08.2017 № 101379 (далее – требование от 11.08.2017), с предложением уплатить в срок до 25.09.2017 недоимку по страховым взносам на ОМС за 2016 г в размере 3796,85 руб., а также пени в размере 899,76 руб., в том числе начисленные на недоимки по взносам на ОМС за 2014, 2015 годы.
Также, в связи с неисполнением установленной обязанности по уплате взносов на ОПС за 2017 г, налогоплательщику заказным письмом по месту его регистрации было направлено требование, которые в силу п. 6 ст. 69 НК РФ считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма, от 30.08.2017 № 104322 (далее – требование от 30.08.2017), с предложением уплатить в срок до 19.09.2017 недоимку по страховым взносам на ОПС за 2017 г в размере 4088,71 руб. и пени на нее в размере 208,80 руб.
Учитывая вышеизложенное, положения ст. 48 НК РФ, Инспекции надлежало обратиться в суд для взыскания недоимки и пени по требованиям от 09.02.2017 и 11.08.2017 - не позднее 25.03.2018, по требованию от 30.08.2017 (сумма налога и пени более 3000 рублей) – не позднее 19.03.2018, однако заявление о вынесении судебного приказа по всем указанным требованиям, в принятии которого было отказано в связи с пропуском срока, было предъявлено налоговым органом лишь 05.08.2020.
С настоящим административным иском налоговый орган обратился 26.11.2020.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
Применительно к взаимосвязанным положениям ч. 2 ст. 286, ч. 6 ст. 289 КАС РФ проверяя при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления о взыскании испрашиваемой задолженности уважительность причин пропуска срока на его подачу, суд отмечает, что таковых Инспекцией не указано.
К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.
Не проявление таковой, в том числе, вследствие необходимости согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), загруженность налогового органа, а также иные внутренние организационные причины, зависящие только и исключительно от действий налогового органа, его сотрудников, а также лиц, находящихся в его подчинении (в том числе, вследствие служебных и процессуальных недочетов, допущенных при исполнении ими своих должностных обязанностей), повлекших несвоевременную подачу заявления, не могут являться основанием для восстановления пропущенного процессуального срока.
Указанные в административном иске причины не могут являться основанием для восстановления столь значительно (почти 2 года) пропущенного срока в свете абз. 4 п. 2 ст. 48 НК РФ, ч. 6 ст. 289 КАС РФ, поскольку не являются уважительными.
Сам по себе факт обращения в защиту интересов публично-правовых образований не может свидетельствовать об уважительности причин пропуска срока на обращения в суд.
Восстановление пропущенного срока по данному основанию влечет нарушение принципа равенства всех перед законом и судом, установленного п. 2 ст. 6, ст. 8 КАС РФ, в силу которого суд обеспечивает равную судебную защиту прав, свобод и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.
С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для восстановления пропущенного срока на подачу настоящего административного искового заявления, поскольку указываемые административным истцом обстоятельства, вследствие которых срок был пропущен, возникли только и исключительно в результате недолжной организации работы налогового органа, а равно ошибок, допущенных только и исключительно его сотрудниками, которые не могут быть признаны в качестве обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока на предъявления административного искового заявления в суд и, как следствие, для возложения на административного ответчика соответствующих негативных правовых последствий.
Установленное судом является основанием для отказа в восстановлении пропущенного срока и, как следствие, в удовлетворении требований о взыскании обязательных платежей, учитывая отсутствие возможности начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание (определение Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 422-О).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и пени.
Руководствуясь ст.ст. 111, 175-180, 286, 289-298 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Е.В. Лазарева
Решение в окончательной форме принято 23.12.2020
Срок подачи апелляционной жалобы – до 25.01.2021 включительно.