33-1189/2020 (2-618/2020) судья Мечетин Д.В.
62RS0004-01 -2019-004428-39
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 июня 2020 года г. Рязань
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Насоновой В.Н.,
судей Рогозиной Н.И., Споршевой С.В.
при секретаре Оспенниковой Н.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Рязанской области» на решение Советского районного суда г. Рязани от 27 февраля 2020 года, которым постановлено:
Исковые требования Воробьева Александра Александровича удовлетворить.
Взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Рязанской области» в пользу Воробьева Александра Александровича недополученную часть пенсии по выслуге лет за период с 01 января 2012 года по 31 июля 2018 года с учётом индексации в размере 618 438,07 руб.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Рогозиной Н.И., объяснения представителя ФКУ «Военный комиссариат Рязанской области» по доверенности Зубко Л.В., поддержавшей апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Воробьев А. А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Рязанской области о взыскании недополученной суммы пенсии.
В обоснование заявленных требований указал, что приказом Министра обороны Российской Федерации № от 27.09.2010 он был уволен с военной службы в запас с должности судьи Рязанского гарнизонного военного суда по состоянию здоровья. Приказом председателя Рязанского гарнизонного военного суда № от 03 февраля 2011 исключен из списков личного состава суда.
Являясь пенсионером по линии Министерства обороны РФ, с 04 февраля 2011 года по 05 августа 2018 года он получал пенсию за выслугу лет в военном комиссариате Рязанской области, причем изначально (с февраля 2011 года) пенсия выплачивалась ему из расчёта ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере 65%, а с 01 января 2012 года ответчик самостоятельно снизил размер его пенсионного обеспечения, начав применять в расчётах ежемесячную надбавку за выслугу лет в размере 30%.
В результате указанных незаконных действий ответчика, нарушающих его право на получение пенсионного обеспечения в полном объеме, ему не было доплачено 618 438 рублей 07 копеек.
Просил суд взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Рязанской области» в свою пользу невыплаченную часть пенсии по выслуге лет за период с 01 января 2012 года по 31 июля 2018 года с учётом индексации в размере 618 438 рублей 07 копеек.
Суд удовлетворил исковые требования, постановив указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Рязанской области» просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решения об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу Воробьев А.А. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Воробьев А.А. в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявлял.
На основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что приказом Министра обороны Российской Федерации по личному составу № от 27сентября
2010 года и статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы подполковник юстиции Воробьев А.А. был досрочно уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья (подпункт «б» пункта 3 статьи 51 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»), выслуга лет в календарном исчислении составила 22 года 1 месяц, в льготном исчислении - 23 года 7 месяцев.
Приказом председателя Рязанского гарнизонного военного суда № от 02 февраля
2011 года он исключен из списков личного состава военнослужащих Рязанского гарнизонного военного суда, с 03 февраля 2011 года стал замещать без переназначения государственную должность Российской Федерации - судья Рязанского гарнизонного военного суда, выслуга лет общая - 24 года, календарная - 22 года.
С 04 февраля 2011 года Воробьев А.А. является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», назначенная пенсия исчислялась исходя из должностного оклада судьи, оклада по воинскому званию и надбавки за выслугу лет в размере в размере 65 процентов.
С 01 января 2012 года исчисление пенсии производится с применением предусмотрено Федеральным законом от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» процентной надбавки за выслугу лет в размере 30 процентов.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Воробьева А.А., суд первой инстанции, учитывая, что в отношении пенсионеров из числа военных судей не могут применяться процентные надбавки за выслугу лет, установленные Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральным законом «О Следственном комитете Российской Федерации», а возможность применения при перерасчете пенсий военным судьям процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных статьей 2 Федерального закона № 306-ФЗ или статьей 2 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отсутствует, прямо исключена часть 6 статьи 12 Федерального закона № 309- ФЗ (указано на неприменение в отношении указанной категории пенсионеров частей 8 - 11 статьи 12 данного Федерального закона), пришел к выводу, что в отсутствие иного нормативного регулирования при перерасчете с 01 января 2012 года размеров пенсий военным судьям размер процентной надбавки за выслугу лет изменению не подлежал, в связи с чем, квалифицировал действия ответчика по уменьшению процентной надбавки как нарушение части 6 статьи 12 Федерального закона №309-Ф3.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, полагает, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и правильно применены к отношениям сторон положения Федерального закона от 07.11.2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Федерального закона от 08.11.2011 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
С 01 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 07.11.2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», установивший иной размер надбавки за выслугу лет при стаже от 22 до 25 лет: вместо ранее установленных 65 процентов (пункт 6 статьи 13 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции до 01.01.2012) предусмотрена надбавка 30 процентов (пункт 5 части 13 статьи 2 Федерального закона № 306-ФЗ).
Порядок применения Федерального закона № 306-ФЗ и возможность осуществления перерасчета ранее назначенных пенсий урегулированы частями 6, 8 - 9 статьи 12 Федерального закона от 08.11.2011 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которые вступили в силу 11 ноября 2011 года.
В силу части 8 статьи 12 Федерального закона № 309-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 01.01.2012 г., подлежат пересмотру с 01.01.2012 г. в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящего Федерального закона.
Часть 9 статьи 12 Федерального закона № 309-ФЗ предусматривает, что при пересмотре указанных в части 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статье 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» или статьей 2 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона). Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 01.01.2012 г.
Таким образом, по общему правилу, ранее назначенные размеры пенсий подлежали перерасчету с 01.01.2012 г. (в том числе и в части надбавки за выслугу лет).
При этом с учетом специфики правового статуса судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), а также пенсионеров из числа указанных лиц частью 6 статьи 12 Федерального закона № 309-ФЗ установлено специальное регулирование, исключающее применение при определении размеров их пенсий правил учета денежного довольствия, предусмотренных частью 2 статьи 43 и пункта «б» части 1 статьи 49 Закона РФ № 4468-1, а также положений частей 8-11 настоящей статьи.
Статьей 6 Федерального закона от 04.11.2014 г. № 342-ФЗ такое регулирование дополнено положением, уточняющим порядок определения денежного довольствия при перерасчете размеров пенсии или назначении пенсии с 01.01.2012 г. пенсионерам из числа указанных лиц в части оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет.
Так, согласно названному положению, пенсионерам из числа указанных лиц при перерасчете размеров пенсии или назначении пенсии с 01.01.2012 г., в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинскому званию в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона № 306-ФЗ и процентная надбавка за выслугу лет в размерах, установленных пунктом 1 статьи 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и части 5 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», которые Федеральным законом № 309-ФЗ не были изменены по сравнению с ранее действующей редакцией.
Таким образом, из приведенного правового регулирования следует, что, в связи с реформированием с 01.01.2012 г. системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел законодатель предусмотрел возможность перерасчета пенсий, назначенных до 01.01.2012 г. военным судьям, военнослужащим органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации. Но, если в части оклада по воинскому званию, подлежащему учету при перерасчете размеров пенсий указанным лицам, часть 6 статьи 12 Закона № 309-ФЗ содержит прямое указание на необходимость учета размеров оклада, установленных статьей 2 Федерального закона № 306-ФЗ, то относительно размера процентной надбавки за выслугу лет, подлежащей учету при перерасчете размера пенсий военным судьям (в отличие от пенсионеров из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), в указанной норме ничего не сказано.
Учитывая, что в отношении пенсионеров из числа военных судей не могут применяться процентные надбавки за выслугу лет, установленные Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральным законом «О Следственном комитете Российской Федерации», а возможность применения при перерасчете пенсий военным судьям процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных статьей 2 Федерального закона № 306-ФЗ или статьей 2 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», прямо исключена часть 6 статьи 12 Федерального закона № 309-ФЗ (указано на неприменение в отношении указанной категории пенсионеров частей 8-11 статьи 12 данного Федерального закона), судебная коллегия приходит к выводу, что в отсутствие иного нормативного регулирования при перерасчете с 01.01.2012 г. размеров пенсий военным судьям размер процентной надбавки за выслугу лет изменению не подлежал.
Указанный вывод согласуется с положениями части 6 статьи 12 Федерального закона № 309-ФЗ, согласно которым при перерасчете с 01.01.2012 г. размеров пенсий лицам из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации оклад по воинскому званию учитывается в размерах, установленных статьей 2 Федерального закона № 306-ФЗ (то есть в большем размере), а размер процентной надбавки за выслугу лет остается прежним, учитывая, что размеры процентных надбавок за выслугу лет, установленные в пункте 1 статьи 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и части 5 статьи 35 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» (к данным нормам отсылает законодатель в целях определения размеров процентной надбавки за выслугу лет при перерасчете размеров пенсий указанной категории пенсионеров), в связи с принятием Федерального закона № 309-ФЗ не изменены.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы ответчика о необходимости производить выплату надбавки за выслугу лет в размере 30 процентов со ссылкой на Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 17.02.1993 г. № 4502-1 «О некоторых вопросах реализации положений Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» судебной коллегией признаются несостоятельными.
Принимая во внимание, что пенсионеры из числа военных судей, военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации выделены законодателем в отдельную категорию, в отношении которой установлено специальное правовое регулирование (часть 6 статьи 12 Федерального закона № 309-ФЗ), уменьшение при перерасчете размеров пенсий с 01.01.2012 г. размера процентной надбавки за выслугу лет (установление ее в размере, предусмотренном статьей 2 Федерального закона № 306-ФЗ) пенсионерам из числа военных судей не только противоречит данной норме, но и ставит последних в неравное положение по отношению к пенсионерам из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, которым при перерасчете пенсии размер процентной надбавки за выслугу лет не уменьшается (остается прежним).
Такое различие в правовом положении лиц, относящихся к одной категории, недопустимо и не соответствует части 1 статьи 19, статьям 39 и 55 Конституции Российской Федерации.
При таких обстоятельствах пенсия за выслугу лет Воробьеву А.А. в части процентной надбавки ответчиком необоснованно уменьшена с 65 процентов до 30 процентов с 1 января 2012 года.
Решение суда первой инстанции об удовлетворении иска является законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы о том, что денежное довольствие военнослужащих и отдельные выплаты военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы устанавливаются Федеральным законом от 07.11.2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иная норма права, которая устанавливала бы ежемесячную надбавку за выслугу лет к окладу денежного содержания военнослужащего в размере 65 процентов отсутствует, являются несостоятельными, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что пенсии военнослужащих и членов их семей (за исключением пенсий военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и членов их семей) индексируются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» установлено, что пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9-10 настоящего Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.
В случае пересмотра ранее назначенной пенсии, связанного с повышением ее размера (при установлении более высокой группы инвалидности, увеличении выслуги лет, начислении надбавки и др.), пенсия в новом размере исчисляется из денежного довольствия, повышенного (проиндексированного) на день пересмотра с учетом пункта 8 настоящего Постановления, вместе с соответствующими надбавками, повышениями и увеличениями, определяемыми исходя из существующего на этот день расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона (пункт 15 вышеуказанного Постановления).
Как следует из материалов дела, выплачиваемая истцу пенсия за период с 01 января 2012 года по 31 июля 2018 года увеличивалась в связи с повышением должностного оклада, оклада по воинскому званию.
В соответствии с частью 2 статьи 58 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Разрешая требования Воробьева А.А. в части взыскания недополученной пенсии за период с 01 января 2012 года по 31 июля 2018 года, суд первой инстанции правомерно согласился с представленным им расчетом, который основан на правильном применении норм материального права, является арифметически верным и ответчиком в установленном порядке не оспорен.
Доводы апелляционной жалобы не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке и по существу сводятся к несогласию с оценкой судом установленных обстоятельств, иному пониманию исследованных норм материального права, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, нормы материального права применены верно, нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Рязани от 27 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Рязанской области» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи