Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Кизел
Кизеловский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Ибрагимовой Н.Ю.,
с участием истцов Малых С.Н., Малых Н.П., Мясникова В.А.,
представителя администрации Кизеловского муниципального района Новиковой О.П., действующей на основании доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле Пермского края исковое заявление Малых С. Н., Малых Н. П. и Мясникова В. А. к администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Истцы Малых С.Н., Малых Н.П. и Мясников В.А. обратились в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого, ссылаясь на наличие права на выделение социальной выплаты.
В судебном заседании истцы на удовлетворении своих требований настаивают, пояснили, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве личной собственности Малых С.Н. На момент ликвидации шахты « Северная» в указанном доме проживали и были зарегистрированы кроме собственника- Малых С.Н., его <...> -Малых Н.П. и <...> -Мясников В.А. Согласно заключению Уральского филиала «ВНИМИ» жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности. Считают, что они приобрели право на получение социальной выплаты, так как они продолжают проживать в указанном доме, сохранили в нем регистрацию, другого жилого помещения для проживания не имеют.
Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Новикова О.Н. с иском не согласна, право истцов на получение социальной выплаты не оспаривает, указала, что социальная выплата на основании Постановления Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года « О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» предоставляется на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. В соответствии с п. 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты ( разреза), утвержденного приказом Минэнерго РФ от 01.11.2001 года № 508 переселению подлежат жители ветхих домов ( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем
( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты. Согласно приказа шахта « Северная» была ликвидирована 17.04.1998 года Жилой дом по вышеуказанному адресу признан непригодным для проживания по критериям безопасности согласно заключению Уральского филиала ОАО « ВНИМИ». Собственником жилого дома по адресу: <адрес> является Малых С.Н. согласно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года. На момент ликвидации шахты истцы были зарегистрированы и проживали в указанном доме. Согласно письма Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ в связи с завершением финансирования реализации программы переселения из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности бюджетные ассигнования на эти цели в 2015 году не предусмотрены. В связи с этим, просит отказать истцам в удовлетворении исковых требований, поскольку программа переселения не обеспечена денежными средствами, выделенными на эти цели.
Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, направил в адрес суда письменный отзыв, просит рассмотреть дело без участия представителя, указав, что формирование списков переселяемых из ветхого жилья граждан и установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления -получателя бюджетных средств, то есть администрации Кизеловского муниципального района.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истцов подлежат удовлетворению.
Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.
Основы государственной политики в области добычи ( переработки) и использования угля
( горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении и деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности от 20.06.1996 года № 81-ФЗ.
Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты
( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов
( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
В материалах проекта ликвидации шахты на каждый ветхий дом, непригодный для проживания по критериям безопасности и находящийся в зоне влияния горных работ ликвидируемой шахты должны быть приведены:
-планы горных работ с нанесением всех жилых домов попавших в зоны подработки, в том числе выделены ветхие дома, непригодные для проживания по критериям безопасности;
-подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ;
-заключение Бюро технической инвентаризации, подтверждающий технический износ дома ;
-заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома.
Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника
( нанимателя).
Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО
« Кизелуголь».
Как было установлено судом и следует из материалов дела : шахта
« Северная» ОАО «Кизелуголь» ликвидирована с 17.04.1998 года, что подтверждается приказом № 53 от 17.04.1998 года ( л.д. 70 ). Согласно договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу6 <адрес> принадлежит на праве личной собственности Малых С.Н. ( л.д. 29). Из сведений о регистрации истцов видно, что Малых С.Н. зарегистрирован в указанном доме с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Малых Н.П. и Мясников В.А. значатся в регистрации с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ( л.д.9-10, 13-14,17-18, 19, 20-22,31-39). Из справки Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП « Центр технической инвентаризации Пермского края» ( л.д. 28,30) следует, что физический износ жилого дома по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года постройки на дату последнего обследования ДД.ММ.ГГГГ составляет №%. Малых Н.П. и Мясников В.А. в приватизации не участвовали в собственниками жилых помещений не являются. Согласно заключения Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» о степени влияния горных работ на состояние жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности и подлежащим сносу, поскольку фактическая величина деформации превышает допустимую величину
( л.д. 74).
Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что истцы имеют право на получение социальной выплаты.
В результате анализа приведенных выше правовых норм, суд считает, что меры социальной защиты носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в таком жилье, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты. При этом дом, в котором находится жилое помещение, должен быть признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, на основании заключения ОАО « ВНИМИ».
Судом было установлено, что истцы Малых Н.П. и Мясников В.А. являются членами семьи собственника жилого дома по адресу: <адрес> Малых С.Н., имеют в указанном жилом доме регистрацию на момент ликвидации шахты « Северная», в нем проживают, сохранили регистрацию в доме по настоящее время. Жилой дом по вышеуказанному дому признан в установленном законом порядке непригодным для проживания по критериям безопасности. Другого жилого помещения истцы не имеют, жилой дом по адресу: <адрес> является для семьи единственным и постоянным местом проживания.
Поскольку истцы до настоящего времени проживают в жилом доме, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности, то их право на переселение за счет средств федерального бюджета должно быть судом защищено.
Суд считает, что доводы представителя ответчика в части того, что финансирование программы переселения на 2015 год не финансируется, а потому следует отказать в удовлетворении исковых требований, являются несостоятельными, поскольку отсутствие финансирования не является основанием к отказу истцам в удовлетворении их требований, программа переселения из ветхих домов, признанных непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, как было установлено в судебном заседании, не прекращена.
Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцам.
Семье Малых С.Н. следует предоставить социальную выплату из расчета трех членов семьи. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на одного члена семьи - 18 кв. м.
Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания ( для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.
Таким образом, суд приходит к выводу о предоставлении истцам социальной выплаты для приобретения жилья в избранном ими населенном пункте.
Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Малых С. Н., Малых Н. П. и Мясникова В. А. в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и обязать выделить Малых С. Н., Малых Н. П. и Мясникову В. А. социальную выплату на семью, состоящую из трех человек, для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения в избранном для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Судья: (подпись) Н.Н. Рылова
ВЕРНО:
Судья: Н.Н. Рылова
Секретарь: Н.Ю. Ибрагимова