Дело № 2-2516/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 августа 2021 года г.о. Щёлково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Колесниковой О.Д.
при секретаре судебного заседания Королевой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Продун ФИО8 к Министерству обороны Российской федерации об исключении земельного участка из состава земель лесных участков входящих в состав лесничеств Министерства обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, уточнив исковые требования, обратился в Щелковский городской суд Московской области с иском к Министерству обороны Российской федерации об исключении принадлежащего ему земельного участка из состава земель лесных участков входящих в состав лесничеств Министерства обороны Российской Федерации.
В обоснование исковых требований указал, что на основании Договора аренды земельного участка № № от 03 октября 2018 года, владеет и пользуется земельным участком с кадастровым номером № площадью 741 кв.м., по адресу: <адрес>-3. В целях получения разрешения на строительство на принадлежащем ему земельном участке Истец в соответствии с требованиями, установленными ч.13 ст.48 ГрК РФ направил в Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области материалы (проектную документацию) для регистрации в ИСОГД Московской области (номер обращения № ИСОГД-22-00021026 от ДД.ММ.ГГГГ). Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в регистрации материалов по причине отсутствия согласования Департамента имущественных отношений Министерства обороны, а именно нахождения земельного участка с кадастровым номером № в лесных участках в составе земель обороны и безопасности в границах лесничеств Министерства обороны.
ФИО1 обратился в Министерство обороны Российской Федерации в целях согласования строительства в границах принадлежащего ему участка.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Минобороны России сообщило о том, что испрашиваемый земельный участок №:№ прилегает к границе Монинского участкового лесничества Московского лесничества Министерства обороны РФ. Принимая во внимание, что Монинское участковое лесничество Московского лесничества Минобороны России находится в ведении федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России, вопрос строительства рекомендовано проработать с ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России.
В ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Московское лесничество Минобороны России – филиал ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России сообщило, что согласно материалам лесоустройства 2019 года, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером № в границы Монинского участкового лесничества Московского лесничества Минобороны России, квартал 1 выдел 1. Объекты недвижимого имущества, расположенные в границах вышеуказанного земельного участка, Московским лесничеством Минобороны России не используются и не планируются к использованию в дальнейшем. Для принятия решения об исключении испрашиваемого земельного участка из границ Московского лесничества Минобороны России рекомендовано обратиться в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ Истец обратился в Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ с целью получения информации об отнесении принадлежащего ему земельного участка к лесным участкам Министерства обороны Российской Федерации.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Истцу сообщено, что по информации, поступившей из ФГКУ «Управления лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России, сообщается, что согласно материалам лесоустройства 2019 <адрес> участок входит в границы Монинского участкового лесничества Московского лесничества – филиала Учреждения.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области Истцу сообщено, что в соответствии с приказом первого заместителя Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность Щелковского муниципального района Московской области» земельный участок передан в собственность Щелковского муниципального района. ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России дано поручение Московскому лесничеству Минобороны о подготовке комплекта первичной документации для исключения сведений о земельном участке из государственного лесного реестра.
Актом № от ДД.ММ.ГГГГ начальника Московского лесничества – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России об изменении документированной информации государственного лесного реестра утвержденного Первым заместителем председателя Комитета лесного хозяйства Московской области на основании указанного выше Приказа первого заместителя Министерства обороны Российской Федерации от 24.05.2016 № 276 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность Щелковского муниципального района Московской области» в государственном лесном реестре изменена документированная информация, т.е. спорный земельный участок исключен из государственного лесного реестра. Однако, до настоящего времени, согласно данным ИСОГД, спорный земельный участок продолжает находится в границах лесничеств Министерства обороны Российской Федерации.
На основании изложенного просит суд исключить земельный участок с кадастровым номером № состава земель лесных участков входящих в состав лесничеств Министерства обороны Российской Федерации.
В судебное заседание истец Продун Э.В. не явился, извещен, его представитель, действующий на основании доверенности, Шабакаев Д.А. заявленные исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика – Министерства обороны РФ, в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель Администрации г.о. Щелково Московской области - Мясова С.А. полагала заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области, оставила вопрос об удовлетворении исковых требований на усмотрение суда.
Представители третьих лиц, Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, Московского лесничества Министерства обороны РФ – филиала федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, извещены.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности, представленные доказательства, с учетом экспертного заключения, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе на земли населенных пунктов (подпункт 2), земли лесного фонда (подпункт 5).
В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 14 Закона N 172-ФЗ отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Вне зависимости от указанной даты земельный участок относится к землям населенных пунктов всегда, если в соответствии со сведениями ЕГРН о местоположении его границ земельный участок находится в границах населенного пункта (статья 14 Федерального закона N 172-ФЗ) (п. 5 Письма Минэкономразвития России от 15.09.2017 N 26268-ВА/<адрес>).
Согласно ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда ограничены в обороте.
В соответствии со статьей 7, пунктом 2 статьи 23 Лесного кодекса РФ земли лесного фонда состоят из лесничеств, лесопарков, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67,96 Лесного кодекса РФ, а именно по материалам лесоустройства и данных государственного кадастрового учета лесных участков.
Согласно ч.2 статьи 4.2. ФЗ от 04.12.2006 № 201 - ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничение прав на лесные участки, обременение лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, исходя из приведенных норм, данные о государственном кадастровом учете лесных участков, в составе земель лесного фонда должны содержаться не только в лесоустроительной документации, но и в государственном кадастре недвижимости.
Вся информация о границах лесничеств и лесопарков содержится Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области ИСОГД МО), одной из составных частей которой является Ведомственная информационная система обеспечения деятельности Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области (ВИС ГУАГ МО).
Программа ИСОГД представляет собой совокупность информационных подсистем и ресурсов, обеспечивающих сбор, обработку, актуализацию и использование семантических и графических данных для обеспечения осуществления градостроительной деятельности на территории Московской области, совершенствования архитектурно-художественного облика городов, поселений и иных населенных пунктов Московской области, действующая на основании Положение о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области утверждено постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 № 231/9 «Об утверждении Положения о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области».
Данная программа носит ведомственный характер и была введена только в 2016 году.
Таким образом, сами по себе данные, содержащиеся в указанных информационных программах, не могут служить доказательствами того, что тот или иной земельный участок пересекает границы лесного фонда, поскольку к таким доказательствам в соответствии с положениями Лесного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» могут относиться материалы землеустройства (сведения государственного кадастра недвижимости).
Принятие Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра (далее - ГЛР) и Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ не содержит порядок и процедуру исключения земельных участков из состава земель лесного фонда, тогда как вносит изменения в ряд нормативных актов, в целях устранения противоречий государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в ст. 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предусматривающую, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в ГЛР на основании сведений ЕГРН (п. 5).
В соответствии с п. 6 ст. 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:
1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;
3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Согласно п. 7 ст. 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, осуществляет исключение из государственного лесного реестра сведений, которые противоречат сведениям Единого государственного реестра недвижимости, на основании уведомлений органа регистрации прав об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и иных уведомлений, предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в течение 30 дней со дня получения указанных уведомлений.
Федеральный закон N 218-ФЗ устанавливает три основных способа устранения противоречий сведений ЕГРН и ГЛР: в порядке уточнения границ участка, не являющегося согласно сведениям ЕГРН лесным участком; в ходе устранения реестровой ошибки; посредством снятия с государственного кадастрового учета лесных участков, сведения о которых совпадают со сведениями ЕГРН об иных лесных участках.
Каждый из этих способов зависит от наличия определенных обстоятельств и не может быть выбран произвольно кем-либо, в том числе заявителем (п. 18 письмо Минэкономразвития России от 15.09.2017 N 26268-ВА/Д23и "О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ").
Кроме того согласно ст.7 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» («Закон о лесной амнистии»), п.5 ст.4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или право удостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
роительной деятельности, где отображаются границы земель лесного фонда, было установлено, что пересечений (наложений) объекта экспертизы с лесничествами, лесопарками и землями лесного фонда не имеется. Ближайший участок, отнесенный к землям лесного фонда, расположен на расстоянии 2500 метров от границы объекта (Свердловское участковое лесничество, кадастровый №). Границы земель лесного фонда, отображенные на геоинформационном портале и ПЗЗ г.о. Щёлково, в целом совпадают с границами земель лесного фонда по сведениям ЕГРН. В материалах дела содержится письмо ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором указано, что согласно материалам лесоустройства 2019 г. испрашиваемый земельный участок входит в границы Монинского участкового лесничества Московского лесничества Минобороны России, квартал 1 выдел 1. Вместе с тем используя материалы дела, а также данные, находящиеся в открытом доступе, наложений исследуемого участка на земли лесного фонда не установлено.
Земельные споры рассматриваются в судебном порядке (пункт 1 статьи 64 ЗК РФ).
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 (далее - постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22), к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка. Таким образом, спор, связанный с установлением границ земельных участков, в том числе по причине их наложения, подлежит рассмотрению в исковом порядке.
Согласно части 1 статьи 55 и части 1 статьи 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Конституционный Суд РФ в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года № 566-0-0, от 18 декабря 2007 года № 888-0-0, от 15 июля 2008 года № 465-0-0 и др.).
При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из приведенных положений закона следует, что суд первой инстанции оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Поскольку для разрешения поставленных вопросов необходимы специальные познания с использованием различных научных направлений в пределах одной области знания, на основании определения суда по данному делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ФИО5
Согласно представленному заключению эксперта установлено следующее:
В результате сравнения (сопоставления) реестровых границ участка с кадастровым номером 50:14:0050607:5 со сведениями, размещенными на портале Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, где отображаются границы земель лесного фонда, было установлено, что пересечений (наложений) объекта экспертизы с лесничествами, лесопарками и землями лесного фонда не имеется. Ближайший участок, отнесенный к землям лесного фонда, расположен на расстоянии 2500 метров от границы объекта (Свердловское участковое лесничество, кадастровый №). Границы земель лесного фонда, отображенные на геоинформационном портале и ПЗЗ г.о. Щёлково, в целом совпадают с границами земель лесного фонда по сведениям ЕГРН. В материалах дела содержится письмо ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором указано, что согласно материалам лесоустройства 2019 г. испрашиваемый земельный участок входит в границы Монинского участкового лесничества Московского лесничества Минобороны России, квартал 1 выдел 1. Вместе с тем используя материалы дела, а также данные, находящиеся в открытом доступе, наложений исследуемого участка на земли лесного фонда не установлено.
Заключение экспертизы получено в соответствии с нормами ГПК РФ, является относимым и допустимым доказательством по делу, оснований не доверять заключению эксперта, имеющего соответствующую квалификацию и опыт работы, у суда не имеется. Заключение эксперта мотивировано, имеется ссылка на специальную литературу, сделан подробный анализ осмотра объекта. Осмотр объекта производился на месте, что свидетельствует об объективности выводов, данных экспертом В ЕГРН отсутствуют сведения о наличии пересечений с лесными участками.
Сведений о наличии каких-либо ограничений в обороте земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости в настоящий момент не содержится, следовательно, земельный участок с кадастровым номером 50:14:0050607:5, в соответствии с положениями Федерального закона от 29.07.2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» не может быть отнесены к землям лесного фонда.
Иными надлежащими доказательствами факт наложения, испрашиваемого заявителем земельного участка на земли лесного фонда не подтвержден.
Кроме того, принимая во внимание приказ первого заместителя Министерства обороны Российской Федерации от 24.05.2016 № 276 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность Щелковского муниципального района Московской области» согласно которому спорный земельный участок включен в перечень земельных переданных в собственность Щелковского муниципального района Московской области, в связи с чем, судом достоверно установлен факт выбытия спорного земельного участка из состава земель Министерства обороны, в том числе, из состава его лесничеств.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Продун ФИО9 - удовлетворить.
Исключить земельный участок с кадастровым номером 50:14:0050607:5 из состава земель лесных участков входящих в состав лесничеств Министерства обороны Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение месяца.
Судья О.Д.Колесникова