№ 2-207\2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июня 2012 года с. Красногорское
Красногорский районный суд Алтайского края в составе
председательствующего Белущенко М.Ю.,
при секретаре Ермаковой Е.В.
с участием прокурора Генералова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Красногорского района Алтайского края в интересах Кадай Августы Максимовны к Управлению социальной защиты населения по Красногорскому району о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет и взыскании недополученной компенсации по оплате за твердое топливо,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красногорского района Алтайского края обратился в Красногорский районный суд с иском в интересах Кадай А.М., в котором просит признать незаконными действия ответчика по расчету истцу компенсации на оплату твердого топлива, исходя из социальной нормы площади жилья, обязать ответчика рассчитывать и производить истцу денежный эквивалент в виде 50% расходов на оплату отопления исходя из общей площади жилого помещения, взыскать с Управления социальной защиты населения по Красногорскому району в пользу истца недополученную сумму компенсации за льготу по оплате твердого топлива за № годы в размере <данные изъяты>.
В обоснование заявленных требований указал, что в прокуратуру района обратилась Кадай А.М. с заявлением о неправильном расчете денежного эквивалента о взыскании 50% расходов на оплату твердого топлива, необходимости произведения перерасчета и взыскании недополученной компенсации по оплате за твердое топливо. В ходе проверки установлено, что истец является ветераном труда и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии с законами Алтайского края.
Законом Алтайского края от 15.04.2005 № 24-ЗС (ред. от 07.09.2009) «О присвоении звания «Ветеран труда Алтайского края», установлено, что лица, удостоенные звания «Ветеран труда Алтайского края», получают право на меры социальной поддержки, установленные для ветеранов труда Алтайского края от 3.12.2004 года № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов».
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, предоставляется компенсация 50 процентов топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
С 01.04.2008г. согласно пункту 3 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 1 апреля 2008 года № 126, компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения.
Статьей 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 № 156-ЗС установлено, что размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края.
Пункт 19 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 01.08.2006 N 327 (ред. от 11.03.2009) устанавливает, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с законом Алтайского края от 27 декабря 2007 года N 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Порядок определения размера названных компенсаций и их выплаты установлен постановлением Администрации края от 1 апреля 2008 года N 126 «Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае».
В Правилах определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 01.04.08. №126 (далее Правила) продублированы и детализированы положения вышеназванного Закона.
В соответствии с пунктами 11,12 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 01.04.08. №126 (далее Правила) решение о назначении компенсации принимается руководителем или уполномоченным им должностным лицом органа социальной защиты населения по месту жительства льготополучателя. Орган социальной защиты населения формирует на каждого льготополучателя личное дело, в которое брошюруются необходимые документы, а также решение руководителя органа социальной защиты населения о назначении компенсации.
Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (п. 14).
Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа (п.31 Правил.) Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (п.п.37, 38 Правил).
Согласно пункту 18 названных Правил денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате топлива могут определяться органом социальной защиты населения на основании представленных льготополучателем платежных документов организации, реализовавшей ему топливо. При этом согласно пункту 17 Правил денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате топлива определяются в пределах норм топлива, установленных органами местного самоуправления для продажи населению.
Решением совета народных депутатов Красногорского района № 14 от 28.02.2007 г. «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения» (в редакции решения № 54 от 27.09.2008 г.), норматив
на дрова (при печном отоплении без использовании угля) составляет
0,219 куб.м на 1 кв. м. в год;
дрова (дополнительно к норме угля), 0,055 куб.м. на 1 кв. м. в год;
уголь 60 кг. на 1 кв. м. в год.
замещение одной тонны каменного угля дровами производится из
расчета 2,7 куб. метра дров за 1 тонну угля;
замещение 1 куб. м. дров углем производится из расчета 0,365 тонн
угля за 1 куб. м. дров.
Размер платы за отопление, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной пунктом 1 приложения №. 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 307): P=S* N *Т, где S - общая площадь отапливаемого помещения, N - норматив потребления тепловой энергии на отопление, Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, согласно вышеуказанным нормам размер платы за отопление определяется исходя из общей площади квартиры.
Из представленных документов следует, что площадь жилого помещения, в котором проживает истец Кадай А.М, составляет <данные изъяты> кв. м., а расчет льготы произведен исходя из 33 кв.м. на одного проживающего, то есть исходя из социальной площади жилья, а не из общей площади. В связи с чем процессуальный истец просит взыскать недополученную сумму денежного эквивалента 50% льготы за твердое топливо в размере <данные изъяты>.
В судебном заседании прокурор Генералов А.А. исковые требования уточнил в части расчета недополученной суммы компенсации за льготу по оплате твердого топлива за №., просит взыскать с ответчика <данные изъяты>. В остальной части иск поддержал по изложенным в нем основаниям.
Истец Кадай А.М. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика - Управление социальной защиты населения по Красногорскому району Халезова С.Н. не согласилась с исковыми требованиями, о чем представила письменный отзыв. Полагает требования не подлежат удовлетворению ввиду необходимости расчета размера денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате твердого топлива исходя из стандартов социальной нормы жилья в сфере жилищно-коммунальных услуг Методикой определения нормативов потребления, утв. Приказом Министерства коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и иных подзаконных актов. Также указывает на то, что предоставление данной меры социальной поддержки должно быть обусловлено не только социальной нормой площади жилого помещения, но и нормативом потребления твердого топлива, установленного законодательно органами местного самоуправления, в связи с чем, представили контрасчет, в соответствии с которым сумма недополученной компенсации составляет <данные изъяты> руб.
<данные изъяты>
Представитель третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства был извещен надлежащим образом, суд просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суду представил письменный отзыв, в котором возражает против удовлетворения исковых требований, не согласен с расчетом, произведенным истцом по основаниям, аналогичным позиции Управления социальной защиты населения по Красногорскому району.
С учетом положений ст.167 ГПК РФ суд рассматривает дело при указанной явке.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истец Кадай А.М. является ветераном труда, что подтверждается удостоверением серии Ф №.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, истцу принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный в <адрес> по <адрес>, 5 общей площадью <данные изъяты> кв.м., в которой она проживает одна, что подтверждается справкой Администрации Красногорского сельского совета по месту жительства о составе семьи.
Установлено, что в жилом помещении, в котором проживает истица, печное отопление. По сведениям, предоставленным Управлением социальной защиты населения по Красногорскому району, Кадай А.М. является льготополучателем компенсации по оплате твердого топлива, с № года истице предоставляется льгота по теплоснабжению на приобретённые дрова и уголь.
Из материалов дела следует, что расчет льготы по отоплению истцу определены исходя из размера площади 33 кв.м. на одного проживающего и норматива потребления топлива. Вместе с тем общая площадь жилого помещения составляет <данные изъяты> кв. м, о чем свидетельствует копия свидетельства о государственной регистрации права, выписка из похозяйственной книги, технический паспорт жилого помещения.
В соответствии со ст.22 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.Законом Алтайского края от 15.04.2005 N 24-ЗС (ред. от 07.09.2009) «О присвоении звания «Ветеран труда Алтайского края» установлено, что лица, удостоенные звания «Ветеран труда Алтайского края», получают право на меры социальной поддержки, установленные для ветеранов труда законом Алтайского края от 3 декабря 2004 года N 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» (ст.3 Закона).
В силу положений п.4 ч.1 ст.3 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 61-ЗС (ред. от 31.10.2008) «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг); ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
Пункт 19 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 01.08.2006 N 327 (ред. от 11.03.2009) устанавливает, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с законом Алтайского края от 27 декабря 2007 года N 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Порядок определения размера названных компенсаций и их выплаты установлен постановлением Администрации края от 1 апреля 2008 года N 126 «Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае».
В Правилах определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 01.04.08. №126 (далее Правила) продублированы и детализированы положения вышеназванного Закона.
В соответствии с пунктами 11,12 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 01.04.08. №126 (далее Правила) решение о назначении компенсации принимается руководителем или уполномоченным им должностным лицом органа социальной защиты населения по месту жительства льготополучателя. Орган социальной защиты населения формирует на каждого льготополучателя личное дело, в которое брошюруются необходимые документы, а также решение руководителя органа социальной защиты населения о назначении компенсации.
Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (п.14).
Согласно пункту 18 Правил № 126 денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате топлива могут определяться органом социальной защиты населения на основании представленных льготополучателем платежных документов организации, реализовавшей ему топливо.
Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате твердого топлива (уголь, дрова), в том числе его доставки (если предусмотрено федеральными законами или законами Алтайского края), могут определяться органом социальной защиты населения на основании договоров (актов) купли-продажи при приобретении твердого топлива у индивидуальных предпринимателей исходя из расходов (в пределах норм твердого топлива, установленных органами местного самоуправления для продажи населению) (п. 19).
Расходы, указанные в пункте 19 Правил, учитываются исходя из розничной цены на твердое топливо, рассчитанной индивидуальным предпринимателем (п. 20).
Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа (п.31 Правил.) Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (п.п.37, 38 Правил).
Из вышеизложенного следует, что льготная площадь для расчета денежного эквивалента по оплате за твердое топливо обозначается Управлением социальной защиты населения по Красногорскому району. При этом расчет Управлением производится из социальной нормы площади жилого помещения 33 кв.м. на одиноко проживающих граждан.
Законом № 61-ЗС (п. 4 ч. 1 ст. 3) и Правилами предусмотрено ограничение мер социальной поддержки по оплате твердого топлива нормами, установленными для продажи населению. При этом норма - это верхняя граница, предел, выше которого компенсация не может быть предоставлена. Поэтому если гражданин приобрел твердое топливо в большем количестве, чем установленная норма, то компенсация может быть предоставлена только на установленную норму. В случае приобретения гражданином топлива в меньшем количестве, чем установленная норма, компенсация предоставляется на весь приобретенный объем.
В силу пункта 17 Правил денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате топлива определяются в пределах норм топлива, установленных органами местного самоуправления для продажи населению.
В Красногорском районе нормы потребления твердого топлива установлены Решением совета народных депутатов Красногорского района от 28.02.2007 № 14(в редакции решения № 54 от 27.09.2008 г.). В соответствии с указанным решением норматив составляет:
на дрова (при печном отоплении без использовании угля) составляет
0,219 куб.м на 1 кв. м. в год;
дрова (дополнительно к норме угля), 0,055 куб.м. на 1 кв. м. в год;
уголь 60 кг. на 1 кв. м. в год.
замещение одной тонны каменного угля дровами производится из
расчета 2,7 куб. метра дров за 1 тонну угля;
замещение 1 куб. м. дров углем производится из расчета 0,365 тонн
угля за 1 куб. м. дров.
Размер платы за отопление, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной пунктом 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307): P=S* N *Т, где
S - общая площадь отапливаемого помещения
N - норматив потребления тепловой энергии на отопление
Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с
законодательством РФ.
Из анализа действующего законодательства суд приходит к выводу, что в настоящее время отсутствует какой-либо нормативно-правовой акт, ограничивающий предоставление льгот по оплате твердого топлива данной категории граждан определенным количеством метров жилого помещения, имеется указание на ограничение меры указанной социальной поддержки нормативом потребления твердого топлива.
В силу ч.3 ст.7 Закона Алтайского края от 27.12.2007 № 156-ЗС суммы компенсации, не полученные гражданином своевременно по вине уполномоченного органа или организации-поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока.
Представленные ответчиком и третьим лицом контррасчет недополученной суммы денежного эквивалента в виде 50% льготы по оплате твердого топлива за ДД.ММ.ГГГГ. судом проверен и признан верным.
Установлено, что для жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м, в котором проживает истица норма угля составляет <данные изъяты>, дров - <данные изъяты>
"расчет"
"расчет"
"расчет"
"расчет"
"расчет"
"расчет"
"расчет"
Учитывая вышеизложенное, общий размер недополученной компенсации за ДД.ММ.ГГГГ г. составляет <данные изъяты>
Прокурором указанный выше расчет не оспаривается.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что действия ответчика по расчету и назначению истцу компенсации в размере 50 % на оплату топлива исходя из социальной нормы жилья за <данные изъяты> года незаконны, в связи с чем удовлетворяет исковые требования в части взыскания недополученной суммы компенсации за льготу по оплате твердого топлива за в размере <данные изъяты> рублей.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на Управление социальной защиты населения по Красногорскому району обязанности на будущее рассчитывать и производить истцу выплату денежного эквивалента компенсации в размере 50 % от фактически понесенных расходов на оплату твердого топлива, исходя из общей площади жилого помещения. На момент рассмотрения спора судом не установлено нарушений прав истца. При возникновении нарушений прав истца в будущем, он не лишен возможности обратиться в суд за его восстановлением.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Красногорского района удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по Красногорскому району по расчету истцу размера денежного эквивалента меры социальной поддержки по оплате твердого топлива исходя из социальной нормы площади жилья.
Взыскать с Управления социальной защиты населения по Красногорскому району в пользу Кадай Августы Максимовны недополученную сумму компенсации по оплате твердого топлива за ДД.ММ.ГГГГ годы в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения в Алтайский краевой суд через Красногорский районный суд.
Председательствующий М.Ю.Белущенко