Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-310/2013 ~ М-189/2013 от 01.04.2013

дело№2-310/13

                                                    Именем Российской Федерации                                     

15 мая 2013 года                                                                                                                г. Канск      

Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Гришаниной Н.В., при секретаре- Попик С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации - Красноярский край, муниципального образования Канский район и неопределенного круга лиц к ООО «Коммунальщик Канского района» о взыскании платежей за негативное воздействие на окружающую среду,

УСТАНОВИЛ:

Канский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации - Красноярский край, муниципального образования Канский район и неопределенного круга лиц обратился в суд иском к ООО «Коммунальщик Канского района» о взыскании платежей за негативное воздействие на окружающую среду мотивируя тем, что в ходе проведения прокуратурой проверки соблюдения природоохранного законодательства в части исполнения природопользователями обязанностей по внесению в бюджеты различных уровней платежей за негативное воздействие на окружающую среду было установлено, что ООО «Коммунальщик Канского района» в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются 6 котельных, имеющихся на балансе у организации: 2 котельных в с. Сотниково, 1 котельная в с. Астафьевка, 1 котельная в с. Мокруша, 1 котельная с. Арефьевка, 1 котельная СХУ г.Канск. Кроме того от деятельности организации образуются отходы, в том числе опасные. Плата за негативное воздействие на окружающую среду предприятием должна вноситься в бюджет Российской Федерации, бюджет Красноярского края, бюджет муниципального образования - Канский район. Размер задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за период с 2009 по 2012 год составляет 442975,87 рублей. Указанная сумма в добровольном порядке ответчиком в бюджеты разных уровней не внесена.

В судебном заседании помощник прокурора Канской межрайонной прокуратуры Еланкова О.Н. заявила об уменьшении исковых требований. Просит взыскать с ответчика платежи в размере 441963,24 рублей с внесением в доход федерального бюджета денежных средств в сумме 88392,65 рублей, в доход бюджета Красноярского края и в доход бюджета муниципального образования Канский район по 176785,30 рублей.

Представитель ответчика- Муратова З.В. исковые требования признала полностью, суду пояснила, что действительно обязательные платежи за негативное воздействие на окружающую среду в доход федерального бюджета, бюджета Красноярского края и бюджет муниципального образования Канский район не производились из-за отсутствия финансовых средств.

Представитель третьего лица Управления Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю в суд не явился, о дате и времени рассмотрения дела был извещен. Направили в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. В пояснениях по иску требование прокурора поддержали, указав размер задолженности.

         Выслушав помощника прокурора Еланкову О.Н., выступающую в качестве процессуального истца, представителя ответчика- Муратову З.В. и исследовав материалы дела: Расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 2009 по 2012 год включительно; договоры аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности №26-кр от 08.10.2012г., № 02-2010 от 17.06.2010г. с актами приема - передачи имущества; Устав ООО «Коммунальщик Канского района; свидетельство о государственной регистрации ООО «Коммунальщик Канского района» в государственном реестре юридических лиц; заявление о согласовании паспортов опасных отходов; договор приема-передачи отработанных масел №32 от 29.04.2009г.; договор купли- продажи лома и отходов черных металлов № ВМ 1485/11л от 04.10.2011г., суд считает заявленный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ, истец вправе уменьшить размер исковых требований, ответчик вправе признать иск.

Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Судом разъяснено ответчику, что при признании им иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, на основании ст. 173 ГПК РФ.

Статья 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения, проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами, соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации. В связи с тем, что размещение отходов производства и потребления в соответствии со ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» является негативным воздействием на окружающую среду, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательным условием осуществления хозяйственной деятельности предприятия, то есть являются обязательными.

Невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном объеме, является нарушением ст. 11, 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в ред. 30.12.2008) «Об отходах производства и потребления», ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред.27.12.2009) «Об охране окружающей среды».

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду регламентируется Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов платности природопользования, научно-обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

          В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации. Этот порядок, как указано в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 10.12.2002г. № 284-0, определен на сегодняшний день ныне действующим Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 №632 (ред. от 14.06.2001, с изменениями от 14.05.2009), «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (п.п. 1,2,3,4,5,6) в соответствии с указанными законоположениями «платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п.».

В соответствии с указанным Определением Конституционного суда Российской Федерации плата за негативное воздействие на окружающую природную среду, является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве     индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем, чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление». В соответствии с нормативно-правовым комплексом, содержащимся в указанных положениях федерального законодательства в их взаимосвязи, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия, т.е. указанные платежи носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе фискальным сбором.

Определением Конституционного суда Российской Федерации от 10 декабря 2002г. №284-0, в п.2 прямо указано, что конституционно-правовой смысл Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды», размещение отходов, другие виды вредного воздействия» является общеобязательным, исключает любое иное истолкование данного Постановления правоприменителем, в том числе судами общей юрисдикции.

В соответствии со ст. 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.98г. №145-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам бюджета. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является главным администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст. ст. 51,57,62 Бюджетного кодекса РФ сборы зачисляются в доходную часть Федерального бюджета - 20%, в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - по 40%. Соответственно не поступление этих платежей в указанные бюджеты нарушает их права.

Учитывая, что эта плата идет на формирование программ на местном и федеральном уровне по восстановлению окружающей природной среды; на научные исследования безопасных технологий; выплаты денежных сумм гражданам, пострадавшим от негативного воздействия той или иной хозяйственной деятельности; а также для обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения и т.д., поэтому уклонение от внесения указанных платежей затрагивает также конституционные права граждан неопределенного круга лиц (ст.42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды») на благоприятную окружающую среду, так как реализация программ на восстановление среды обитания граждан, а также на решение других проблем, в том числе для обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения, осуществляется за счет средства, полученных от платы за негативное воздействие на окружающую среду, уклонение от нее снижает возможности предупреждения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду.

В соответствии со ст. 22 ГПК РФ судам общей юрисдикции подведомственны исковые дела с участием организации по спорам, возникающим из экологических правоотношений. Учитывая, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду установлена и регулируется ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», т.е. специальным законом, регулирующим отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, согласно п. 1 ст.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды, необходимо признать, что правовые отношения, возникшие в связи с внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду являются экологическими отношениями.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ за прокурором закреплено право обратиться в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Согласно справке о задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду у ООО «Коммунальщик Канского района» за период с 2009 по 2012 год имеется задолженность в размере 441963,24 рублей. Задолженность до настоящего времени в добровольном порядке в бюджеты разных уровней не внесена.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требование о взыскании с ответчика суммы обязательных платежей за негативное воздействие на окружающую среду с внесением в доход федерального бюджета, в доход бюджета Красноярского края и в доход бюджета муниципального образования Канский район подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в размере 7619 рублей 63 копейки.

Руководствуясь ст.ст.173, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации - Красноярский край, муниципального образования Канский район и неопределенного круга лиц к ООО «Коммунальщик Канского района» о взыскании платежей за негативное воздействие на окружающую среду в общей сумме 441 963(четыреста сорок одна тысяча девятьсот шестьдесят три) рубля 24 копейки - удовлетворить.

Взыскать с ООО «Коммунальщик Канского района» указанную выше сумму с распределением по получателям:

-в доход федерального бюджета денежные средства в сумме 88392 рубля 64 копеек;

-в доход бюджета Красноярского края денежные средства в сумме 176 785 рублей 30 копеек;

-в доход бюджета муниципального образования Канский район денежные средства в сумме 176 785 рублей 30 копеек.

Взыскать с ООО «Коммунальщик Канского района» в доход государства государственную пошлину в размере 7619 рублей 63 копейки.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в месячный срок со дня принятия.

         

                      Судья-                                  Н.В.Гришанина.

2-310/2013 ~ М-189/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Канская межрайонная прокуратура в интересах РФ, субъекта Рф, неопределенного круга лиц
Ответчики
ООО "Коммунальщик Канского района"
Другие
Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю
Суд
Канский районный суд Красноярского края
Судья
Гришанина Наталья Владимировна
Дело на странице суда
kanskray--krk.sudrf.ru
01.04.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2013Передача материалов судье
03.04.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.04.2013Судебное заседание
15.05.2013Судебное заседание
16.05.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.06.2013Дело оформлено
09.07.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее