Дело № 2-321/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 апреля 2020 года г. Орёл
Советский районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Лигус О.В.,
при секретаре Леоновой Ю.И., помощник судьи Исайкиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Коровина ФИО5 к администрации г. Орла и Управлению муниципального имущества и землепользования администрации города Орла о признании распоряжения от ДД.ММ.ГГ №***-М незаконным, возложении обязанности по выплате премии и взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Коровин А.Я обратился в суд с иском к администрации г. Орла, Управлению муниципального имущества и землепользования администрации города Орла (далее - УМИЗ) о признании распоряжения от ДД.ММ.ГГ №***-№*** незаконным, возложении обязанности по выплате премии и взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований истец указал, что распоряжением УМИЗ №***-№*** от ДД.ММ.ГГ принято решение о невыплате ему, как руководителю муниципального унитарного предприятия «Трамвайно-троллейбусное предприятие» (далее - МУП «ТТП»), премии по результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия за ДД.ММ.ГГ
Истец считает распоряжение УМИЗ №*** от ДД.ММ.ГГ незаконным и необоснованным, нарушающим его трудовые права. Просит признать распоряжение УМИЗ от ДД.ММ.ГГ №***-№*** незаконным, признать за Коровиным А.Я. право на получение премии по итогам финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия «Трамвайно-троллейбусное предприятие» за ДД.ММ.ГГ в размере 75% должностного оклада и по итогам финансово-хозяйственной деятельности МУП «ТТП» за ДД.ММ.ГГ в размере 75% должностного оклада, обязать администрацию города Орла предпринять меры, обеспечивающие выплату указанных премий, взыскать с администрации г. Орла в пользу Коровина А.Я. компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Контрольно – счётная палата города Орла.
В судебное заседание стороны, извещенные надлежащим образом не явились, представили заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В силу статьи 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором.
Часть 1 статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и даёт понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Статьёй 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В судебном заседании установлено, что истец в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ занимал должность генерального директора МУП «ТТП».
Согласно пункту №*** указанного контракта оплата труда истца состоит из должностного оклада и вознаграждения за результаты его финансово хозяйственной деятельности. При этом премирование истца производится в соответствии с разделом V Положения о порядке и условиях оплаты труда руководителей муниципальных унитарных предприятий г. Орла, утвержденного постановлением администрации г. Орла от ДД.ММ.ГГ №***, по итогам работы за квартал.
Пунктом №*** контракта предусмотрено, что заработная плата и вознаграждение руководителю выплачивается одновременно с выплатой заработной платы всем работникам предприятия.
Дополнительным соглашением к контракту, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГ пункт №*** контракта изложен в новой редакции: заработная плата и премия руководителю выплачивается одновременно с выплатой заработной платы всем работникам предприятия. В случае наличия на предприятии просроченной задолженности перед бюджетом, внебюджетными фондами, признаков банкротства вознаграждение руководителю не выплачивается, за исключением случаев, когда причиной такового является недофинансирование или невыплата установленной дотации предприятию из городского бюджета.
Из пункта №*** Положения о порядке и условиях оплаты труда руководителей муниципальных унитарных предприятий г. Орла, утвержденного постановлением администрации г. Орла от ДД.ММ.ГГ №*** (далее – Положение), следует, что в основу определения размера оплаты труда руководителей муниципальных унитарных предприятий заложен принцип постоянной и переменной величин: должностной оклад и вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности.
Порядок премирования руководителей муниципальных предприятий за счет средств на оплату труда, относимых на себестоимость работ и услуг, и которые по объективным причинам не имеют прибыли и дотируются из городского бюджета в связи с централизованным регулированием цен (тарифов) на их продукцию, работу и услуги предусмотрен разделом №*** Положения.
В частности пунктом №*** Положения предусмотрено, что премирование руководителей предприятий в сфере транспорта за выполнение показателей работы предприятия производятся в следующем размере:
- за выполнение плана выпуска – до 20 процентов премии от заработной платы (оклада) за отработанное время;
- за выполнение плана регулярности движения – до 25 процентов премии от заработной платы (оклада) за отработанное время;
- за выполнение плана капитального ремонта - до 15 процентов премии от заработной платы (оклада) за отработанное время;
- за выполнение плана машино-часов в работе - до 15 процентов премии от заработной платы (оклада) за отработанное время;
- за снижение затрат на 1 рубль доходов по сравнению к предыдущему периоду (нарастающим итогом) с перерасчетом, учитывая индекс инфляции и централизованное изменение тарифов - до 25 процентов премии от заработной платы (оклада) за отработанное время.
В силу пункта №*** Положения премирование производится раздельно за каждый из показателей. Основанием для начисления премии являются данные бухгалтерской и статистической отчетности.
В пункте №*** Положения предусмотрено, что премирование руководителей производится поквартально. Оценка выполнения установленных показателей премирования ведется нарастающим итогом с начала года и по отношению к предыдущему кварталу. Размер премии не может превышать 100% от должностных окладов, выплаченных руководителю за отчетный квартал, с учетом фактически отработанного времени.
Согласно пунктам №*** Положения решение о выплате премии утверждается заместителем мэра г. Орла курирующим данную отрасль, на основании расчета предприятия, представленного курирующим управлением, комитетом по форме о выполнении показателей премирования, и завизированного курирующим отрасль управлением, комитетом администрации города, должностными лицами предприятия (руководитель, гл. бухгалтер).
Начисленная руководителю премия выплачивается одновременно с выплатой премий основному составу работников предприятия.
В силу п. №*** Положения премия может быть снижена за невыполнение условий контракта, уменьшения стоимости основных фондов, собственных оборотных средств, нарушения действующего законодательства, требований охраны труда и безопасности, наличие обоснованных жалоб на предоставляемые услуги, несвоевременное предоставление бухгалтерской и статистической отчетности и т.п. Снижение премии производится за тот период, в котором было допущено или выявлено данное нарушение. Общий размер снижения не может превышать 50%, за исключением случаев увольнения руководителя по инициативе администрации города в соответствии с Трудовым кодексом РФ, когда депремирование осуществляется на 100%.
Поскольку решение о выплате премии Коровину А.Я. за спорный период в установленном порядке принято не было, истец обратился в суд.
Решением Советского районного суда города Орла от ДД.ММ.ГГ по делу №*** суд обязал администрацию г. Орла предпринять меры к принятию решения по вопросу премирования Коровина ФИО6 как генерального директора муниципального унитарного предприятия «Трамвайно-троллейбусное предприятие» по итогам финансово-хозяйственной деятельности предприятия за четвертый ДД.ММ.ГГ и за ДД.ММ.ГГ поскольку признал незаконным бездействие администрации <...> по непринятию решения по вопросу премирования ФИО1 как генерального директора муниципального унитарного предприятия «Трамвайно-троллейбусное предприятие» по итогам финансово-хозяйственной деятельности предприятия за ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ
Указанным решением установлено, что поскольку дополнительное соглашение к трудовому договору в связи введением новой системы оплаты, подписано между администрацией города Орла и истцом ДД.ММ.ГГ, то премирование Коровина А.Я. за ДД.ММ.ГГ должно осуществляться в соответствии с Положением о порядке и условиях оплаты труда руководителей муниципальных унитарных предприятий г. Орла, утверждённого постановлением администрации г. Орла от ДД.ММ.ГГ №***.
Во исполнение решения суда, распоряжением УМИЗ от ДД.ММ.ГГ №*** принято решение о невыплате премии руководителю МУП «ТТП» Коровину А.Я. по итогам финансово-хозяйственной деятельности предприятия за ДД.ММ.ГГ года по тем основаниям, что в спорны период на предприятии имелась просроченная задолженность перед бюджетом, внебюджетными фондами и признаки банкротства
В соответствии с пунктом №*** контракта между администрацией города Орла и руководителем МУП «ТТП» Коровиным А.Я. от ДД.ММ.ГГ (далее - Контракт) оплата труда руководителя состоит из должностного оклада и вознаграждения за результаты его финансово-хозяйственной деятельности. Премирование руководителя производится в соответствии с разделом №*** Положения «О порядке и условиях оплаты труда руководителей муниципальных унитарных предприятий г. Орла» (далее - Положение), утверждённого постановлением администрации города Орла от ДД.ММ.ГГ №***, по итогам работы за квартал.
Пунктом №*** Контракта, в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГ предусмотрено, что: «Заработная плата и премия Руководителю выплачиваются одновременно с выплатой заработной платы всем работникам Предприятия. В случае наличия на предприятии просроченной задолженности перед бюджетом, внебюджетными фондами, признаков банкротства вознаграждение руководителю не выплачивается, за исключением случаев, когда причиной такового является недофинансирование или не выплата установленной дотации предприятию из городского бюджета».
В отчётах руководителя МУП «ТТП» ДД.ММ.ГГ года значится задолженность перед государственными внебюджетными фондами:
- ДД.ММ.ГГ - 7 млн. 643 тыс. руб.;
- ДД.ММ.ГГ - 9 млн. 859 тыс. руб.
Кредиторская задолженность МУП «ТТП» составила:
- ДД.ММ.ГГ - 57 млн.721 тыс. руб.,
- ДД.ММ.ГГ года - 70 млн. 984 тыс. руб.
В разделе №*** отчётов руководителя МУП «ТТП» «Наличие признаков банкротства» указано, что по результатам ДД.ММ.ГГ у предприятия имеется не погашенная кредиторская задолженность свыше 7 месяцев, коэффициенты ликвидности ниже нормативного, за ДД.ММ.ГГ года - не погашенная кредиторская задолженность свыше 9 месяцев, коэффициенты ликвидности ниже нормативного.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трёх месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
В силу пункта 2 статьи 6 Закона о банкротстве производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей.
В материалы дела ответчиками представлена информация финансово-экономического управления администрации г. Орла, в соответствии с которой в ДД.ММ.ГГ году из бюджета города Орла МУП «ТТП» предоставлена субсидия за перевозку льготных категорий граждан в размере 20 млн. руб., в соответствии с постановлением администрации города Орла от ДД.ММ.ГГ №*** «Об утверждении Положения о проездных билетах в городе Орле и Порядка предоставления субсидий перевозчикам, осуществляющим перевозку пассажиров по маршрутам регулярных перевозок города Орла». Задолженность по субсидированию предприятия в ДД.ММ.ГГ отсутствует, так как финансирование в полном объёме было осуществлено ДД.ММ.ГГ.
На аналогичные цели МУП «ТТП» в ДД.ММ.ГГ выделена субсидия в размере 5,7 млн. руб. Задолженность по субсидированию предприятия в ДД.ММ.ГГ года отсутствует, так как финансирование в полном объёме было осуществлено в ДД.ММ.ГГ года.
Задолженность по субсидированию муниципального заказа на осуществление перевозок по регулируемым тарифам по маршрутам регулярных перевозок за 4 ДД.ММ.ГГ также отсутствует.
Указанную информацию в своих возражениях также подтвердила Контрольно – счётная палата города Орла, которая также указала, что МУП «ТТП» регулярно получает из бюджета города Орла финансовую помощь на восстановление платёжеспособности. Так, в ДД.ММ.ГГ МУП «ТТП» получило указанную помощь в общей сумме 60 000 000 рублей, а ДД.ММ.ГГ - 70 450 000. рублей.
Таким образом, судом установлено, что по итогам финансово-хозяйственной деятельности МУП «ТТП» за ДД.ММ.ГГ года у предприятия имелась задолженность перед внебюджетными фондами и признаки банкротства. Доказательств, свидетельствующих о фактах недофинансирования или не выплат установленной дотации из городского бюджета, истцом не представлено.
Согласно справке МУП «ТТП» от ДД.ММ.ГГ премия по итогам финансово-хозяйственной деятельности МУП «ТТП» за ДД.ММ.ГГ года выплачена Коровину А.Я. в размере 50% (л.д.<...>)
При таких обстоятельствах, в соответствии с Положением «О порядке и условиях оплаты труда руководителей муниципальных унитарных предприятий г. Орла», утверждённым постановлением администрации <...> от ДД.ММ.ГГ №***, пунктом №*** Контракта с руководителем, в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГ, у ответчика имелись основания для принятия решения о депремировании Коровина А.Я
Таким образом, основания для признания незаконным распоряжения УМИЗ от ДД.ММ.ГГ №***-№*** о депремировании Коровина А.Я., отсутствуют, указанное распоряжения принято в пределах компетенции, в соответствии с Положением о порядке и условиях оплаты труда руководителей муниципальных унитарных предприятий г. Орла, утверждённого постановлением администрации г. Орла от ДД.ММ.ГГ №*** и пунктом №*** контракта между администрацией города Орла и руководителем МУП «ТТП» Коровиным А.Я. от ДД.ММ.ГГ в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГ.
В соответствии со статьёй 237 ТК РФ моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В нарушение требований статьи 56 ГПК РФ, а также требований статьи 151 ГК РФ, истцом не представлено доказательств самого факта причинения ему определённых (конкретных) нравственных и (или) физических страданий действиями ответчиков (появление какого-либо заболевания, обострение ранее имевшегося хронического заболевания, ухудшение состояния его здоровья либо общего самочувствия, бессонница и т.д.) и их причинной связи с невыплатой премии, не указаны степень и характер причинённых физических и нравственных страданий, свидетельствующих о тяжести причинённых ему страданий, не представлено доказательств причинно-следственной связи между страданиями истца и какими-либо действиями ответчика.
В отсутствие виновных действий со стороны УМИЗ и администрации города Орла и отсутствии оснований для премирования Коровина А.Я., оснований для удовлетворения требования о взыскании денежной компенсации морального вреда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Коровина ФИО7 к администрации г. Орла и Управлению муниципального имущества и землепользования администрации города Орла о признании распоряжения от ДД.ММ.ГГ №***-№*** незаконным, возложении обязанности по выплате премии и взыскании компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Судья О.В. Лигус
Решение в окончательной форме изготовлено 25.05.2020.