Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-281/2019 (2-2520/2018;) ~ М-2613/2018 от 25.12.2018

Дело №2-281/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 января 2019 г. г. Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Губиной Е.П.,

при секретаре Диановой Д.А.,

с участием представителя истца Пискунова И.В. – Дмитровской Ж.Н., представителя ответчика Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области Пензевой И.И., представителя третьего лица Орловского областного Совета народных депутатов Макеева Ю.Н.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело
по иску Пискунова И.В. к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области о восстановлении дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты,

установил:

Пискунов И.В. обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области о взыскании дополнительного материального обеспечения и возобновлении выплаты дополнительного материального обеспечения.

В обоснование заявленных требований указал, что в период 1998-2002 г.г. замещал государственную должность депутата Орловского областного
Совета народных депутатов, в связи с чем на основании решения Управления социальной защиты населения Департамента социальной политики Орловской области от ДД.ММ.ГГ №*** ему назначено дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГ Однако выплата дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты ему была прекращена с ДД.ММ.ГГ

Истец полагал, что прекращение денежной выплаты является неправомерным, поскольку на момент назначения выплаты он соответствовал критериям, предъявляемым Законом Орловской области от 08 января 1997 г. №21-ОЗ «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов». В свою очередь, внесенные Законом Орловской области от
08 февраля 2016 г. №1914-ОЗ в названный закон изменения, касающиеся того, что право на получение ежемесячной выплаты приобретают только депутаты, замещавшие указанную должность на профессиональной постоянной основе не менее трех лет, по отношению к истцу применяться не могут, поскольку указанные изменения распространяются только на правоотношения, возникшие после принятия этого закона.

По изложенным основаниям, истец просил обязать ответчика возобновить ему ежемесячную денежную выплату дополнительного материального обеспечения со дня прекращения, то есть с ДД.ММ.ГГ, а также взыскать с Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области дополнительное материальное обеспечение в размере <данные изъяты>. за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ с продолжением выплаты дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплат с ДД.ММ.ГГ и государственную пошлину в сумме <данные изъяты> руб.

В ходе рассмотрения судом дела представитель истца Пискунова И.В. – Дмитровская Ж.Н. заявленные истцом требования уточнила, просила суд обязать Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области возобновить Пискунову И.В. выплату дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГ

Истец Пискунов И.В. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, воспользовался правом на участие в деле через представителя.

В судебном заседании представитель истца Дмитровская Ж.Н. исковые требования Пискунова И.В. с учетом уточнения поддержала, аргументируя их доводами, изложенными в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области Пензева М.И. иск не признала, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях.

Представитель третьего лица Орловского областного Совета народных депутатов Макеев Ю.Н. при разрешение заявленных истцом требований с учетом их уточнений полагался на усмотрение суда.

В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившегося участника процесса.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит
к следующему.

Пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что субъект Российской Федерации вправе устанавливать социальные и иные гарантии деятельности депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ
№184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 51 Устава (Основного закона) Орловской области от 26 февраля 1996 г. №7-ОЗ установлено, что депутаты областного Совета народных депутатов осуществляют депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности. Число депутатов областного Совета народных депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом области.

Гарантии депутатской деятельности устанавливаются вышеприведенным Уставом (Основным законом) Орловской области и законом области.

Как следует из материалов дела, Пискунов И.В. в период 1998-2002 г.г. являлся депутатом Орловского областного Совета народных депутатов.

В период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ истец замещал должность депутата Орловского областного Совета народных депутатов на профессиональной основе.

ДД.ММ.ГГ Пискунову И.В. назначена пенсия по старости.

По заявлению истца решением Управления социальной защиты населения Департамента социальной политики Орловской области от 27 июня 2011 г. №636 на основании Закона Орловской области от 01 августа 2005 г. №218 «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» истцу было назначено дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 31786 руб. 71 коп. с ДД.ММ.ГГ пожизненно.

ДД.ММ.ГГ заместителем прокурора Орловской области по итогам проверки соблюдения законодательства при назначении и выплате депутатам Орловского областного Совета народных депутатов ежемесячной денежной выплаты к страховой пенсии по старости в адрес руководителя
Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства с требованием решить вопрос о прекращении выплат, осуществляемых с нарушением закона.

Уведомлением Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области от 31 марта 2016 г. №1 Пискунову И.В. выплата назначенного ему дополнительного материального обеспечения
с ДД.ММ.ГГ прекращена ввиду того, что в период осуществления полномочий депутата Орловского областного Совета народных депутатов на профессиональной основе истец не достиг пенсионного возраста.

Возражая против удовлетворения заявленных истцом требований, представитель ответчика исходил из того, что установление дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты к страховой пенсии по старости Пискунову И.В., как депутату Орловского областного Совета народных депутатов, работавшему на постоянной профессиональной основе менее трех лет, и не достигшего пенсионного возраста в период осуществления полномочий депутата Орловского областного Совета народных депутатов на профессиональной основе, противоречит установленному федеральным законодателем принципу назначения пенсии как компенсации утраченного заработка.

Между тем, в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона
от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» статус депутата, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются данным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации. Гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 приведенного Федерального закона).

Закон Орловской области от 08 января 1997 г. №21-ОЗ «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» определяет права, обязанности и ответственность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти Орловской области, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении им депутатской деятельности.

Согласно части 7 статьи 21 Закона Орловской области от 08 января
1997 г. №21-ОЗ «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» (в редакции, действовавшей на момент назначения истцу ежемесячной доплаты к пенсии) гражданин Российской Федерации, избиравшийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти Орловской области и замещавший данную должность не менее трех лет, имеет право на ежемесячную доплату к пенсии за счет средств областного бюджета. Доплата к пенсии устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях.

Таким образом, на момент назначения ежемесячной доплаты к пенсии за счет средств областного бюджета Пискунову И.В. требования о том, что указанная должность должна замещаться на постоянной профессиональной основе не менее трех лет, а избиравшийся депутата Орловского областного Совета народных депутатов должен достигнуть пенсионного возраста
законом не предусматривалось, в связи с чем он соответствовал критериям, предъявляемым к нему законом субъекта Российской Федерации.

При этом федеральное законодательство не содержало каких-либо положений, которые устанавливали бы иное регулирование указанных правоотношений.

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. №446-ФЗ статья 2.1 Федерального закона от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» дополнена пунктом 4, в котором указано, что в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ
«О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 декабря 2012 г. №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013 г. №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», либо по основаниям, предусмотренным подпунктами «б», «г» пункта 1 статьи 9 данного закона, либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 названного закона.

Законом Орловской области от 08 февраля 2016 г. №1914-ОЗ «О внесении изменений в статьи 21 и 27.1 Закона Орловской области
«О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» в части 7 статьи 21 Закона от 08 января 1997 г. №21-ОЗ «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» внесены изменения, согласно которым право на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты за счет средств областного бюджета имеет гражданин Российской Федерации, избиравшийся депутатом Орловского областного Совета народных депутатов и замещавший данную должность на профессиональной постоянной основе не менее трех лет, достигший пенсионного возраста или потерявший трудоспособность в период осуществления им полномочий по указанной должности.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 16 января 2018 г. №6-О, пунктом 1 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также подпунктом «а» пункта 1 статьи 1 Закона Орловской области «О внесении изменений в статьи 21 и 27.1 Закона Орловской области «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» указано, что вопрос сохранения ранее установленных условий назначения дополнительного материального обеспечения для лиц, которым соответствующая выплата была назначена до момента вступления в силу Закона Орловской области от 08 февраля 2016 г. №1914-ОЗ, относится к дискреции законодателя субъекта Российской Федерации, который при осуществлении соответствующего правового регулирования связан вытекающими из конституционных положений принципами социальной справедливости, соразмерности, требованиями о недопустимости внесения в нормативные правовые акты произвольных изменений и должен учитывать как широкий круг социально значимых обстоятельств, включая цели социальной политики, так и имеющиеся у субъекта Российской Федерации финансово-экономические возможности.

Вместе с тем, Закон Орловской области от 08 февраля 2016 г. №1914-ОЗ, которым внесены изменения в часть 7 статьи 21 Закона от 08 января 1997 г. №21-ОЗ «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов», не содержит указаний о распространении их действия на правоотношения, сложившиеся ранее вступления данного акта в законную силу.

При таких обстоятельствах, с учетом общего правила распространения действия закона на правоотношения, возникшие после вступления его в силу, положения части 7 статьи 21 Закона от 08 января 1997 г. №21-ОЗ «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» в редакции Закона Орловской области от 08 февраля 2016 г. №1914-ОЗ подлежат применению к правоотношениям по назначению доплаты к пенсии лицам, приобретшим право на такую доплату после вступления в силу указанных изменений.

Поскольку Пискунов И.В. приобрел право на доплату к пенсии до вступления в силу изменений в закон, на момент назначения пенсии соответствовал критериям, предъявляемым к нему Законом от 08 января 1997 г. №21-ОЗ «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» (в редакции, действовавшей на момент назначения истцу ежемесячной доплаты к пенсии), то требования Пискунова И.В. о возобновлении выплаты дополнительного материального обеспечения с
01 марта 2016 г. являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

В свою очередь возражения ответчика основаны на неверном толковании положений закона, и, следовательно, не могут повлиять на возможность реализации истцом своего право на дополнительное материальное обеспечение.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-199
ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Пискунова И.В. к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области
о восстановлении дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты удовлетворить.

Обязать Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области возобновить Пискунову И.В. выплату дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты с 01 марта 2016 г.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 4 февраля 2019 г.

Судья Е.П. Губина

2-281/2019 (2-2520/2018;) ~ М-2613/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пискунов Иван Васильевич
Ответчики
Департамент соц. защиты населения, опеки и попечительства Орловской области
Другие
Орловский областной Совет народных депутатов
Суд
Советский районный суд г. Орла
Судья
Губина Елена Петровна
Дело на странице суда
sovetsky--orl.sudrf.ru
25.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.12.2018Передача материалов судье
28.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2019Подготовка дела (собеседование)
17.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.01.2019Судебное заседание
29.01.2019Судебное заседание
04.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.02.2019Дело оформлено
30.10.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее