Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3114/2012 ~ М-2932/2012 от 01.06.2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06.07.2012г. Октябрьский районный суд г. Самара в составе:

председательствующего судьи Родивиловой Е.О.

при секретаре судебного заседания Дмитриевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3114/12 по заявлению Ковалева А.В. о признании незаконным решения госоргана, обязании выполнить действия,

УСТАНОВИЛ:

Ковалев А.В. обратился в суд с указанным заявлением ссылаясь на то, что ***. им было подано заявление в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, *** для ведения садоводства. В ходе работы по данному заявлению, Министерством *** было направлено в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара обращение об утверждении схемы расположении земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории. Департаментом, в свою очередь, ***. было изготовлено и направлено в Министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка. Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка послужило то, что часть земельного участка расположена в охранной зоне ВЛ 10 кВ; размещение на данной территории земельного участка для ведения садоводства препятствует подъезду к гаражам. На основании указанного заключения Министерством ***. было принято решение об отказе в предоставлении земельного участка.

С данным отказом заявитель не согласен, поскольку испрашиваемый им земельный участок в границах красных линий не находится, вместе с тем, автомобильные дороги (проезды) обозначаются красными линиями, а следовательно, невозможность утверждения схемы Департаментом является незаконной.

Просит признать незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении Ковалеву А.В. бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, *** обязать Министерство имущественных отношений Самарской области направить в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара на утверждение схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

В судебном заседании, представитель заявителя Ковалева А.В. – Юшин А.А., действующий на основании доверенности от 04.06.10г., заявленные требования уточнил, к ранее заявленным требованиям также просил признать незаконным заключение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка по адресу: Самарская область, г. Самара, ***; обязать Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара утвердить схему расположения земельного участка по адресу: Самарская область, г. Самара, *** на кадастровой карте (плане) соответствующей территории; а также признав отказ Министерства имущественных отношений Самарской области незаконным, возобновить работу по заявлению Ковалева А.В., приняв по результатам его рассмотрения законное решение. Ранее заявленные и дополнительные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Самарской области – Аверина Л.В., действующая на основании доверенности от 21.12.11г., заявленные требования не признала в полном объеме, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в представленных письменных возражениях, пояснив суду, что отказ Министерства в предоставлении земельного участка является законным, поскольку он основан на заключении Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, к исключительной компетенции которого относится, в том числе, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, и иное решение Министерством не могло быть принято. Относительно заключения Департамента отметила, что наличие на испрашиваемом земельном участке охранной зоны ВЛ 10 кВ не может являться препятствием к утверждению Схемы, а является лишь основанием для наложения ограничений в использовании земельного участка. В части наличия рядом с испрашиваемым земельным участком гаражей, также считает, что оснований для не утверждения Схемы по указанному основанию не имеется, поскольку наличие капитального объекта подтверждается лишь сообщением из БТИ, однако такого документа у Департамента не имеется.

Определением суда от 09.06.12г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара Казанцев М.В., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных Ковалевым А.В. требований, пояснив, что утверждение схемы расположения земельного участка, испрашиваемого Ковалевым А.В. будет препятствовать подъезду к гаражам, расположенным рядом с испрашиваемым земельным участком, однако данный подъезд «красными линиями» не ограничен, поскольку указанная территория является внутриквартальной.

Выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статьям 254, 255 ГПК РФ гражданин… вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006г. № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей не связанных со строительством, с 01.07.2006г. возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.

Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 №74.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона Самарской области «О земле» земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством: 1) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - в расчете на каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства; 2) для ведения личного подсобного хозяйства - в расчете на каждого члена семьи в случае, если личное подсобное хозяйство будет вестись членами одной семьи; 3) для садоводства; 4) для огородничества; 5) для животноводства; 6) для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Данный перечень является исчерпывающим и не предусматривает иных оснований для отказа в предоставлении земельного участка.

Из материалов дела следует, что ***. Ковалев А.В. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением №*** о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, *** используемого под садоводство.

В рамках рассмотрения данного заявления и в соответствии с п. 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, ***. Министерством было направлено обращение в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара за №*** об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастром плане или кадастровой карте соответствующей территории.

В ответ на указанное обращение, Департамент направил в адрес Министерства Заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории №*** от *** согласно которого испрашиваемый земельный участок расположен в охранной зоне ВЛ 10 кВ. Кроме того, размещение на данной территории участка для ведения садоводства будет препятствовать подъезду к существующим гаражам, что нарушает права неограниченного круга лиц. В связи с этим, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (кадастровой карте) соответствующей территории для садоводства невозможно.

На основании указанного заключения и в соответствии с п. 2.6 Порядка, письмом №*** от ***., Министерство имущественных отношений Самарской области уведомило Ковалева А.В. об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ***

С заключением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары и отказом Министерства имущественных отношений Самарской области заявитель не согласен. В связи с чем и обратился в суд.

Заключение Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара создает заявителю препятствия в приобретении в собственность земельного участка, в связи с чем может быть им оспорено в судебном порядке.

Как указано судом выше, основаниями для отказа в утверждении Схемы расположения земельного участка, Департаментом указывается: 1) расположение земельного участка в охранной зоне ВЛ 10кВ; 2) размещение участка для ведения садоводства будет препятствовать подъезду к существующим гаражам, что нарушает права неограниченного круга лиц.

Суд считает, что указанные основания не могут являться причинами для невозможности утверждения схемы расположения земельного участка по следующим основаниям.

Наличие на земельном участке охранной зоны ЛЭП 10 кВт не может служить препятствием для утверждения схемы расположения земельного участка и его дальнейшего формирования, а является лишь ограничением в использовании земельного участка, которое в соответствии со ст. 7 ФЗ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» учитывается при кадастровом учете земельного участка и находит свое отражение в листе В3 кадастрового паспорта земельного участка.

В части ограничения подъезда к существующим гаражам необходимо отметить следующее.

Согласно письма Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара №*** от ***. на основании Карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г.о. Самара, утвержденных решением Думы г.о. Самара от 15.07.10г. №951, земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, *** (т.е. участок, испрашиваемый Ковалевым А.В.), находится в зоне малоэтажной застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж1-2). Использование земельного участка под приусадебные участки соответствует основным видам разрешенного использования для данной территориальной зоны. Согласно топографическим материалам Департамента и представленным документам земельный участок не находится в границах красных линий, не является территорией общего пользования. По земельному участку проходят инженерные коммуникации (газопровод, ЛЭП 10 кВ). Соблюдение охранных зон инженерных коммуникаций согласовывается с организациями эксплуатирующими их.

В дальнейшем, информация о виде разрешенного использования Департаментом была уточнена и указано, что основным видом разрешенного использования испрашиваемого заявителем земельного участка является садоводство.

Из выкопировки с топографического материала Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара следует, что около испрашиваемого заявителем земельного участка имеются гаражи. Между тем, из топографического материала видно, что между испрашиваемым земельным участком и гаражами имеется проезд.

В рамках работы по заявлению Ковалева А.А., ***. комиссией по проведению осмотра земельных участков, был проведен осмотр испрашиваемого земельного участка, в ходе которого производились замеры земельного участка, осуществлялась его фотосъемка. Из составленного по итогам осмотра акта следует, что земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, ***. (т.е. участок, испрашиваемый Ковалевым А.В.), свободен от зданий, строений, сооружений; вход в ближайшие гаражи находится со стороны дороги, находящейся между испрашиваемым земельным участком и гаражами.

Из приобщенного к акту осмотра фотографиям также видно, что между земельным участком, испрашиваемым заявителем и гаражами имеется проезд, подъезд к гаражам свободный.

Департамент указывает, что размещение участка для ведения садоводства будет препятствовать подъезду к существующим гаражам, что нарушает права неограниченного круга лиц.

Вместе с тем, доказательств, подтверждающих данный вывод Департамента, последним не представлено. Испрашиваемый заявителем земельный участок не располагается в границах красных линий, не относится к земельным участкам общего пользования через который, как утверждает Департамент, возможен подъезд к существующим гаражам. Вместе с тем, в силу п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии – линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Иных оснований, по которым невозможно утвердить Схему расположения земельного участка, Департаментом в заключении не приводится.

Оценив в совокупности все вышеуказанные доказательства, суд приходит к выводу, что отказ Департамента строительства и архитектуры г.о.Самары в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории не соответствует закону, а заявление Ковалева А.В. в этой части подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свободы. В связи с чем, суд считает возможным удовлетворить требование заявителя обязав Департамент строительства и архитектуры утвердить схему расположения земельного участка. Испрашиваемого заявителем, на кадастровой карте (плане) соответствующей территории.

В связи с тем, что суд признает заключение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары № *** от *** незаконным, суд приходит к выводу о том, что отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка № *** от *** также является необоснованным, поскольку основан на незаконном заключении Департамента. В связи с чем, считает необходимым удовлетворить требования заявителя обязав Министерство имущественных отношений Самарской области возобновить работу по заявлению Ковалева А.В. от *** г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 234, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Ковалева А.В. удовлетворить.

Признать незаконными заключение №*** от ***. Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, *** для ведения садоводства.

Обязать Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, *** для ведения садоводства.

Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений от ****** по заявлению Ковалева А.В. в предоставлении в собственность земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, *** используемого под садоводство.

Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области возобновить работу по заявлению Ковалева А.В. от ***. № *** и принять решение, предусмотренное Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 №74, по заявлению Ковалева А.В. о предоставлении в собственность земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, *** используемого под садоводство.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 11.07.2012г.

Судья Е.О. Родивилова

2-3114/2012 ~ М-2932/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ковалев А.В.
Другие
Минимущество Самарской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Самары
Судья
Родивилова Е. О.
Дело на странице суда
oktyabrsky--sam.sudrf.ru
27.06.2012Судебное заседание
01.06.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.06.2012Передача материалов судье
05.06.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.06.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.06.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.06.2012Предварительное судебное заседание
15.06.2012Предварительное судебное заседание
20.06.2012Судебное заседание
02.07.2012Судебное заседание
06.07.2012Судебное заседание
08.08.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.08.2012Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее