№ 5-33/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с. Стерлибашево 23 марта 2016 года
15 час. 25 мин.
Судья Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан (адрес суда 453180, РБ, Стерлибашевский район, с.Стерлибашево ул. Ленина, 109), Багаутдинова А.Р.,
с участием представителя УФМС России по РБ в Стерлибашевском районе Давлетшиной Р.М., лица, привлекаемого к административной ответственности, Рустямова М.,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Рустямова М, ДД.ММ.ГГГГ уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес> <данные изъяты>, привлекаемого по ч. 1.1. ст.18.8 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ специалистом-экспертом ОУФМС России по РБ в Стерлибашевском районе ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении № в отношении ФИО6 по факту нарушения режима пребывания в РФ, которое выразилось в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, то есть правонарушения, предусмотренного ч.1.1. ст. 18.8 КоАП РФ.
В судебном заседании ФИО6 вину в совершении административного правонарушения признал, пояснил, что является лицом без гражданства, прибыл на территорию РФ в ДД.ММ.ГГГГ к родителям по визе, срок действия которой был установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия имеющегося у него паспорта <данные изъяты> истек ДД.ММ.ГГГГ. По истечении указанного в визе срока он не выехал в связи с тем, что ухаживал за больным отцом и пожилой матерью. В настоящее время он проживает по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес> <адрес>, в доме своей сестры, ухаживает за парализованной матерью, мать и сестра являются гражданами РФ. <адрес> он раньше работал, родственников у него там нет.
Представитель УФМС России по РБ в Стерлибашевском районе ФИО5 просила привлечь ФИО6 к административной ответственности.
Выслушав участников процесса и изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, прихожу к следующему.
Частью 1.1. статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Согласно статье 2 указанного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Как следует из пункта 2 статьи 5 данного Федерального закона, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в данном пункте.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ при проверке документов по адресу: <адрес> был выявлен ФИО6, являющийся лицом без гражданства, который уклонился от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания (ДД.ММ.ГГГГ), нарушив тем самым режим пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Факт совершения ФИО6 административного правонарушения подтверждается:
протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. При составлении протокола ФИО6 были разъяснены права, предусмотренные ст.51 Конституции РФ, ст.25.1 КоАП РФ, в том числе право на защитника и переводчика, от услуг которых он отказался, что подтверждается его подписью. В объяснениях он свою вину в совершении административного правонарушения признал;
письменными объяснениями ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ,
копией паспорта <данные изъяты>, миграционной картой № ФИО6, в которой срок пребывания указан до ДД.ММ.ГГГГ.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, у суда оснований не имеется. Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины ФИО6 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, а также тот факт, что на территории Российской Федерации у ФИО6 проживают близкие родственники (мать ФИО6), которые являются гражданами РФ, кроме того ФИО6 является уроженцем Республики Башкортостан.
Санкция части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусматривает административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В ходе производства по делу ФИО6 пояснил, что на территории РФ проживает в доме своей сестры, ухаживает за парализованной матерью, мать и сестра являются гражданами РФ, в <адрес> родственников у него нет.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права ФИО6 на уважение семейной жизни.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 15 июля 1999 года № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 мая 2008 года № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В постановлении от 14 февраля 2013 года № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П и др.).
В рассматриваемом случае обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО6, не установлено. Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является признание вины и раскаяние ФИО6
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела назначение ФИО6 административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации будет противоречить требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
При указанных обстоятельствах суд считает необходимым подвергнуть ФИО6 административному наказанию в виде штрафа без применения административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 23.1., 29.10., 29.11. КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛА:
ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> <адрес> признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1. ст.18.8 КоАП РФ, и подвергнуть его административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Стерлибашевский межрайонный суд РБ в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.Р. Багаутдинова