Производство № 2-686/2021 (2-7057/2020;)
УИД 28RS0004-01-2020-009652-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 февраля 2021 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Фандеевой Г.В.,
при секретаре Быконя В.С.,
с участием представителей истца Панковой Е.В., Широбоковой О.Е., представителя ответчика ООО "Техэксплуатация" Егоровой Ж.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления жилищно – коммунального хозяйства администрации города Благовещенска к обществу с ограниченной ответственностью "Управ-Дом», обществу с ограниченной ответственностью «Евросервис», обществу с ограниченной ответственностью «Техэксплуатация» о возложении обязанности демонтировать контейнерную площадку, создать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирного дома,
установил:
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска обратилось в суд с настоящим исковым заявлением, в обоснование указав, что управление многоквартирными домами по адресу: г. Благовещенск, ул. 50 лет Октября, д. 142, 144 и ул. Пионерская, д. 147 осуществляют ООО «Управ-Дом», ООО «Евросервис» и ООО «Техэксплуатация» соответственно. Для указанных многоквартирных домов местом (площадкой) накопления ТКО определено место, сведения о котором содержатся в реестре мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования г. Благовещенска под номером 724 и расположено на земельном участке в квартале 361, государственная собственность на который не разграничена.
Однако в июле 2020 года неустановленными лицами указанная площадка накопления ТКО перенесена через ул. Раздольная и размещена вдоль ул. Пионерская возле дома № 155 на земельном участке в квартале 362, государственная собственность на который не разграничена.
Письмом от 03.07.2020 № 4012 управляющие компании были уведомлены о необходимости в срок до 18.07.2020 года оформить в установленном порядке право пользования земельным участком, на котором установлена площадка накопления ТКО под № 724 либо демонтировать указанную контейнерную площадку, расположенную на данном участке и создать контейнерные площадки в границах земельных участков, сформированных для названных многоквартирных домов.
По состоянию на 17.09.2020 года демонтаж контейнерной площадки не осуществлен, право пользования земельным участком для размещения контейнерной площадки ни собственниками помещений указанных МКД, ни управляющими организациями в установленном порядке не оформлено, соглашение по содержанию совместного места накопления ТКО между управляющими компаниями не заключено.
На основании изложенного истец просит:
1. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управ-Дом», общество с ограниченной ответственностью «Евросервис», общество с ограниченной ответственностью «Техэксплуатация» произвести демонтаж контейнерной площадки, расположенной в квартале № 362 города Благовещенска, предназначенной для сбора твердых бытовых отходов для жилых домов, расположенных по адресам: ул. 50 лет Октября, 142, 144, ул. Пионерская, д.147, в течение 50 (пятидесяти) дней с момента вступления решения суда в законную силу;
2. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управ-Дом» создать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирного *** в границах земельного участка (кадастровый номер земельного участка 28:01:020361:4), принадлежащего собственникам ТКО на праве собственности, аренды, пользования, ином предусмотренном законодательством праве, а также на основании разрешения на размещение объектов без предоставления земельного участка в течение 50 (пятидесяти) дней с момента вступления решения суда в законную силу;
3. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Евросервис» создать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирного *** в границах земельного участка (кадастровый номер земельного участка 28:01:020361:20) принадлежащего собственнику(-ам) ТКО на праве собственности, аренды, пользования, ином предусмотренном законодательством праве, а также на основании разрешения на размещение объектов без предоставления земельного участка в течение 50 (пятидесяти) дней с момента вступления решения суда в силу;
4. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Техэксплуатация» создать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирного *** в границах земельного участка (кадастровый номер земельного участка 28:01:020361:29), принадлежащего собственнику(-ам) ТКО на праве собственности, аренды, пользования, ином предусмотренном законодательством праве, а также на основании разрешения на размещение объектов без предоставления земельного участка в течение 50 (пятидесяти) дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представители истца на заявленных требованиях настаивали в полном объеме, привели доводы, аналогичные изложенным в иске, дополнительно указали, что до настоящего времени требования не исполнены, сведений о площадке в реестре и её надлежащем содержании не имеется. Управляющие компании бездействуют, мусор убирают сотрудники МКП «ГСТК». Просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Техэксплуатация» в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, указала, что в настоящий момент ими подано заявление для получения разрешения на использование площадки, рассмотрение которого происходит в течение 10 дней. Указала на необходимость увеличения срока для устранения недостатков до 90 дней, вместо указанных истцом 50 дней.
Представители ответчиков ООО «Управ-Дом», ООО «Евросервис», третьего лица администрации г. Благовещенска в судебное заседание не явились, о слушании дела извещались по правилам ст. 113, 116, п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, представитель администрации г. Благовещенска просила рассмотреть дело в отсутствие их представителя, иные лица о причинах неявки суду не сообщили, доказательств уважительности неявки не представили. При этом, судебная корреспонденция направлялась ответчику ООО «Управ-Дом» по адресу места регистрации юридического лица, которая возвращена по истечении срока хранения.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Применительно к правилам ч. 2 ст. 117 ГПК РФ, отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, п. 3 ст. 54 ГК РФ, п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, учитывая положения ст.154 ГПК РФ, обязывающей суд рассмотреть спор в разумный срок, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, не представивших сведений о причинах неявки в судебное заседание и доказательств уважительности таких причин, по имеющимся в деле доказательствам.
В письменном отзыве на исковые требования представитель третьего лица администрации г. Благовещенска просит удовлетворить заявленные требования указывая, что поскольку демонтаж контейнерной площадки до настоящего времени не произведен, право пользования земельным участком, на котором размещена площадка накопления ТКО не оформлено, а обязанность по содержанию земельного участка с элементами благоустройства исполняется путем организации управления домом, которая собственниками многоквартирных домом по ***, *** и *** возложена на управляющие компании, требования УЖКХ обоснованы.
Выслушав позиции сторон, показания свидетелей, изучив материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
В ходе дела установлено и не оспаривалось сторонами, что ООО «Управ-Дом» осуществляет управление многоквартирным домом по ***, ООО «Евросервис» управляет домом по ***, а домом по *** управляет ООО «Техэксплуатация».
Из доводов иска, подтвержденных пояснениями представителей в судебном заседании, следует, что для указанных многоквартирных домов до июля 2020 года предусмотрено место (площадка) накопления ТКО, зарегистрированное в реестре мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования г. Благовещенска под номером 724, с расположением на земельном участке в квартале 361, государственная собственность на который не разграничена.
Однако в июле 2020 года площадка накопления ТКО неизвестными лицами была перемещена через ул. Раздольная на земельный участок в квартале 362, государственная собственность на который не разграничена и располагается вдоль ***.
10.09.2020 года мэру г. Благовещенска выдано предписание об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, которым установлено для многоквартирных домов по адресу: ***, *** и *** имеется три контейнера на пересечении улиц Пионерская и Раздольная г. Благовещенска. Расположены они на земельном участке, находящимся в муниципальной собственности. Площадка для ТКО на пересечении улиц Раздольная и Пионерская не соответствует требованиям, предъявляемым к санитарному и техническому состоянию таких мест.
В ответе на представленное предписание № 05-11/12275 от 15.10.2020 года исполняющим обязанности мэра г. Благовещенска было указано, что указанная площадка была перемещена неустановленными лицами с территории места накопления ТКО для многоквартирных домов по ***, 144 и ***, обозначенного в реестре мест накопления ТКО на территории муниципального образования г. Благовещенска под ***. Обязанность по созданию мест накопления ТКО лежит на иных лицах, которые согласовывают место для ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки. Ответственность по созданию мест накопления ТКО лежит на управляющих компаниях названных домов. Заявки в орган местного самоуправления по согласованию создания (переноса) места накопления ТКО не поступали. Контейнерная площадка расположена в границах земельного участка, на который государственная собственность не разграничена, право пользования земельным участком для размещения места для ТКО ни собственниками помещений в указанных домах, ни управляющими компаниями в установленном порядке не оформлено. Муниципальные служащие не будут привлекаться к дисциплинарной ответственности.
Между тем, демонтаж контейнерной площадки, установленной для обслуживания многоквартирных домов по адресу: ***, *** и у л. *** не произведен, право пользования земельным участком для размещения контейнерной площадки ни собственниками помещений указанных МКД, ни управляющими организациями в установленном порядке не оформлено, новое место размещение контейнерной площадки и переноса соответствующей площадки на новое место не определено.
Расположение контейнерных площадок на пересечении ул. Раздольная и Пионерская возле *** по настоящее время подтверждается показаниями свидетелей Свидетель №1, Свидетель №2, проживающих в квартирах, расположенных в многоквартирном доме по ***. Данные свидетели пояснили, что ранее контейнерная площадка располагалась ближе к дома по ***, но летом 2020 года её перенесли ближе к дому по *** (на пересечение ул. Раздольная и Пионерская) и теперь от них мусор во дворе ***, появился сильный запах, грязь. Контейнера, относящиеся к дому *** расположены в центре квартала и не относятся к дому, в котором они проживают.
Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется, они даны по обстоятельствам дела, не противоречат друг другу и принимаются судом наряду с другими представленными доказательствами.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В Федеральном законе от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» указано, что органы местного самоуправления не должны осуществлять установку и управление контейнерами по накоплению ТБО, поскольку данная обязанность является деятельностью хозяйствующих субъектов, к которым администрация муниципального образования не относится, на территории муниципального образования администрация обладает властно-распорядительной функцией.
Решением Благовещенской городской думы от 18.07.2019 № 58/70 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования г. Благовещенска, в соответствии с п. 6.8 которых создание (размещение) мест (площадок) накопления ТКО осуществляется в границах земельного участка, принадлежащего собственнику (-ам) ТКО на праве собственности, аренды, пользования, ином предусмотренном законодательством праве, а также на основании разрешения на размещение объектов без предоставления земельного участка.
П. 6.13 Правил допускается временное, на срок до 1 года, создание (сохранение ранее созданного до вступления в силу настоящих Правил) места (площадки) накопления ТКО на земельных участках муниципальной собственности или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, не предоставленных в установленном порядке.
Как ранее было установлено, контейнерная площадка для обслуживания многоквартирных домов по ***, 144 и по *** была установлена в квартале *** с размещением на земельном участке, государственная собственность которого не разграничена и значилась в реестре под номером 724. Учитывая, что названные Правила благоустройства вступили в силу 19.07.2019 года, временный срок расположения контейнерной площадки для обслуживания названных домов истек 18.07.2020 года.
В дальнейшем местом размещения контейнерной площадки для обслуживания тех же домов стал квартал 362 на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.
Согласно ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен дом, с элементами благоустройства является общим имуществом собственников помещений в доме.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации также установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, правила содержания которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях надлежащего содержания общего имущества собственников в многоквартирном доме организуется управление.
Как ранее указывалось, управление многоквартирными домами, для обслуживания которых установлены спорные контейнерные площадки, осуществляется управляющими компаниями.
Пунктами 16 и 17 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительностью», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13.08.2006 года определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией.
Следовательно, выбрав способ управления домом путем привлечения ООО «Управ-Дом», ООО «Евросервис» и ООО «Техэксплуатация», собственники многоквартирных домов ***, *** по *** и *** по ***, тем самым исполнили обязанность по надлежащему содержанию общего имущества, в том числе и по соблюдению установленных обязательных правил и требований переложив соответствующие функции на ООО «Управ-Дом», ООО «Евросервис» и ООО «Техэксплуатация», а управляющие компании приняли на себя соответствующие обязанности, в том числе и связанные с исполнением этих обязанностей риски.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества в многоквартирном доме помимо прочего включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
При этом, работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, в которые входят обслуживание и очистка мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, включены в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 г. № 290.
Согласно п. 3.7.1 правил и норм технической эксплуатации жилого фонда № 170, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов.
Из совокупности приведенных нормативно-правовых актов следует, что обязанность по организации и вывозу бытовых отходов в жилищном фонде (включающая в себя установку контейнерных площадок и мусоросборников в соответствии с требованиями действующего законодательства своими силами или с привлечением специализированных организаций), возлагается на организацию, осуществляющую управление многоквартирными жилыми домами, т.е. на ООО «Управ-Дом», ООО «Евросервис» и ООО «Техэксплуатация».
Следовательно, лицами, ответственным за нарушение требований к размещению контейнерной площадки являются ООО «Управ-Дом», ООО «Евросервис» и ООО «Техэксплуатация».
Учитывая, что правила по установке и обустройству контейнеров для сбора мусора нарушены, обязанность по организации обслуживания жилого дома возложена на управляющие компании, то требования управления ЖКХ администрации города Благовещенска о возложении обязанности ООО «Управ-Дом», ООО «Евросервис» и ООО «Техэксплуатация» произвести демонтаж контейнерной площадки, расположенной в квартале *** города Благовещенска, предназначенной для сбора твердых бытовых отходов для жилых домов, расположенных по адресам: ***, *** и *** подлежат удовлетворению.
При этом, одновременно с осуществлением демонтажа существующей контейнерной площадки, управляющим компаниям необходимо обеспечить создание нового места (площадки) накопления ТКО для данных многоквартирных домов.
В соответствии с п. 3.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. №170, сбор бытовых отходов следует производить в переносимые металлические мусоросборники вместимостью до 100л, установленные под навесом, для жилых домов с населением до 200 человек либо в контейнеры до 800л - для домов с населением 200 человек и более.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003г. № 170, которые являются обязательными для исполнения управляющими компаниями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013г. №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».
Системное толкование совокупности приведенных нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что в ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации имеются лишь ввиду работы и услуги (для которых требуется общее собрание собственников жилых помещений), оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые не указаны в нормативных требованиях к содержанию и эксплуатации дома.
На основании изложенного, оборудование контейнерных площадок для установления мусороприемников с установкой необходимого количества контейнеров и бункеров-накопителей и поддержании ее в надлежащем санитарно-техническом состоянии, оформлении договора аренды на земельный участок для размещения и оборудования контейнерной площадки для установления мусоросборников на придомовой территории многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: ***, *** и *** входит в обязанности управляющих компаний указанных домов, то есть ООО «Управ-Дом», ООО «Евросервис» и ООО «Техэксплуатация».
Истцом утверждается и не опровергнуто допустимыми доказательствами со стороны ответчиков, что до настоящего времени право пользования земельным участком, сведения о котором содержались в реестре под номером 724 либо земельным участком, на котором в настоящее время фактически располагается контейнерная площадка, для размещения мест (площадок) накопления ТКО ни собственниками указанных многоквартирных домов, ни управляющими компаниями этих домов, в установленном законом порядке не установлено.
Какие-либо заявки в уполномоченную органом местного самоуправлению Комиссию о согласовании создания (переноса) места (площадки) накопления ТКО для многоквартирных домов по 142, 144 по *** и *** по *** не поступали. При этом, в судебном заседании представителем ООО «Техэксплуатации» указано, что ими в период рассмотрения дела подана заявка на согласование размещения места площадки, результатов по которой ещё не поступало.
При таких обстоятельствах, исковые требования управления ЖКХ администрации города Благовещенска о возложении обязанности ООО «Управ-Дом», ООО «Евросервис» и ООО «Техэксплуатация» создать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая все обстоятельства дела, сроки для проведения управляющей компанией мероприятий по получению различных сведений и согласований, сроки рассмотрения уполномоченным органом заявки на согласование места накопления ТКО, суд считает достаточным и разумным предложенный истцом срок для устарнения ответчиками установленных нарушений – 50 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Оснований для увеличения такого срока не установлено.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Управления жилищно – коммунального хозяйства администрации города Благовещенска к обществу с ограниченной ответственностью "Управ-Дом», обществу с ограниченной ответственностью «Евросервис», обществу с ограниченной ответственностью «Техэксплуатация» о возложении обязанности демонтировать контейнерную площадку, создать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирного дома, удовлетворить.
1. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управ-Дом», общество с ограниченной ответственностью «Евросервис», общество с ограниченной ответственностью «Техэксплуатация» произвести демонтаж контейнерной площадки, расположенной в квартале *** города Благовещенска, предназначенной для сбора твердых бытовых отходов для жилых домов, расположенных по адресам: ***, ***, ***, в течение 50 (пятидесяти) дней с момента вступления решения суда в законную силу;
2. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управ-Дом» создать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирного *** в границах земельного участка (кадастровый номер земельного участка ***), принадлежащего собственникам ТКО на праве собственности, аренды, пользования, ином предусмотренном законодательством праве, а также на основании разрешения на размещение объектов без предоставления земельного участка в течение 50 (пятидесяти) дней с момента вступления решения суда в законную силу;
3. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Евросервис» создать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирного *** в границах земельного участка (кадастровый номер земельного участка ***) принадлежащего собственникам ТКО на праве собственности, аренды, пользования, ином предусмотренном законодательством праве, а также на основании разрешения на размещение объектов без предоставления земельного участка в течение 50 (пятидесяти) дней с момента вступления решения суда в силу;
4. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Техэксплуатация» создать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирного *** в границах земельного участка (кадастровый номер земельного участка ***), принадлежащего собственникам ТКО на праве собственности, аренды, пользования, ином предусмотренном законодательством праве, а также на основании разрешения на размещение объектов без предоставления земельного участка в течение 50 (пятидесяти) дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Фандеева Г.В.
Решение в окончательной форме составлено 5 февраля 2021 года.