Дело № 2-109/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 января 2016 года г. Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Плешкова А.А.,
при секретаре Березовской Н.В.,
с участием истицы Красюк Л.И., представителя ответчика – ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе Амурской области Карпенко Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красюк Л.И. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зее и Зейском районе Амурской области о взыскании стоимости льготного проезда,
УСТАНОВИЛ:
Истица Красюк Л.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и <адрес> о взыскании расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, в обоснование требований указала, что она является неработающим пенсионером по старости с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> ею использован льготный проезд от <адрес> до Японии, и обратно. Просит взыскать с ответчика <данные изъяты>. – сумму проезда от <адрес> до Японии и обратно.
В судебном заседании истица Красюк Л.И. на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе Карпенко Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и пункта 1 Правил, компенсация расходов, связанных с оплатой стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, осуществляется к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно. Поскольку из представленных истцом документов видно, что отдых протекал за пределами РФ, то основания для выплаты такой компенсации отсутствуют. Кроме того, возражает против требований истца в части взыскания стоимости постельного белья по представленным проездным документам сообщением <адрес>, и по оплате проезда <адрес> по представленным документам, поскольку представленные проездные документы свидетельствуют о том, что поезд был осуществлен скорым поездом, что законодательством не предусмотрено. Также считает, что по маршруту <адрес> подлежат применению значения ортодромических расстояний.
Заслушав истицу, представителя ответчика, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему:
На основании ст. 34 Закона РФ от 19 февраля 1993 г № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в редакции от 21 июля 2014 года) компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 4 вышеназванного Закона гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года № 176 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно. Согласно п. 3 Правил компенсация может производиться в виде представления документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов. В соответствии с п. 7 Правил заявление о компенсации в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд к месту отдыха и обратно, по установленной форме с указанием места отдыха пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства либо через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг с документальным подтверждением предстоящего пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в другом месте отдыха (путевка, курсовка, иной документ, содержащий сведения о предстоящем нахождении пенсионера в избранном им для проведения отдыха месте).
Согласно п. 10 Правил, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда:
а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда;
б) внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений;
в) морским транспортом - в каюте IV-V групп морского судна регулярных транспортных линий;
г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса;
д) автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями.
Таким образом, в числе тех, кому выплачиваются компенсации, не указаны пенсионеры, отдыхающие не в местах, где предоставляются услуги по организации отдыха на территории Российской Федерации, а в других местах. Вместе с тем, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно раз в два года гарантирована статьей 34 вышеуказанного Закона.
Гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физических затрат таким гражданам представляются в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях. (Преамбула к Закону).
Ограничение права пенсионеров на получение гарантированной государством компенсации проезда один раз в два года к месту отдыха и обратно на основании отсутствия путевки или иного документа, полученного в организации, предоставляющей услуги по организации отдыха, равно как по основаниям отдыха за пределами Российской Федерации, при том, что эти граждане являются также пенсионерами, получающими трудовую пенсию и (или) инвалидами и тоже проживают в районах Крайнего Севера (или приравненных к ним местностях), ставит их в неравное положение с теми, кто отдыхает организованно и в пределах территории России, что противоречит статье 19 Конституции РФ, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Из Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 августа 2008 г. № 408н об утверждении разъяснения о применении вышеуказанных правил следует, что в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), а также сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности поезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), и расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в п.10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд более высокой категории.
При осуществлении проезда более высокой категории стоимости возмещение фактически произведенных пенсионером расходов производится на основании дополнительно представленного пенсионером в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации документа о стоимости проезда по данному маршруту в пределах, установленных в пункте 10 Правил.
В случае если пассажирские перевозки по маршруту следования пенсионера к месту отдыха и обратно осуществляются транспортными средствами только более высокой категории стоимости, чем это предусмотрено в пункте 10 Правил (например, на железнодорожном транспорте - только скорыми и фирменными поездами), возмещение фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда производится в размере наименьшей стоимости проезда указанными транспортными средствами (например, в плацкартном вагоне скорого или фирменного поезда).
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Красюк Л.И., являясь неработающим пенсионером, проживая в районе, приравненной к Крайнему Северу, имеет право на компенсацию расходов стоимости проезда к месту отдыха на территории РФ и обратно.
Истица просит взыскать затраченную сумму на проезд от <адрес> до Японии и обратно в размере <данные изъяты>.
Понесённые истцом расходы по маршруту <адрес> – <адрес> – <адрес> подтверждены проездными документами – билетом серии <Номер обезличен> ИП ФИО5 от <Дата обезличена> по маршруту <адрес> – <адрес> на сумму <данные изъяты>, серии <Номер обезличен> ИП ФИО5 от <Дата обезличена> по маршруту <адрес> – <адрес> на сумму <данные изъяты>.
Таким образом, суд считает необходимым взыскать в пользу истца стоимость проезда по маршруту <адрес> в сумме <данные изъяты>, по маршруту <адрес> в сумме <данные изъяты>, согласно представленным билетам.
Как следует из контрольных электронных билетов <Дата обезличена> истицей был использован проезд железнодорожным транспортом по маршруту <адрес>, стоимость проезда в плацкартном вагоне с учетом оплаты постельного белья составил <данные изъяты>, <Дата обезличена> использован проезд железнодорожным транспортом по маршруту <адрес>, стоимость проезда в плацкартном вагоне без учета стоимости постельного белья составила <данные изъяты>. Одновременно истицей заявлено требование о взыскании стоимости пользования постельным бельем в поезде <Дата обезличена> в сумме <данные изъяты>.
Вместе с тем, согласно вышеназванным Правилам, не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании расходов по оплате стоимости постельного белья по проездному документу сообщением <адрес> в сумме <данные изъяты>, а также по квитанции к проездному билету по маршруту <данные изъяты> в сумме <данные изъяты>.
Кроме того, из проездного документа <адрес> следует, что проезд истицей осуществлен в плацкартном вагоне скорого поезда, что также действующим законодательством не предусмотрено, вместе с тем истицей представлена справка ООО <данные изъяты> о том, что стоимость проезда в плацкартном вагоне пассажирского поезда от <адрес> до <адрес> на <Дата обезличена> составляла <данные изъяты>, в связи с чем суд при взыскании понесенных истицей затрат исходит из суммы указанной в справке о стоимости проезда.
Таким образом, суд частично удовлетворяет исковые требования истца о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда по маршруту <адрес> в сумме <данные изъяты>., по маршруту <адрес> в сумме <данные изъяты> согласно представленным проездным документам и справки, без учета стоимости постельного белья.
Как следует из маршрутной квитанции электронного билета, стоимость перелета по маршруту <адрес> и обратно составила <данные изъяты>.
Для правильного разрешения заявленных требований суд принимает к расчету значение ортодромического расстояния от международного аэропорта Российской Федерации до крайней точки Российской Федерации.
Значение ортодромических (кратчайших) расстояний от международных аэропортов (в границах Российской Федерации), а также процентное отношение ортодромии по Российской Федерации к общей ортодромии устанавливаются Главным центром Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.
Согласно справке, предоставленной ООО <данные изъяты> отношение ортодромии по Российской Федерации к общей ортодромии от аэропорта <адрес> до Японии <адрес> составляет 52,33%. Следовательно, суд, располагая сведениями о фактических расходах, понесенных истицей по проезду <адрес> в сумме <данные изъяты>, с учетом значения ортодромических расстояний имеет возможность определить фактические расходы истицы по данному маршруту в пределах территории Российской Федерации, а именно: взыскивает в пользу истицы стоимость льготного проезда по маршруту <адрес> в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>:100%х52,33%).
Исходя из вышеизложенного, суд частично удовлетворяет исковые требования истицы о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> от <адрес> до Японии, и обратно в сумме <данные изъяты>, согласно представленных проездных документов, справки о значении ортодромического расстояния по маршруту <адрес>.
По требованию о взыскании денежной компенсации за льготный проезд истица при подаче искового заявления государственную пошлину не платила. На основании ст. 333. 19 ч. 1 и ст. 333. 20 ч. 1 п. 8 Налогового Кодекса РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истица освобождена.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Красюк Л.И. удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зее и Зейском районе Амурской области в пользу Красюк Л.И. компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в сумме <данные изъяты>.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе Амурской области государственную пошлину в доход государства в сумме <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение одного месяца со дня его провозглашения.
Председательствующий