Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1351/2017 ~ М-786/2017 от 15.02.2017

Дело № 2-1351/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 апреля 2017 года г. Щелково Московской области

Щелковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Дмитренко В.М.,

при секретаре судебного заседания Свидиной Э.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области к Глатоленкову Павлу ФИО7 о признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности ничтожной сделки,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г.о. Лосино-Петровский Московской области обратилась в Щелковский городской суд Московской области с исковым заявлением к Глатоленкову ФИО8 о признании договора аренды земельного участка -п от ДД.ММ.ГГГГ недействительным и применить последствия недействительности ничтожной сделки.

В обоснование исковых требований указав, что Глатоленков П.А. в порядке ст. 1 ст. 31 ЗК РФ (действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) обратился в Администрацию городского округа Лосино-Петровский Московской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Администрация городского округа Лосино-Петровский Московской области на основе документов государственного кадастра недвижимости обеспечила выбор земельного участка площадью 240 кв.м., под строительство торгового павильона, о чем Глатоленкову П.А. был выдан Акт о выборе земельного участка площадью 240 кв.м. для согласования с заинтересованными службами.

Постановлением от 24.02.2012 г. № 147 Администрация утвердила Акт о выборе земельного участка, схему расположения земельного участка площадью 240 кв.м., категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «для строительства торгового павильона», адрес: <адрес>, около строения , после чего земельный участок был поставлен на кадастровый учет, ему был присвоен кадастровый .

18.07.2014 года Администрацией было принято Постановление № 385 «О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в городе Лосино-Петровском», в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером общей площадью 240 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенный вид использования – для строительств торгового павильона, адрес: <адрес>, около строения был предоставлен Глатоленкову П.А., при этом на земельном участке с учетным номером площадью 44 кв.м. установлен запрет на строительство зданий и сооружений, разведение открытого огня, посадки кустарников, производства земляных работ на глубину более 0,3 м. (теплотрасса).

05.08.2014 года между Администрацией и Глатоленковым П.А. заключен договор -п аренды земельного участка сроком на 15 лет.

Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем имеется запись в ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ номер регистрации

Между тем, 17.11.2015 года Министерством имущественных отношений Московской области в адрес Администрации городского округа Лосино-Петровский было вынесено Предписание №7/15 об устранении нарушений земельного законодательства, согласно которому при предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 240 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства торгового павильона, адрес: <адрес>, около строения был нарушен п. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ (в редакции действовавшей на момент предоставления спорного земельного участка), отсутствие документов, подтверждающих публикацию в средствах массовой информации о предполагаемом предоставлении земельного участка.

Постановлением от 03.11.2016 года №651 Администрация городского округа Лосино-Петровский Московской области отменила Постановление №385 «О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в городе Лосино-Петровском».

На основании изложенного, Администрация городского округа Лосино-Петровский Московской области просит суд признании недействительным договора аренды земельного участка -п, заключенный ДД.ММ.ГГГГ с Глатоленковым П.А. и применении последствий недействительности ничтожной сделки путем обязанияГлатоленкова П.А. возвратить муниципальному образованию городской округ Лосино-Петровский Московской области земельный участок с кадастровым номером общей площадью 240 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства торгового павильона, адрес: <адрес>, около строения .

В судебном заседании представитель истца – Администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области Саушкина Е.С., действующая на основании доверенности (л.д. 77) заявленные исковые требования о признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности ничтожной сделки поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить в полном объеме.

Ответчик Глатоленков П.А. в судебное заседание не явился, его представитель Козлов С.О., действующий на основании доверенности (копия в деле) исковые требования не признал, подержал доводы, изложенные в Возражениях на исковое заявление (л.д. 78-81), просил в удовлетворении иска Администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области в полном объеме отказать в связи с недобросовестным поведением стороны, а также применить пропущенный срок исковой давности для обращения в суд за защитой нарушенного права, предусмотренный ст. 168 Гражданского кодекса РФ.

Представитель третьего лица – Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание и письменных возражений относительно исковых требований, суду не представили, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителя.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Из содержания пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса (действующего на момент первоначального обращения общества в администрацию) следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Согласно положениям статьи 29 Земельного кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса.

В зависимости от целей предоставления земельных участков земельным законодательством предусмотрена различная процедура их предоставления в аренду, например, для строительства предоставление земельного участка осуществляется с проведением работ по их формированию:

- без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов (статья 30 Земельного кодекса);

- предоставление земельного участка для жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, возможно только в рамках проведения аукциона (статья 30.1 Земельного кодекса);

- для предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством предусмотрена процедура, установленная статьей 34 Земельного кодекса.

В силу пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.

Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса закреплено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

В соответствии с данным пунктом статьи 34 Земельного кодекса, указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (часть 4 статьи 34 Земельного кодекса).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (часть 5 статьи 34 Земельного кодекса).

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (часть 6 статьи 34 Земельного кодекса).

Следовательно, опубликование сообщения о передаваемых земельных участках в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка.

Для того, чтобы определить круг лиц, претендующих на земельный участок, необходимо заблаговременно опубликовать информацию о предстоящем или возможном его предоставлении. Заблаговременно - это либо по инициативе органа местного самоуправления, либо на основании обращения заинтересованного лица, но во всяком случае до того, как будет принято постановление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и до постановки этого участка на кадастровый учет.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что Глатоленков П.А. в порядке ст. 1 ст. 31 ЗК РФ (действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) обратился в Администрацию городского округа Лосино-Петровский Московской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Администрация городского округа Лосино-Петровский Московской области на основе документов государственного кадастра недвижимости обеспечила выбор земельного участка площадью 240 кв.м., под строительство торгового павильона, о чем Глатоленкову П.А. был выдан Акт о выборе земельного участка площадью 240 кв.м. для согласования с заинтересованными службами.

Постановлением от 24.02.2012 г. Администрация утвердила Акт о выборе земельного участка, схему расположения земельного участка площадью 240 кв.м., категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «для строительства торгового павильона», адрес: <адрес>, около строения , после чего земельный участок был поставлен на кадастровый учет, ему был присвоен кадастровый .

18.07.2014 года Администрацией было принято Постановление «О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в городе Лосино-Петровском», в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 240 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенный вид использования – для строительств торгового павильона, адрес: <адрес>, около строения был предоставлен Глатоленкову П.А., при этом на земельном участке с учетным номером площадью 44 кв.м. установлен запрет на строительство зданий и сооружений, разведение открытого огня, посадки кустарников, производства земляных работ на глубину более 0,3 м. (теплотрасса).

05.08.2014 года между Администрацией и Глатоленковым П.А. заключен договор -п аренды земельного участка сроком на 15 лет.

Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем имеется запись в ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ номер регистрации

Между тем, 17.11.2015 года Министерством имущественных отношений Московской области в адрес Администрации городского округа Лосино-Петровский было вынесено Предписание №7/15 об устранении нарушений земельного законодательства, согласно которому при предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 240 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства торгового павильона, адрес: <адрес>, около строения был нарушен п. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ (в редакции действовавшей на момент предоставления спорного земельного участка), отсутствие документов, подтверждающих публикацию в средствах массовой информации о предполагаемом предоставлении земельного участка.

Постановлением от 03.11.2016 года №651 Администрация городского округа Лосино-Петровский Московской области отменила Постановление №385 «О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в городе Лосино-Петровском».

Пункт 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривал, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

-выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

-выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;-принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.

К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, как следует из названных положений, до принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков, что призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.

В тоже время, законодательством способ информирования населения о предстоящем предоставлении земельных участков для строительства не определен.

Однако следует учитывать, что само по себе отсутствие прямого указания в законе на способ информирования населения не освобождает орган местного самоуправления от обязанности размещать такие объявления способом, позволяющим обеспечить справедливость, публичность, открытость, прозрачность процедуры предоставления земельного участка и привлечение возможно большего количества заинтересованных лиц.

В данном случае именно на уполномоченном органе лежат обязанности по выполнению процедур предоставления земельных участков, предусмотренных земельным законодательством, и именно он должен следить за выполнением норм закона, и арендатор не должен нести ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей уполномоченным органом.

В судебном заседании установлено и также в своем исковом заявлении истец указывает, что Администрация не выполнила обязательства, установленные п. 3 ст. 31 ЗК РФ по информированию населения, что явилось нарушением установленной законом процедуры.

В соответствии с ч. 5 ст. 166 ГК РФ заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.

В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 ГК РФ), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 ГК РФ), например, признает условие, которому недобросовестно воспрепятствовала или содействовала эта сторона соответственно наступившим или ненаступившим (пункт 3 статьи 157 ГК РФ); указывает, что заявление такой стороны о недействительности сделки не имеет правового значения (пункт 5 статьи 166 ГК РФ).

Исходя из вышеизложенного, исключительно Администрация (истец) проявляла недобросовестное поведение, не исполняя требования об информировании населения в установленном законом порядке.

В свою очередь, ответчик Глатоленков П.А. заключенный договор аренды от 05.08.2014 года зарегистрировал в установленном законом порядке, и оплачивает аренду, задолженностей не имеет.

Также суд принимает во внимание то обстоятельство, что сообщение о предоставлении земельного участка публиковалось в газете «Городские ВЕСТИ» от 06.06.2014 года № 22 (1008), страница 13.

Только по истечении двух месяцев после опубликования был заключен договор аренды 05.08.2014 года, зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области 30.12.2014 года.

В период с даты публикации (06.06.2014 года) и по дату предъявления исковых требований (15.02.2017 года) доказательств о поступлении в Администрацию городского округа Лосино-Петровский Московской области заявлений, обращений и жалоб от физических и юридических лиц, по испрашиваемому земельному участку истцом в ходе судебного разбирательства не представлено, а доказательств о нарушении прав и законных интересов, связанных с заключенным договором аренды земельного участка, материал дела не содержат.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с положениями п. 3 ст. 123 конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В судебном заседании представителем ответчика было заявлено ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности для обращения с данными исковыми требованиями в суд и применении последствий пропуска данного срока.

Согласно ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В соответствии со ст. 200 Гражданского кодекса РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Согласно п. 1, 2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ, требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 г. N 15, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2001 г. N 1 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, разъяснялось, что в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, независимо от того, кто обратился за судебной защитой: само лицо, право которого нарушено, либо в его интересах другие лица в случаях, когда закон предоставляет им право на такое обращение.

Аналогичная правовая позиция впоследствии нашла отражение в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности".

Так, согласно разъяснению, содержащемуся в указанном выше пункте, при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

Согласно пункту 57 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Из вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной собственности начинается со дня, когда государство в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества.

В соответствии с ч. 2 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

Соответственно истцу - Администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области было известно о заключенном с ответчиком договоре аренды земельного участка 05.08.2014 года, так как они являются стороной сделки, имеется подпись и печать Администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области.

В суд Администрации обратилась с иском в феврале 2017 года, то есть по истечении срока исковой давности, что является самостоятельным основанием к отказу в заявленном иске.

При таких обстоятельствах суд признает заявленные Администрацией городского округа Лосино-Петровский Московской области исковые требования к Глатоленкову ФИО9 о признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности ничтожной сделки необоснованными не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области к Глатоленкову ФИО10 о признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности ничтожной сделки - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                             В.М. Дмитренко

2-1351/2017 ~ М-786/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация го Лосино Петровский
Ответчики
Глатоленков Павел Анатольевич
Другие
Министерство имущественных отношений МО
Суд
Щелковский городской суд Московской области
Судья
Дмитренко В.М.
Дело на странице суда
shelkovo--mo.sudrf.ru
15.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.02.2017Передача материалов судье
15.02.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.03.2017Подготовка дела (собеседование)
07.03.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2017Судебное заседание
20.04.2017Судебное заседание
25.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.07.2017Дело оформлено
28.07.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее