Дело № 2-3535/2017
Мотивированное решение изготовлено 17.07.2017.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июля 2017 года г. Екатеринбург
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Мурашовой Ж.А.,
при секретаре Лосевой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коваль Ольги Викторовны к ГУ УПФ РФ в Кировском районе г. Екатеринбурга о назначении страховой пенсии по старости,
установил:
Коваль О.В. обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, в обоснование которого указано, что *** она обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, в связи с достижением специального стажа осуществления медицинской деятельности. Решением ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе *** от *** ей было отказано в назначении пенсии, так как из специального стажа был исключен период работы с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, в которые истец находилась на курсах повышения квалификации. Кроме того, в ее специальный трудовой страж не были включены периоды работы с *** по *** в должности палатная медсестра в Городской клинической больнице скорой медицинской помощи, периоды с *** по ***, с *** по *** в должности медсестра отделения реанимации, с *** по ***, в должности медсестра-анестезист, с *** по *** в должности медсестра в отделении анестезиологии МУ «Центральная городская клиническая больница № 1 Октябрьского района». Также не включен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с *** по ***. Считает, что право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью с учетом всех вышеуказанных периодов у нее возникло с ***, то есть до принятия ответчиком решения об отказе в назначении пенсии. Просит суд отменить решение ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга *** от ***; включить в ее специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости период работы с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***; обязать ответчика назначить ей пенсию по старости с момента обращения – с ***.
Впоследствии истец заявила дополнительные исковые требования, просит включить в страховой стаж периоды работы с *** по ***, период с *** по ***.
Истец Коваль О.В. в судебном заседании доводы и требования искового заявления с учетом уточнений поддержала, на их удовлетворении настаивала в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга Доос Ю.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам представленного письменного отзыва.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 января 2015 года Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
Правовые основания и условия назначения досрочной пенсии лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, установлены пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", который сохраняет ранее установленные правила назначения такой пенсии.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
23.03.2017 Коваль О.В. обратилась в УПФР в Кировском районе г. Екатеринбурга с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением медицинской деятельности. Решением ГУ - УПФР в Кировском районе г. Екатеринбурга об отказе в удовлетворении заявления застрахованного лица о назначении пенсии заявительнице было отказано в назначении страховой пенсии, так как у нее отсутствует необходимый 30-летний стаж осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городах. Страховой стаж истца установлен равным 28 годам 00 месяцам 16 дням.
В п. 3 Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 указано, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Ответчиком не включены в специальный стаж периодыработы с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по 28.10.2016в должности медсестры-анестезита МБУ «ЦГКБ №1 Октябрьского района» по тем основаниям, что в указанные периоды истец находилась на курсах повышения квалификации.Периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации, командировки, семинары не предусмотрены Разъяснением Минтруда России от *** ***. Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от *** ***, также содержат исчерпывающий перечень периодов работы и иной деятельности, которые включаются в трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение и не предусматривают курсы повышения квалификации, а также нет подтверждения сведениями индивидуального персонифицированного учета.
Анализируя доводы ответчика об отказе во включении в специальный стаж истца указанных периодов, суд приходит к следующему.
Так, из представленных материалов усматривается и не оспаривается стороной ответчика, что в периоды с *** по *** истец работала в должности палатной медсестры в Городской Клинической больнице СМП, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** работала в должности медсестры-анестезиста, а также медсестры отделения реанимации.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от *** N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, следует вывод, что ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Из анализа законодательства в области оказания медицинской помощи следует, что врачебная деятельность требует поддержания квалификации, периодичность прохождения специалистами которой установлена ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.
То есть императивно установлено, что для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации (специализация) является обязательным условием выполнения работы.
Руководствуясь положениями ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, учитывая, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, суд приходит к выводу, что время нахождения на курсах повышения квалификации и в служебных командировках подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, поскольку истец направлялся на курсы повышения квалификации и в командировки работодателем, за ним сохранялись рабочее место и средняя заработная плата.
При учете указанной правовой позиции действующего законодательства невключение в специальный стаж периодов нахождения работников на курсах повышения квалификации влечет необоснованное ограничение их пенсионных прав.
Следовательно, указанные периоды подлежат включению в страховой стаж истца в календарном исчислении.
Ответчиком не включены в специальный стаж периоды работы с *** по *** в должности палатная медсестра в Городской клинической больнице скорой медицинской помощи, периоды с *** по ***, с *** по *** в должности медсестра отделения реанимации, с *** по ***, в должности медсестра-анестезист, с *** по ***, с *** по ***, период с *** по *** в должности медсестры в отделении анестезиологии МУ «Центральная городская клиническая больница № 1 Октябрьского района» по тем основаниям, что, к данным периодам применить льготное исчисление стажа не предоставляется возможным, так как наименование должности не предусмотрено Перечнем структурных Подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течении года засчитывается как год и 6 месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066.
Так, условием для включения периода в стаж является, в силу п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществление медицинской деятельности в лечебном учреждении.
Включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Так, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указано, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - постановление N 1066).
Пунктом 1 постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.
В соответствии с пунктом 3 постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Из пояснений истца, а также из представленных доказательств следует, что в периоды с *** по ***, с *** по *** в должности медсестры отделения реанимации, с *** по ***, в должности медсестры анестезиста, с *** по ***, с *** по ***, период с *** по *** в должности медсестры в отделении анестезиологии МУ «Центральная городская клиническая больница № 1 Октябрьского района» она, осуществляла лечебную деятельность, что подтверждается представленной в материалы дела архивной справкой от ***, уточняющей справкой от *** ***.
В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от *** N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указано, что при включении в стаж периодов, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
По мнению суда, следует учитывать, что назначение пенсии за выслугу лет зависит от вида деятельности работников, а не от наименования или правового статуса учреждения здравоохранения или его структурного подразделения, в которых они осуществляли свою трудовую деятельность, поскольку основанием для возникновения права на пенсию за выслугу лет является именно медицинская деятельность, а не наименование учреждения, его статус, форма собственности.
Из представленного Положения о реанимационно-анестезиологическом отделении ЦГКБ № 1, утвержденного главным врачом ***6, следует, что основными задачами отделения являются оказание анестезиологических пособий и реанимационной помощи больным хирургических отделений, службы родовспоможения, гинекологического, глазного и терапевтического отделений, оказание реанимационной помощи больным в терминальных состояниях, лабораторное обследование тяжелых больных, проведение дифференциальной диагностики у тяжелых больных.
Согласно должностной инструкции медицинской сестры отделения реанимации МУ «ЦГКБ № 1 Октябрьского района» основными обязанностями являются осуществление контроля за состоянием больного во время анестезии, интенсивной терапии и реанимации, контроль дозировки лекарственных средств во время преднаркозной подготовки, наркоза, посленаркозного периода, в случае изменений в состоянии больного, требующих срочных мер, оказание экстренной доврачебной помощи.
Таким образом, суд считает установленным тот факт, что в указанные спорные периоды истец осуществляла лечебную профилактическую деятельность, основными видами деятельности учреждения, в котором работала и работает истец, является оказание лечебно-профилактической помощи населению.
В связи с чем, учитывая, что ответчиком факт осуществления истцом в спорные периоды лечебной деятельности в учреждении здравоохранения не оспаривается, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о включении в специальный стаж периодов с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** в льготном исчислении.
Период работы с *** по *** в должности палатной медсестры в Городской клинической больнице Скорой медицинской помощи суд не включает, поскольку он не подтвержден документально.
Также суд не усматривает законных оснований для удовлетворения требований истца о включении в стаж в календарном исчислении период отпуска по уходу за ребенком с *** по ***, поскольку по действующему в спорный период законодательству предусматривалось предоставление женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Согласно п. 5 ст. 256 Трудового Кодекса РФ от 31.12.2001 г. № 197 - ФЗ отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости).
Пунктом 27 Постановления Пленума Верховного Суда от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» закреплено, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания.
Отпуск истца по уходу за ребенком начался после 6 октября 1992 года, следовательно, правовых оснований включать в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, отпуск по уходу за ребенком не имеется.
На основании абзаца 2 п. 2 ст. 14 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда и вести учет, связанный в начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет, Сам по себе факт неуплаты или уплаты не в полном объеме страхователями страховых взносов не может служить основанием для возложения неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения на застрахованных лиц, поскольку действующее законодательство не содержит норм, которые бы обязывали застрахованных лиц контролировать своевременную и правильную уплату страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование либо ставили бы в зависимость выплату обязательного страхового обеспечения от исполнения застрахованным лицом такой обязанности. Поэтому данный довод ответчика суд считает необоснованным.
В соответствии с п. 5 Закона "Об индивидуальном /персонифицированном/ учете в системе обязательного пенсионного страхования" органом, осуществляющим индивидуальный /персонифицированный/ учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный Фонд Российской Федерации.
В силу ст. 8 данного Закона сведения о всех лицах, работающих по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы предоставляет в Пенсионный фонд страхователь, т.е. работодатель. Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.12 № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", а также в п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.99. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию /включая пенсионное/ с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию /ст. ст. 1, 22 Трудового кодекса РФ/. Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на страховую пенсию.
Таким образом, требования истца подлежат удовлетворению, периоды с *** по ***, с *** по *** подлежат включению в страховой стаж истца в льготном исчислении.
С учетом включения оспариваемых периодов специальный стаж истца на дату обращения за назначением страховой пенсии – *** – составляет более 30 лет.
Таким образом, судом установлено наличие предусмотренных п.п. 20 п.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» условий для назначения страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения в количестве не менее 30 лет с даты обращения истца за назначением досрочной трудовой пенсии по старости – с ***.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Коваль Ольги Викторовны к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга о признании права на досрочную страховую пенсию, удовлетворить частично.
Включить Коваль Ольге Викторовне в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды работы: с 06.10.1997 по 31.10.1997, с 05.02.2001 по 27.04.2001, с 02.10.2006 по 27.10.2006, с 14.09.2011 по 11.10.2011, с 03.10.2016 по 28.10.2016 – в календарном исчислении, а также периоды с 01.01.2001 по 04.02.2001, с 28.04.2001 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 31.03.2003, с 23.04.2007 по 25.09.2007, с 22.09.2000 по 31.12.2000, с 01.01.2017 по 22.03.2017 – в льготном исчислении.
Признать за Коваль Ольгой Викторовной право на досрочную страховую пенсию по старости и обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга назначить Коваль Ольге Викторовне досрочную страховую пенсию по старости с 23.03.2017.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ж.А. Мурашова