Дело № 2а-3867/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Ульяновск 08 ноября 2018 года
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Бойковой О.Ф.
при секретаре Дубановой А.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Администрация города Ульяновска к УФССП России по Ульяновской области, судебному приставу исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области об освобождении от исполнительского сбора
УСТАНОВИЛ:
Истец, Администрация города Ульяновска, обратился в суд с иском к УФССП России по Ульяновской области об освобождении исполнительского сбора. Свои исковые требования обосновывают тем, что судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области возбуждено исполнительное производство №-ИП о взыскании исполнительного сбора в размере 5 000 руб. 20.09.2012г. было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа, выданного на основании решения Ленинского районного суда г. Ульяновска, вступившего в законную силу 07.09.2012г. о возложении на администрацию города Ульяновска организовать надлежащее содержание автомобильной дороги, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. Жасминная. Однако, в силу объективных причин решение в установленные сроки не было исполнено. Администрация является бюджетным учреждением и все денежные средства, находящиеся в ее распоряжении носят целевой характер и используются в соответствии с бюджетом, который формируется в соответствии с решением Ульяновской Городской думы Ульяновской области от 23.09.2014г. №119 «О принятии Устава муниципального образования «город Ульяновск». Автомобильная дорога по ул. Жасминной в г. Ульяновске относится к 4-ой технической категории. Содержание уличных дорог сети города Ульяновска, в том числе и по ул. Жасминной, возложена на МБУ «Дорремстрой». 14.08.2018г. МБУ «Дорремстрой» произвел отсыпку асфальтограннулятом по ул. Жасминной в г. Ульяновске. 20.08.2018г. судебным приставом МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Трошиной Н.А. составлен акт о совершении исполнительских действий, согласно которого автомобильная дорога по ул. Жасминной в г. Ульяновске приведена в соответствие с требованием ГОСТ Р 50597-93. Просят освободить от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП.
Представитель истца в судебном заседании на иске настаивает.
Административный ответчик, УФССП России по Ульяновской области, в судебное заседание не явился, извещен, причин неявки суду не сообщил.
Административный ответчик, судебный пристав исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Трошина Н.А. в судебное заседание не явилась, извещена, просит рассмотреть в ее отсутствие.
Заинтересованное лицо, представитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен, причин неявки в судебное заседание не сообщил.
Суд, с учетом мнения представителя истца, находит возможным рассмотреть дело, при данной явке.
Выслушав пояснение представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантией их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст. 46 Конституции РФ.
В соответствии со ст. ст. 218, 360 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона Российской Федерации "Об исполнительном производстве" (далее Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в Федеральный бюджет.
Согласно части 2 статьи 112 названного Закона, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Частью 6 статьи 112 этого же Закона установлено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Изложенные выше правовые нормы, позволяют сделать вывод о том, что Федеральный закон «Об исполнительном производстве» относит исполнительский сбор к виду ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве, являющемуся денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Из смысла понятия исполнительского сбора можно сделать вывод о том, что его основное правовое назначение - это «стимулирование» должника к своевременной уплате денежного долга и наложение ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве.
Из вышеизложенного, следует, что исполнительский сбор представляет собой разновидность административной ответственности.
Одним из конституционных принципов юридической ответственности является наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения.
Применительно к данному составу правонарушения виновность субъекта определяется умышленным неисполнением требований исполнительного документа без уважительных причин.
Судом установлено, что решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 30.07.2012г. было признано незаконным бездействие администрации города Ульяновска, не принимающей надлежащих мер, направленных на содержание автомобильной дороги, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. Жасминная. Возложена обязанность на администрацию города Ульяновска по устранению выявленных нарушений эксплуатационного состояния автомобильной дороги, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. Жасминная, а именно: ликвидировать выбоины напротив домов №15,22,11,14,31,29,5,7,1. Возложена обязанность на администрацию города Ульяновска по организации надлежащего содержания, в соответствии с требованиями государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» автомобильной дороги, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. Жасминная. По вступлению решения в законную силу, был выдан исполнительный лист.
Постановлением судебного пристава исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области возбуждено исполнительное производство за №. Как следует из материалов исполнительного производства, судебным приставом исполнителем неоднократно выносились постановления о назначении новых сроков для исполнения решения суда, предупреждения о привлечении к ответственности злостное уклонение от исполнения решения суда. Кроме того, с 2013г. по 2018г., судебным приставом исполнителем в отношении администрация города Ульяновска неоднократно составлялись протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч.1,ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ; выносились постановления о привлечении к административной ответственности за совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1,ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ.
В установленный судебным приставом исполнителем срок решение суда добровольно не исполнено, каких-либо документов в подтверждение уважительности причин неисполнения исполнительного листа судебному приставу исполнителю не предоставлено, в связи с чем, судебный пристав исполнитель обоснованно вынес постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 5000 руб.
14.08.2018г. МБУ «Дорремстрой» произвел отсыпку асфальтограннулятом по ул. Жасминной в г. Ульяновске.
20.08.2018г. судебным приставом МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Трошиной Н.А. составлен акт о совершении исполнительских действий, согласно которого автомобильная дорога по ул. Жасминной в г. Ульяновске приведена в соответствие с требованием ГОСТ Р 50597-93.
Исполнительное производство №-ИП выделено из основного исполнительного производства № по задолженности по оплате исполнительского сбора в размере 5 000 руб.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 3 пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих доводов и возражений, если иное не предусмотрено законом.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась о должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения решения суда в установленный судебным приставом исполнителем срок требований исполнительного документа.
Согласно абз. 2 п. 75 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.11.2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Разрешая спор по существу, суд руководствуется тем, что доказательств наличия принятия исчерпывающих мер к исполнению требований исполнительного документа, вследствие которых исполнение требований исполнительного документа было невозможно, в материалах дела отсутствуют, доказательств принятия мер по исполнению решения суда в срок, содержащийся в исполнительном документе, также не представлено.
Суд также обращает внимание на то обстоятельство, что за не исполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований должник неоднократно привлекался к административной ответственности, со стороны судебного пристава исполнителя должнику неоднократно предоставлялся новый срок для исполнения решения суда, однако решение исполнено лишь 14.08.2018г.
Учитывая вышеизложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░- ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.