Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12.11.2013г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при секретаре Искаковой Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4897/13 по иску прокурора города Самары в интересах Антипова М. В., Антипова А. В. к Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права состоять на учете и обязании включить в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Самары обратился в суд с иском в интересах Антипова М.В. и Антипова А.В. к Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права состоять на учете и обязании включить в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения, указав, что Антипов М.В. и Антипов А.В. имеют статус детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ДД.ММ.ГГГГ. их мать написала заявление об отказе от материнских прав и о согласии на усыновление.
Антиповы М.В. и А.В. с рождения и до семи лет воспитывались в детском <адрес> (коррекционном) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии. Затем были воспитанниками специальной (коррекционной) школы-интерната № для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.
После окончания школы-интерната Антиповы М.В. и А.В. обучались и закончили ДД.ММ.ГГГГ. профессиональное училище № г. Самары по специальности «Садовник, рабочий зеленого строительства».
В 1999г., обучаясь в ПТУ, истцы были поставлены в очередь на получения жилья в Администрации Советского района г. Самары.
Постановлением администрации Советского района г. Самары от 13.11.2000г. № 2162, «О рассмотрении рекомендации общественной комиссии по жилищным вопросам» постановлено предоставить Антипову М.В. составом семьи 2 человека однокомнатную изолированную <адрес> жилой площадью 15,9 кв.м., в <адрес>, с исключением из списков очередности по личному заявлению.
Ссылаясь на то, что Антиповы никаких заявлений об исключении их из списков очередности не писали, об исключении их из списков очередников не знали, предоставленное жилое помещение не соответствует закону по нормам предоставления, прокурор г. Самары просил суд признать право Антипова М.В. и Антипова А.В. состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемых из муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений во внеочереном порядке как лиц, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте и обязать Администрацию городского округа Самара включить Антипова М.В. и Антипова А.В. в список граждан из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладающих правом на внеочредное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений по городскому округу Самара.
В судебном заседании помощник прокурора г. Самары Д., Антипов М.В., Антипов А.В. поддержали требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Администрации городского округа Самары Б., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что истицам более 23 лет, срок исковой давности с момента предоставления жилья истек.
Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, суд считает требования истцов обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Положениями ст.40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст.98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статейКонституцииРоссийской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральныхзаконови иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Из ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что права детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются и охраняются государством.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно п.3 ст. 8 указанного ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Из п.4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ следует, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. мать Антипова М.В. и Антипова А.В. написала заявление об отказе от материнских прав и о согласии на усыновление.
Антиповы М.В. и А.В. с рождения и до семи лет воспитывались в детском <адрес>(коррекционном) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии. Затем были воспитанниками специальной (коррекционной) школы-интерната № для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.
После окончания школы-интерната Антиповы М.В. и А.В. обучались и закончили ДД.ММ.ГГГГ. профессиональное училище № г. Самары по специальности «Садовник, рабочий зеленого строительства».
В 1999г., обучаясь в ПТУ, истцы были поставлены в очередь на получения жилья в Администрации Советского района г. Самары.
Согласно постановлению администрации Советского района г. Самары от 13.11.2000г. № 2162, «О рассмотрении рекомендации общественной комиссии по жилищным вопросам» постановлено предоставить Антипову М.В. составом семьи 2 человека однокомнатную изолированную <адрес> жилой площадью 15,9 кв.м., в <адрес>, с исключением из списков очередности по личному заявлению.
Из ордера на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что жилая площадь помещения составляет 15,9 кв.м., квартира предоставлена на состав семьи 2 человека – Антипова А.В. и Антипова М.В.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 38 ЖК РСФСР, норма жилой площади устанавливается в размере двенадцати квадратных метров на одного человека.
На основании п.п. а п. 1 ст. 7 Закона Самарской области «О жилище» от 19.01.1999г. № 5-ГД, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане имеющие обеспеченность на одного человека менее 7 квадратных метров жилой площади.
Статья 12 Закона № 5-ГД предусматривает, что норма площади жилого помещения в фонде социального использования по договору социального найма устанавливается в размере для семьи из двух человек - 42 квадратных метра общей площади.
В силу ст. 13 Закона № 5-ГД предоставляемое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и в пределах нормы общей площади, указанной в статье 12 настоящего Закона, но не менее 9 квадратных метров жилой площади на одного члена семьи.
Судом установлено, что на момент предоставления жилого помещения обеспечение истцов жилой площадью составило по 7,95 кв.м. на каждого, что менее учетной нормы, определенной законом.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Антиповы А.В. и М.В. не утратили право состоять ни учете до полного обеспечения их жилым помещением, согласно действующему законодательству, в связи с чем, иск подлежит удовлетворению.
Доводы ответчиков о том, что Антиповы А.В. и М.В. были сняты с очереди по личному заявлению, не нашли подтверждения в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела. По заявлениям истцов, такие заявления они не писали, им было разъяснено право на дальнейшее улучшение жилищных условий по мере поступления жилья. Кроме того, суд учитывает то обстоятельство, что Антиповы А.В. и М.В. проходили обучение в коррекционных образовательных учреждениях, имели отклонения в развитии.
Доводы представителя администрации г.о.Самара о том, что истцами пропущен срок для обращения с заявлением о постановке на учет, в связи с чем их право на обеспечение жильем является утраченным, безосновательны. Согласноп.9 ст. 8 ФЗРФ«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот» с 1 января 2013 года право на обеспечение жилыми помещениями распространяется на тех лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, дофактическогообеспечения их жилыми помещениями. При этом в ФЗ РФ № 15-ФЗ от 29.02.2012, который и ввел в силу новую редакциюст. 8 ФЗРФ«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот», говорится, что новая редакция распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,не реализовалипринадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона,т.е.до 1 января 2013 года. Анализируя указанные положения законодательства, суд считает, что закон не содержит указание на то, что достижение определенного возраста подразумевает одновременное прекращение права. Напротив, приведенным законом предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за выше указанными лицами и в том случае, если они достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. В связи с этим, истцы не могут быть лишены гарантированного и нереализованного права на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях, а соответствующие органы не могут быть освобождены от обязанности поставить их на такой учет при установлении факта нуждаемости в жилых помещениях. Поскольку истцы проживают в жилом помещении, в котором обеспеченность жилой площадью на одного человека составляет 7,95 кв.м., что ниже норм, установленных в Самарской области, иного жилья не имеют, суд считает, что законные права истцов, связанные с постановкой на учет на улучшение жилищных условий по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилых помещений, должны быть восстановлены независимо от того, что их возраст старше 23 лет.
Кроме того, согласно ст. 8 ФЗРФ«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот», действующей на момент предоставления жилья истцам, снятие детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.
Такого согласия суду предоставлено не было.
Из приведенных выше положений закона усматривается, что права истцов обеспечиваются и охраняются государством, органы местного самоуправления в отношении лиц, оставшихся без попечения родителей должны принимать меры по учету таких детей и решать вопросы, связанные с предоставлением им жилых помещений. Вместе с тем, истцы, будучи не обеспеченными в полном объеме жильем, были сняты с соответствующего учета, и введены в заблуждение относительно дальнейшего обеспечения жильем, что свидетельствует о том, что государство, в данном случае, в лице своих представительных органов - органов местного самоуправления и отдела опеки и попечительства, призванных защищать права детей свои обязанности не выполнили.
Доводы Департамента управления имуществом городского округа Самары о пропуске истцами срока исковой давности, суд не принимает во внимание. Как следует из пояснений истцов, работником Департамента имущества городского округа Самары К. им было разъяснено право на дальнейшее улучшение жилищных условий. О наличии постановления о снятии их с учета истцам известно не было, доказательств получения истцами данного постановления суду не предоставлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Самары в интересах Антипова М. В., Антипова А. В. удовлетворить.
Признать право Антипова М. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Антипова А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения стоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемых из муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений во внеочередном порядке как лиц, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Обязать Администрацию городского округа Самара включить Антипова М. В. и Антипова А. В. в список граждан из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по городскому округу Самара.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 15.11.2013 г.
Судья Е.А. Борисова
Копия верна
Судья