Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
« 08 » ноября 2017 года г.Тамбов
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
Председательствующего судьи Сорокиной С.Л.,
при секретаре Сытиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 2959/17 по иску Троицкой О.М. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о включении периодов работы в трудовой стаж для назначения пенсии и о назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
02.06.2017г. Троицкая О.М. обратилась в УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области от 30.08.2017 года 186043/17 Троицкой О.М. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, 25 лет, поскольку в него не включен, в том числе период работы с 16.08.1988г. по 23.05.1990г. в должности заведующего сектором учета комитета комсомола СПТУ № 30 Ленинского райкома ВЛКСМ г.Тамбова, так как постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, данная должность не предусмотрена.
11.10.2017г. Троицкая О.М. обратилась в суд с иском, с учетом заявления об уточнении исковых требований от 08.11.2017г., к УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о включении в стаж педагогический работы для назначения страховой пенсии по старости периода работы с 16.08.1988г. по 23.05.1990г. в должности заведующего сектором учета комитета комсомола СПТУ № 30 Ленинского райкома ВЛКСМ г.Тамбова и о назначении пенсии с 02.06.2017г., указав в обоснование своих требований, что период работы с 16.08.1988г. по 23.05.1990г. в должности заведующего сектором учета комитета комсомола СПТУ № 30 Ленинского райкома ВЛКСМ г.Тамбова подлежит включению в специальный стаж в соответствии с п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397; должность заведующего сектором учета комитета комсомола являлась выборной; работая в указанной должности, она имела право на зачет указанного периода работы в специальный стаж. С учетом спорного периода она приобрела право на досрочную пенсию.
В судебном заседании истец Троицкая О.М. исковые требования поддержала по тем же основаниям, дополнив, что работа в должности заведующего сектором учета комитета комсомола СПТУ № 30 Ленинского райкома ВЛКСМ г.Тамбова с 16.08.1988г. по 23.05.1990г. подлежит включению в специальный стаж на основании постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397; в период работы в комитете ВЛКСМ СПТУ № 30 ей регулярно выплачивалась заработная плата, что подтверждается архивной справкой, трудовая деятельность осуществлялась с учащимися в возрасте до 18 лет. За ней сохраняется право на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права. Уточняя исковые требования, истец Троицкая О.М. просила включить в стаж педагогический работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости период работы с 16.08.1988г. по 23.05.1990г. в должности заведующего сектором учета комитета комсомола СПТУ № 30 Ленинского райкома ВЛКСМ г.Тамбова и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 02.06.2017г.
Представитель ответчика, по доверенности Рыбкина О.А., исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области, дополнив, что спорный период работы не охватываются нормами пенсионного законодательства, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии. Не оспаривает, что с учетом спорного периода у истца, более 2/3 стажа работы которого приходится на работу в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет, имеется стаж, более 25 лет, необходимый для назначения пенсии
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и пенсионное дело истца, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ социальное обеспечение по возрасту гарантируется каждому. Государство в силу ст.2 и ст.7 Конституции РФ обязано обеспечить права граждан. Согласно ст.15 Конституции РФ, она имеет высшую юридическую силу, Законы и иные правовые акты, применяемые на территории РФ, Конституции противоречить не должны.
Статья 19, ч.2 ст.55Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.
В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Согласно ст.8 Всеобщей Декларации прав человека каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
В судебном заседании установлено, что в период с 16.08.1988г. по 23.05.1990г. истец работала в должности заведующего сектором учета комитета комсомола СПТУ
№ 30 Ленинского райкома ВЛКСМ г.Тамбова.
С 01.09.1992г. по настоящее время истец осуществляет педагогическую деятельность.
Данные обстоятельства, помимо объяснений истца, подтверждаются трудовой книжкой Троицкой О.М., которая в силу ст.66 ТК РФ является основным документом о трудовом стаже и трудовой деятельности работника, архивными справками ТОГБУ «ГАСПИТО» от 12.09.2017г. № 05-07/6726, № 05-07/6727, сообщением отдела обеспечения сохранности, учета и использования архивных документов ТОГКУ «Центр бухгалтерского обслуживания и материально-технического обеспечения» от 30.05.2017г. № 519а, архивной справкой отдела обеспечения сохранности, учета и использования архивных документов ТОГКУ «Центр бухгалтерского обслуживания и материально-технического обеспечения» от 30.05.2017г. № 517, копии которых имеются в материалах дела, и не оспорены представителем ответчика.
В соответствии со ст.4, ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В силу п.19 ч.1, ч.2, ч.3, ч.4 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно п.п. «м» п.1, п.3 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", принятого в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. N1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999г. по 31 декабря 2001г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. N463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992г. по 31 октября 1999г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992г.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. N516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте "м", применяются: Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992г.; постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. N463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992г. по 31 октября 1999г. включительно; Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. N1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999г. по 31 декабря 2001г. включительно.
В соответствии с п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012г.N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт1 статьи27 Федерального закона N173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В силу п.1 ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и решения дела.
В силу п.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Для определения права граждан на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, подлежат применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781.
Указанным нормативным документом не предусмотрено включение в стаж периодов выборной и ответственной работы в комсомольских органах.
Не предусматривалось включение периодов выборной и ответственной работы в комсомольских органах и действовавшими до 01.01.2002г. нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397(утратившим силу с 01.10.1993г.), в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.
Указанный период подлежал включению в стаж при определенном условии.
В силу п.4 указанного выше Положения, выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах засчитывалась в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Суд при разрешении спора также учитывает позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 29.01.2004г. N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан", согласно которой «сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан».
Согласно вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в ряде его определений, статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В период работы Троицкой О.М. на ответственной работе в комсомольских органах, а именно в должности заведующего сектором учета комитета комсомола СПТУ № 30 Ленинского райкома ВЛКСМ г.Тамбова с 16.08.1988г. по 23.05.1990г., действовало вышеуказанное Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, в соответствии с которым в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. действовали до 01.10.1993г., следовательно, спорный период работы истца на ответственной работе в комсомольских органах полностью подпадает под действие названного Постановления и Перечня от 17.12.1959г.
Не менее 2/3 стажа работы истца приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет, как того требует п.4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397.
Учитывая изложенное и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, указанный период работы истца в должности заведующего сектором учета комитета комсомола СПТУ № 30 Ленинского райкома ВЛКСМ г.Тамбова с 16.08.1988г. по 23.05.1990г. должен быть засчитан в педагогический стаж Троицкой О.М. для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Поскольку УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области не оспаривает наличие у истца льготного стажа 23 года 7 месяцев 27 дней, то с учетом рассмотренного периода работы у истца на 02.06.2017г. имеется необходимый стаж для назначения пенсии, что подтвердила в судебном заседании представитель ответчика.
Пенсия Троицкой О.М., с учетом положений ст.22 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», должна быть назначена с 02.06.2017г., как того просила истец в судебном заседании.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░:
- ░ 16.08.1988░. ░░ 23.05.1990░. - ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ № 30 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░.░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ 02.06.2017 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 13.11.2017 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░