Решение по делу № 2-252/2019 ~ М-100/2019 от 11.02.2019

дело № 2-252/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Долгих Е.А.,

при секретаре судебного заседания Анисовец А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании «04» апреля 2019 года в с. Выльгорт гражданское дело по исковому заявлению Прасоловой И.Т. к государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района», Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о признании решения незаконным и возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда»,

установил:

Прасолова И.Т. обратилась в суд с исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» (далее по тексту – ГБУ РК «ЦСЗН Сыктывдинского района»), Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о признании решений ГБУ РК «ЦСЗН Сыктывдинского района» от 31.10.2018 и приказа Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми № 1564 от 24.10.2018 «Об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконными и возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда». Требования мотивированы тем, что ей отказано в присвоении звания «Ветеран труда» ввиду отсутствия оснований согласно представленным документам, которые не отвечают требованиям пп. 1 п. 7(1) Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 №302. Считая вышеуказанный отказ необоснованным и нарушающим права, Прасолова И.Т. обратилась в суд с рассматриваемым исковым заявлением.

В ходе рассмотрения гражданского дела Прасолова И.Т. уточнила исковые требования, сформулировав их в окончательной форме как требования о признании незаконным отказа Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в присвоении Прасоловой И.Т. звания «Ветерана труда», отмене приказа №1564 от 24.10.2018 от 24.10.2018 «Об отказе в присвоении звания Ветеран труда» Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, обязании Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми присвоить звание «Ветеран труда» Прасоловой И.Т. с момента обращения, возложении на ГБУ РК «ЦСЗН Сыктывдинского района» обязанности включить Прасолову И.Т. в список на получение звания «Ветеран труда».

Истец Прасолова И.Т., будучи надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не явилась, представителей не направила. Опрошенная ранее в судебных заседаниях Прасолова И.Т. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении, дополнительно пояснив, что 14.10.2018 она обратилась в ГБУ РК «ЦСЗН Сыктывдинского района» с заявлением о присвоении звания «Ветерана труда», по результатам рассмотрения которого 14.11.2018 получила уведомление с копией приказа об отказе в присвоении данного звания. Прасолова И.Т. указала, что с данным приказом не согласна, поскольку с момента окончания учебы она работала в сфере жилищно-коммунального хозяйства в одной и той же организации. Трудовую деятельность начала с 1985 года, на момент направления заявления общий трудовой стаж составлял 22 года.

Ответчик Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание представителей не направило, просило о рассмотрении в отсутствие представителей, представив возражения на исковое заявление, согласно которым просило отказать в удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку награждение истца Почетной грамотой Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми не дает право на присвоение звания «Ветеран труда», в связи с тем, что для присвоения звания «Ветеран труда» учитываются только ведомственные знаки отличия в труде, учрежденные федеральными органами государственной власти Российской Федерации.

Ответчик ГБУ РК «ЦСЗН Сыктывдинского района», извещенное о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание представителей не направил, представив отзыв на исковое заявление, из которого следует, что ГБУ РК «ЦСЗН Сыктывдинского района» возражает заявленным исковым требованиям, указав, что представленная истцом Почетная грамота Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми не может быть признана ведомственной наградой, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда», в связи с тем, что согласно требованиям законодательства при присвоение указанного звания учитываются почетные грамоты федеральных органов исполнительной власти. Кроме того в отзыве указано, что при обращении Прасоловой И.Т. в Центр с заявлением и приложенными к нему документами указанное заявление направлено на рассмотрение в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, которое по результатам рассмотрения заявления Прасоловой И.Т. приняло решение в виде приказа об отказе в присвоении звания «Ветеран труда». После поступления оспариваемого приказа в ГБУ РК «ЦСЗН Сыктывдинского района» последнее уведомило истца о принятом Министерством решении. Учитывая изложенное, ГБУ РК «ЦСЗН Сыктывдинского района» полагает, что полномочия Центра выполнены в полном объеме. Будучи ранее опрошенная в судебном заседании представитель ГБУ РК «ЦСЗН Сыктывдинского района» Костина Г.Н. дополнительно пояснила суду, что ГБУ РК «ЦСЗН Сыктывдинского района» является ненадлежащим ответчиком, поскольку в обязанности учреждения входит лишь принятие заявления и направление его на рассмотрение в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, а решение принимается уже Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.

Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом при рассмотрении дела установлено, что Прасалова И.Т. является пенсионером по старости с 09.08.2013.

Как следует из материалов дела, на основании приказа №154-ОД от 31.08.2007 министра архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми Прасолова И.Т. награждена Почетной грамотой Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми за добросовестный труд.

Истец Прасолова И.Т. 08.10.2018 обратилась в ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив копии необходимых документов.

Приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми № 1564 от 24.10.2018 в присвоении звания «Ветеран труда» Прасоловой И.Т. отказано со ссылкой на пп. 2 п. 11 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 № 302 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда».

Находя действия ответчиков незаконными, Прасолова И.Т. обратилась с настоящим заявлением, указав, что, Почетная грамота Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми при наличие необходимого стажа является основанием для присвоения ей звания «Ветеран труда».

Разрешая требования по существу, суд исходит из следующего.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (чч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ).

Участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.

Основания для присвоения звания «Ветеран труда» установлены в ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее по тексту – Федеральный закон № 5-ФЗ), пунктом 1 которой предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», и лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Федерального закона №5-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 №388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» за гражданами, которые по состоянию на 30.06.2016 награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

В соответствии с законом Республики Коми от 12.11.2004 №55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» установлено, что звание «Ветеран труда» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются Правительством Республики Коми.

Согласно п. 7 (1) Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми (вместе с «Перечнем ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда»), утвержденного постановлением Правительства РК от 19.12.2007 №302 (далее по тексту – Положение), для лиц, награжденных по состоянию на 30.06.2016 ведомственными знаками отличия в труде при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, основанием для присвоения звания «Ветеран труда» являются правоустанавливающие документы, подтверждающие: награждение по состоянию на 30.06.2016 ведомственными знаками отличия в труде по перечню ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», согласно приложению №2 к настоящему Положению.

Указанное приложение №2 к Положению содержит перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», учрежденных федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, в число которых входит и почетная грамота Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Российской Федерации.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, истец, награждена почетной грамотой Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, а не федерального министерства, что в свою очередь, указывает на отсутствие оснований для присвоения Прасоловой И.Т. звания «Ветеран труда».

Доводы истца о том, что за гражданами, которые по состоянию на 30.06.2016 награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, а равно вручение Почетной грамоты Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми в 2007 и наличие трудового стажа более 20 лет являются основанием для вручения звания «Ветерана труда», суд находит несостоятельными, поскольку порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» установлены Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства РК от 19.12.2007 № 302.

Кроме того, суд считает несостоятельным и довод истца о том, что постановлением Конституционного суда Республики Коми от 30.09.2011 (по делу о проверке конституционности приложения №2) (далее по тексту – постановление Конституционного суда РК), приложение №2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 №302, было признано не соответствующим Конституции Республики Коми.

Из абзаца 11 постановления Конституционного суда РК следует, что перечисление в Приложении №2 ведомственных знаков отличия в труде само по себе не нарушает прописанные в Конституции Республики Коми права и свободы граждан, поскольку данные виды поощрения предусмотрены правовыми актами ведомств СССР, РСФСР и Российской Федерации и в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации и Республики Коми являются безусловным основанием для рассмотрения вопроса о присвоении награжденным этими знаками лицам звания «Ветеран труда».

Вместе с тем, Приложением № 2 предусмотрен исчерпывающий и далеко не полный перечень ведомственных знаков отличия в труде, что противоречит ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» и ст. 22.1 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», императивно устанавливающим основания для присвоения звания «Ветеран труда», и ведет к необоснованному ограничению прав граждан, удостоенных знаков отличия в труде, учрежденных правовыми актами ведомств СССР, РСФСР и Российской Федерации, но не нашедших своего отражения в настоящем Приложении (абзац 11 постановления Конституционного суда РК).

Из анализа вышеизложенного следует, что вышеуказанное Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми признано не соответствующим только в той части, что ведомства Российской Федерации не лишены возможности принимать правовые акты об учреждении новых знаков отличия в труде, которые в силу закона являются основанием для рассмотрения вопроса о присвоении звания «Ветеран труда», а равно определенный Положением перечень ведомственных знаков отличия в труде не может быть исчерпывающим, в связи с возможность дополнить его новыми знаками отличия в труде, учрежденных правовыми актами ведомств СССР, РСФСР и Российской Федерации, но не нашедших своего отражения в настоящем Приложении. Вместе с тем, знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», могут быть только знаки, учрежденные правовыми актами ведомств СССР, РСФСР и Российской Федерации. В указанной части Положение не признавалось не соответствующим Конституции Республики Коми, а равно знак отличия в труде, врученный Прасоловой И.Т., не относящийся к указанной категории, не даёт право на присвоение такого звания.

Таким образом, оснований для присвоения истцу звания «Ветеран труда» в связи с наличием Почетной грамоты Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми за добросовестный труд не имеется, поскольку указанный знак отличия в труде вручен истцу не министерством Российской Федерации, а министерством Республики Коми, то есть ведомством субъекта Российской Федерации, следовательно, отсутствуют и основания для признания решения Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми № 1564 от 24.10.2018 «Об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным.

Поскольку оспариваемое Прасоловой И.Т. решение принято Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми и в силу п. 11 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства РК от 19.12.2007 № 302, ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» не уполномочен рассматривать документы и принимать соответствующие решения о присвоении звания «Ветеран труда», оснований для удовлетворения исковых требований в части направленных к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования Прасаловой И.Т. к государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района», Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о признании незаконным отказа Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в присвоении Прасоловой И.Т. звания «Ветерана труда», отмене приказа №1564 от 24.10.2018 от 24.10.2018 «Об отказе в присвоении звания Ветеран труда» Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, обязании присвоить звание «Ветеран труда» Прасоловой И.Т. с момента обращения, возложении обязанности на государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» включить Прасолову И.Т. в список на получение звания «Ветеран труда» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Коми чрез Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме – 09.04.2019.

Судья Е.А. Долгих

2-252/2019 ~ М-100/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прасолова Ирина Тимофеевна
Ответчики
ГБУ РК "ЦСЗН Сыктывдинского р-на"
Министерство труда, занятости ти соцуальной защиты РК
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Долгих Елена Алексеевна
Дело на странице суда
skdsud--komi.sudrf.ru
12.02.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.02.2019Передача материалов судье
13.02.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.03.2019Судебное заседание
04.04.2019Судебное заседание
09.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2021Дело оформлено
25.03.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее