Шарыповский городской суд Красноярского края
662311, Красноярский край, город Шарыпово, Пионерный микрорайон, д. 11.
Дело № 12-12/2021 24RS0046-01-2020-005165-60
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Шарыпово 17 февраля 2021 года
Судья Шарыповского городского суда Красноярского края Гаврицкая И.Н., с участием Варжинского Д.Г. (действующего на основании доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Администрации Шарыповского района Красноярского края Варжинского Д.Г. на постановление заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана» Юрченко Д.А. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана» Юрченко Д.А. от ДД.ММ.ГГГГ № юридическое лицо - Администрация Шарыповского района Красноярского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель юридического лица – Варжинский Д.Г. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, в связи с тем, что фактически за совершение одного и того же длящегося правонарушения, выразившегося в форме бездействия с начала пожароопасного сезона с 27.03.2020 на всей территории Шарыповского района, в отношении администрации Шарыповского района Красноярского края составлены двенадцать протоколов об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ, по пяти из которых юридическое лицо привлечено к административной ответственности, с назначением наказаний в виде штрафов. Указанное, по мнению заявителя, противоречит положениям ч.5 ст. 4.1 КоАП РФ, в которой закреплено, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Кроме того, протокол об административном правонарушении составлен с грубыми нарушениями закона, так как доказательства, на основании которых вынесен протокол, являются недопустимыми.
Так, в акте натурного осмотра не указано, что он проводится в связи с административным расследованием, а имеется ссылка только на приказ Министерства лесного хозяйства Красноярского края КГКУ «Лесная охрана» от 27.03.2020 № 47-лн, в котором нет указания на проведение действий, а именно составление актов, фототаблиц, схем к ним и т.д. Данный акт, который согласно приказа должен иметь название – акт обследования территории (лесного участка) на предмет соблюдения обязательных требований, не содержит сведений о приложении к нему плана-схемы, факт проведения фотосьемки подтвержден одной фотографией неинформативного характера, составленной с нарушением общих требований привязки к местности, в виде детального снимка, без приложения узловых, обзорных и ориентирующих снимков, не указано при помощи какого фиксирующего устройства проводилась фотосьемка (марка, идентификационные параметры фотоаппарата). Схема примыкания земельного участка к лесу, а также фототаблица, какого-либо отношения к акту натурного осмотра не имеют и не могут носить доказательственного значения. Также, в тексте акта натурного осмотра, указано о применении GPS-навигатора, который не обладает фотографирующими свойствами, не указаны его идентификационные параметры, сведения о сертификации и прохождении метрологической проверки, координаты места, где государственным инспектором проводился осмотр, не соответствуют координатам указанным в акте о пожаре № от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о том, в каком муниципальном районе и субъекте РФ проводился осмотр, привязка к населенным пунктам отсутствует.
Акт № о лесном пожаре от ДД.ММ.ГГГГ также составлен с существенными нарушениями закона, в нем не указаны координаты GPS, отсутствуют записи о применении GPS навигатора, его модели, идентификационных параметрах, сведения о сертификации и прохождении метрологической проверки. При этом в данном акте отсутствует указание о наличии каких-либо сведений способствующих установлению причин возникновения пожара, а указана, без наличия каких либо доказательств (объяснения очевидцев, лиц обнаруживших возгорание и т.д.), одна причина пожара – переход с земель иных категорий. В связи с чем, факт перехода пожара в лесной фонд с земель иных категорий, а именно с принадлежащего администрации Шарыповского района участка, КГКУ «Лесная охрана» не доказан.
Более того, в результате пожара ни одно дерево лесного фонда не пострадало, а ущерб указанный в акте пожара в сумме 4359 рублей является предполагаемым.
В судебном заседании представитель юридического лица, доводы жалобы поддержал в полном объеме, дополнив, что в настоящее время администрация Шарыповского района Красноярского края преобразована в Шарыповский муниципальный округ Красноярского края. Администрация привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ двенадцать раз, с вынесением по каждому постановлению административного штрафа. По всем делам об административных правонарушениях фактически не установлено место совершения правонарушения, так как акты натурных осмотров составлены с грубыми нарушениями закона и не могут являться допустимыми доказательствами по делу.
Представитель КГКУ «Лесная охрана», уведомленный судом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении слушания дела суду не заявил, письменных возражений не представил.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, и проверив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением является противоправное, виновное действие, бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъекта РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Обязанность доказывания вины лежит на административном органе, поскольку в соответствии с ч.3 ст.1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от пожаров.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Лесного кодекса РФ, правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах» и устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 9 (1) Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова, органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества.
Ответственность за нарушение Правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законном основании.
Нарушение правил пожарной безопасности в лесах, влечет административную ответственность по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ во время патрулирования в районе <адрес> был обнаружен и локализован пожар в лесном массиве выдела № квартала № ЗАО <данные изъяты> Парнинского участкового лесничества КГБУ «Шарыповское лесничество» (л.д. 110). Согласно докладной о тушении пожара № причиной возникновения пожара явился переход с земель иных категорий.
ДД.ММ.ГГГГ в отдел лесного и пожарного надзора КГКУ «Лесная охрана» поступило сообщение о возникновении указанного лесного пожара (л.д. 101).
В соответствии с п. 3 приказа КГКУ «Лесная охрана» от 27.03.2020 № 47-лн «Об определении начала пожароопасного сезона в 2020 году на территории Балахтинского, Ермаковского, Идринского, Ирбейского, Каннского, Каратузского, Майского, Минусинского, Саяно-Шушенского, Саянского, Сухобузимского, Ужурского, Усинского, Шарыповского лесничеств Красноярского края» (л.д. 116-117), после поступления акта о лесном пожаре, инспекторский состав КГКУ «Лесная охрана» обязаны незамедлительно в соответствии с ч.2 ст. 28.7 КоАП РФ возбудить дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, для установления причин и условий возникновения лесных пожаров с целью выявления и привлечения к административной ответственности виновных лиц в возникновении лесных пожаров.
На основании вышеизложенного, в связи с поступлением акта о лесном пожаре, ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором КГКУ «Лесная охрана» Поповым А.В. вынесено определение № о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 101).
Единолично проведенным государственным инспектором натурным осмотром лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 102-105) установлено, что к выделу № квартала № ЗАО <данные изъяты> Парнинского участкового лесничества КГБУ «Шарыповского лесничество», где был обнаружен и локализован пожар, непосредственно примыкает земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, на территории которого, отсутствовала очистка от сухой травянистой растительности на полосе шириной не менее 10 метров от леса, отсутствовала противопожарная минерализованная полоса полосой или иной противопожарный барьер.
При этом согласно данного акта натурного осмотра лесного участка, при его составлении иные лица, а также представитель юридического лица не присутствовал, кадастровый номер участка определен по координатам, установленным с помощью GPS навигатора Garmin Oregon 650, проводилась также фотосьемка, однако техническое устройство не указано. Приложением к акту служит фотоснимок (л.д. 104) на котором изображена полоса леса и полоса земельного участка, покрытого растительностью, без привязки к каким либо объектам, а также приложена схема (л.д. 105) представляющая собой часть карты, с цифровыми обозначениями.
ДД.ММ.ГГГГ на основании полученной выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости должностным лицом установлено, что правообладателем участка с кадастровым номером № является муниципальное образование Шарыповский район Красноярского края.
В связи с выявленным нарушением правил пожарной безопасности ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации Шарыповского района Красноярского края составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ (л.д. 57-59) и постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо признано виновным в совершении указанного правонарушения (л.д.31-35) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Между тем с данными выводами должностного лица нельзя согласиться ввиду следующего.
Так, в силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
По смыслу данной номы, законодательство об административных правонарушениях позволяет собирать по делу и оценивать любые доказательства, не запрещенные законом (в том числе фотографии, видеозаписи, документы и т.п.). Однако если порядок получения определенных доказательств прямо предусмотрен законом, несоблюдение такого порядка влечет признание таких доказательств недопустимыми.
Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов в силу положений ст. 27.1 КоАП РФ является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела видно, что акт натурного осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и приложенные к нему фототаблица и схема, составлены в отсутствие представителя Шарыповского муниципального округа (администрации Шарыповского района) и без его надлежащего уведомления.
Правовая оценка указанным обстоятельствам, а также акту от ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом не дана.
Между тем указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении процедуры привлечения лица к административной ответственности.
Кроме того, судья находит, что заслуживают внимания и другие доводы жалобы о допущенных должностным лицом административного органа нарушениях процессуальных требований сбора доказательств.
Как следует из информации, предоставленной КГКУ «Лесная охрана», при составлении акта натурного осмотра лесного участка государственным инспектором использовался навигатор портативный GPS навигатор Garmin Oregon 650 GPS/GLONASS, 01.01.2013 года выпуска. Навигатор был приобретен КГКУ «Лесная охрана» в 2016 году, поставлен на баланс учреждения. Указанный навигатор не является средством измерения и обязательной поверке и сертификации не подлежит (л.д. 151).
Однако, согласно руководству пользователя (инструкции) на GPS навигатор Garmin Oregon 650, данное устройство предназначено для использования в качестве вспомогательного средства для навигации и не могут использоваться с целью точного измерения направления, расстояния, позиции или топографических величин. Компания Garmin не предоставляет никакой гарантии относительно точности или полноты картографических данных (стр.35 Инструкции) (л.д.156).
Других координат, привязок к определенной местности, позволяющих установить место нахождение данного земельного участка, кроме координат, полученных с помощью данного навигатора, в акте не содержится.
Техническое средство, которым производилось фотографирование в акте вовсе не указано, фотоснимок является неинформативным, составлен с нарушением общих требований привязки к местности, без приложения узловых, обзорных и ориентирующих снимков. Из указанного снимка, а также приложенной схемы, которая по факту является копией какой-то карты с цифровыми обозначениями, невозможно достоверно установить место совершения административного правонарушения.
Из дела видно, что в основу протокола об административном правонарушении и обжалуемого постановления должностного лица положены данные установленные на основании акта натурного осмотра, который является недопустимым доказательством по делу об административном правонарушении.
Следовательно, в данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Несоблюдение требований ст.ст.24.1, 26.1 КоАП РФ является существенным процессуальным нарушением, влекущим отмену состоявшегося по делу постановления.
В настоящее время утрачена возможность устранить допущенные нарушения путем возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в отношении Администрации Шарыповского района Красноярского края подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесено состоявшееся по делу постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу представителя Администрации Шарыповского района Красноярского края Варжинского Д.Г. удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана» Юрченко Д.А. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в отношении Администрации Шарыповского района Красноярского края - отменить.
Производство по настоящему делу об административных правонарушениях прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено вышеуказанное постановление.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: И.Н. Гаврицкая